Искусство Фландрии XVII в

Значение противостояния с Испанией XVI–XVII вв. для судеб Нидерландов. Победа испанского абсолютизма на Юге страны и разделение Нидерландов на два государства. Роль фламандского дворянства, церкви и, в частности, ордена иезуитов. Двор испанской наместницы в Антверпене и настроения местной интеллигенции. Национальная фольклорная традиция и её роль в формировании фламандской школы искусства. Характерные черты фламандской живописи - яркая жизнерадостность, реализм, народность, торжественная праздничность образов.

Питер Пауль Рубенс (1577–1640) – глава фламандской живописи и крупнейший мастер XVII века в Европе. Разнообразие творческих интересов Рубенса, его работа в различных жанрах и техниках искусства. Разнообразие тематики его картин и общая характеристика наследия. Рубенс-гуманист, художник, дипломат. Творческая эволюция художника. Ученический период. Формирование стиля. Путешествие в Италию. Работа по возвра­щению во Фландрию. Рубенс – портретист и создание им нового типа живописного барочного аристократического портрета. Рубенс – монументалист. Античная тематика в творчестве художника. Его отношение к обнаженной натуре. Формирование мастерской Рубенса, ее значение в развитии фламандского искусства. Педагогические методы Рубенса и организация работы учеников. Рубенс как мастер исторической живописи. Цикл картин для Люксембургского дворца «История Марии Медичи» и его значение в развитии искусства. Цикл «История Деция Мусса». Эволюция Рубенса-живописца. Творчество его зрелого периода. Алтарные картины для соборов Антверпена. Последнее десятилетие творчества Рубенса и так называемый «Стеновский период». Серия эскизов декоративных арок по случаю въезда нового наместника в Антверпен. Изменение тематики и торжество живописного начала в позднем творчестве Рубенса. Появление жанровых картин. Рубенс - пейзажист и его роль в эволюции западноевропейского пейзажа. Поздние портреты Рубенса. Значение художника в развитии графических искусств. Влияние Рубенса на фламандскую печатную графику. Ее основные виды. Рубенс - рисовальщик. Разные типы рисунков. Школа Рубенса. Место Рубенса в мировом искусстве.

Антонис ван Дейк (1599–1641) – крупнейший после Рубенса живописец Фландрии, ван Дейк как создатель нового общеевропейского типа репрезентативного аристократического портрета. Характерные черты этого портрета. Эволюция творчества ван Дейка. Его ранние работы. Итальянский период и аристократизация искусства ван Дейка. Второй антверпенский период. «Иконография ван Дейка». Английский период и роль ван Дейка в формировании английской художественной школы. Ван Дейк - офортист и рисовальщик. Его влияние на портретное искусство Европы.

Якоб Иорданс (1593–1678) – третий великий мастер фламандской живописи XVII века, олицетворяющий своим творчеством народное и фольклорное направление фламандского искусства. Связь произведений Иорданса с народной жизнью. Особенности его стиля. Эволюция Иорданса. Иорданс-портретист. Его монументальные композиции. Роль Иорданса в развитии рисунка и акварельной техники. Фламандский натюрморт.

Франс Снейдерс (1579–1657) – крупнейший мастер натюрморта в искусстве XVII века. Особенности его искусства: чувственное, красочное восприятие мира, динамизм, широкая живописная манера. Снейдерс – как создатель монументально-декоративного натюрморта. Снейдерс – анималист. Сцены охот в его творчестве. Ян Фейт (1611–1661), как мастер иного, отличного от Снейдерса натюрморта, характеризующегося меньшим декоративным размахом, но большей изысканностью и живописной утонченностью. Ян Брейгель Бархатный (1568–1625) – натюрмортист и продолжатель традиций пейзажной живописи XVI столетия. Фламандская бытовая живопись.

Адриан Браувер (1606–1638) – один из самых значительных жанристов Европы XVII века. Связь его искусства с голландской школой. Развитие Браувера и традиций гротескного, комического искусства времен нидерландской буржуазной революции. Тематика картин Браувера. Специфика его искусства. Поиски остроты выразительности и выработка собственной манеры. Живописная тонкость его картин. Роль Браувера в развитии европейского пейзажа. Давид Тенирс (1610–1690) и искусство середины XVII века во Фландрии. Утрата Тенирсом острой полемичности, присущей картинам. Браувера, Интерес к развлекательным, анекдотическим моментам. Черты идеализации в искусстве Тенирса, Различные аспекты его творчества (мифологическая, аллегорическая, религиозная тематика, бытовые сцены, групповые портреты). Упадок фламандской живописи во второй половине XVII века.

 

Тема 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: