Искусство Голландии XVII в

Борьба за независимость в Северных Нидерландах. Экономические особенности Голландии. Морская торговля, колонии. Банковские операции. Кальвинизм и его роль в голландской культуре. Расцвет культуры. Философия (Спиноза), юриспруденция (Гуго Гроций), точные и естественные науки. Литература и театр. Общая характеристика голландской живописи. Ее преобладание над другими видами искусств. Отсутствие предпосылок для развития придворного и церковного искусства. Отражение в живописи идеологии, народные элементы. Реалистический характер голландского искусства. Широкое распространение живописи. Торговля художественными произведе­ниями и специализация художников в связи с работой для рынка. Дифференциация жанров (портрет, бытовая живопись, пейзаж, натюрморт). Непосредственное отражение действительности, интерес к повседневному быту, родной природе, индивидуальному своеобразию характеров. Передача воздушной среды, света и материальности предметов. Значение рисунка и офорта в творчестве голландских живописцев. Влияние голландского искусства на искусство других стран в XVII веке и его значение в последующем развитии искусства. Основные центры развития голландского искусства: Амстердам, Гарлем, Лейден, Делфт, Гаага, Утрехт и их специфика. Периодизация голландского искусства. Голландская живопись первой трети XVII века.

Формирование национальной школы. Ее истоки. Преодоление традиции маньеризма, Гарлемская Академия (Корнелис ван Гарлем, Гендрик Гольциус, Карел Ван Маклер). Утрехтские караваджиеты и их искания (Герард Хоктхорст, Гендрик Тербрюгген). Историческая живопись: Питер Ластман, братья Пейнасы, Клас Муйарт и новая интерпретация библейских сюжетов. Развитие портрета. Его массовость, отражение в портрете нового мировоззрения. Михаэль Миревельт (1567–1641) и создание схемы погрудного портрета, выражающего идеалы голландского бюргера. Томас де Кейзер (1597–1667), Николас Элиас (1591–1656) и дальнейшее развитие портрета. Голландский групповой портрет. Его истоки и основные типы (портреты стрелковых гильдий, портреты регентов и анатомии).

Становление национального пейзажа. Фламандские пейзажисты в Голландии (Гиллис ван Конинкслоо, Рулант Саверей) и традиции пейзажа XVI века. Их преодоление. Возникновение интимного, обыденного пейзажа. Обращение к природе родной страны. Гендрик Аверкамп (1585–1634), Эсайес ван де Велде (ок. 1580–1630), Адриан ван де Венне (1589–1662), Биллем Зейтевег (1591/98–1624). Питер Молейн (1595–1661), Ян ван Гойен (1596–1656), Геркулес Сегерс (ок. 1590–1638), Саломон ван Рейсдал (ок.1602–1670). Проблема передачи световоздушной среды в их творчестве. Основные черты голландского пейзажа первой половины XVII столетия – камерный формат, низкая линия горизонта, отсутствие кулис, большое внимание, уделяемое изображению неба. Разработка воздушной перспективы. Различные типы пейзажа – марина, городской и сельский пейзаж, изображение гаваней и дан. Лесной пейзаж. Мастера итальянизирующего пейзажа (Корнелис Пуленбург, Бартоломмеус Бренберг, Герман Сафтлевей и другие). Пейзаж в графике и рисунке (рисунки Бейтевега и Гойена, офорты Г. Сегерса).

Развитие натюрморта. Интерес к этому жанру в связи с культом частного быта в буржуазной Голландии и развитием естественных наук. Истоки натюрморта. Бальтазар ван дер Аст и Абрахам Босхарт. Различная тема­тика натюрмортов в разных центрах голландского искусства. Питер Клас (1597/98–1661) и Виллем Клас Хеда (1594–1680) – крупнейшие мастера голландского натюрморта первой половины XVII столетия. Особенности их картин – острый интерес к предметному миру, стремление передать фактуру вещей. Проблема освещения и светоцветового единства. Способы композиционного построения натюрмортов. Роль световоздушной среды.

Голландская живопись эпохи расцвета. Франс Халс (1582/83–1666) – крупнейший мастер искусства Голландии. Демократизм Халса, его связь с широкими народными массами и традициями нидерландской революции. Оптимизм и жизнеутверждающая сила произведений Халса. Отражение в личной судьбе Халса и его творчестве изменений, произошедших в Голландии на протяжении XVII столетия. Халс как мастер группового портрета. Решение им проблемы единства действующих лиц в групповом портрете. Ранние индивидуальные портреты и полуфигурные жанровые картины Халса. Манера живописи Халса, специфика его техники. Позднее творчество Халса, нотки пессимизма и разочарования в его картинах. Место Халса в развитии голландского искусства. Его ученики. Халс как один из основоположников голландской бытовой живописи. Дирк Халс (1591–1656) и художники его круга (Якоб Дюк, Питер Кодде, Антони Паламедес, Юдифь Лейстер, Биллем Дейстер и другие). Особенности жанровой картины и ограниченность тематики художников круга Дирка Халса.

Адриан ван Остаде (1610–1685) – крупнейший мастер крестьянского жанра. Эволюция его творчества. Ян Стен (1626–1679) – наиболее разносторонний мастер бытовой живописи Голландии эпохи расцвета. Разнообразие его тематики, любовь к изображению анекдотических ситуаций. Сатира и мораль в его искусстве. Связь Яна Стена с народным театром и камерами риторов. Эволюция творчества Стена. Изменение содержания и изобразительных средств голландской бытовой живописи во второй половине века. Герард Терборх (1617–1681) как жанрист и портретист. Его живописное мастерство. Лейденская школа жанристов. Геррит Доу, Габриэль Метсю, Франс Мирис как бытописатели светского общества. Делфтская школа живописи. Карел Фабрициус (1622–1654). Его искания и стремление создать жанровую картину нового типа («Продавец музыкальных инструментов»). Питер де Хох (1629–1683) – один из самых типичных жанристов Голландии, с наибольшей последовательностью воплотивший буржуазный быт в искусстве. Основные типы его картин. Живописное мастерство, умение передать поэзию городского быта, уют голландских интерьеров Лиризм его картин. Эмманюэль де Витте (1617–1692). Широкий охват действительности в его жанровых картинах Стремление к синтезу различных явлений жизни. Ян Вермеер Делфтский (1632–1675) – один из крупнейших живописцев Голландии. Его живописные приемы и мастерство. Поэтичность его искусства. Взаимоотношение человеческих фигур и среды в картинах Вермеера. Роль света и воздуха. Богатство материальной структуры предметного пира. Вермеер - пейзажист. Эволюция его творчества.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669) – крупнейший мастер западноевропейского искусства прошлого. Его место в развитии голландской и мировой культуры. Творчество Рембрандта, как высшее достижение голландского искусства. Широта творческого диапазона. Рембрандта. Его роль в развитии различных жанров живописи. Рембрандт – график, рисовальщик и офортист. Биография Рембрандта и периодизация его искусства. Ранний, лейденский период. Автопортреты как документы творческой биографии. Портреты, религиозные и мифологические композиции. Переезд в Амстердам. «Анатомия доктора Тюльпа» и вклад Рембрандта в решение проблемы группового портрета. «Ночной дозор». Живописное мастерство Рембрандта. Роль светотени в его искусстве. Поиски эмоциональной выразительности. Эволюция от внешнего драматизма к передаче сложных душевных состояний с помощью скупых изобразительных средств. Рембрандт – пейзажист. Позднее творчество Рембрандта. Тенденция к обобщению и монументальности. Поиски оптического целого в живописи и офорте. Усиление одухотворенности и психологизма. Живописная техника позднего Рембрандта. Портреты, монументальные композиции («Заговор Цивилиса»), библейские и евангельские сюжеты. Поздние автопортреты. Школа Рембрандта. Методы обучения художников. Основные ученики: Геррит Доу, Фердинанд Бол, Говерт Флинк, Геребрандт ван ден Экхоут, Николас Мас. Общие тенденции в эволюции их творчества (от подражания Рембрандту к полному отходу от принципов его искусства). Арт де Гелдер.

Голландский портрет середины и второй половины XVII века. Бартоломмеус ван дер Хелст (1613–1670), Абрахам ван ден Темпел (1622/23–1672), Каспар Нетшер (ум.1684). Отход от простоты и конкретности портретов начала века. Подражание иностранным школам. Голландская пейзажная живопись эпохи расцвета. Якоб ван Рейсдал (1628-1682) - крупнейший мастер голландского пейзажа, его творческий путь. Сочетание реализма и романтики в его произведениях. Разнообразие тематики картин Рейсдала. Его изобразительные средства. Мейндерт Хоббема (1638–1709). Голландская марина. Ян Порселис, Биллем ван де Велде и другие. Пейзаж с животными. Пауль Поттер (1625–1654) и Альберт Кейп (1620–1691). Новое решение проблемы солнечного света в их творчестве. Отход от тональной живописи. Филипп Воуверман. Мастера итальянского пейзажа (так называемые «итальянисты», «романисты»): Ян Бот, Клас Берхем, Адам Пейнакер. Архитектурный и городской пейзаж. Ян ван дер Хейден, Иов и Геррит Беркхейде. Голландский натюрморт середины и второй половины XVII века. Его отличие от натюрморта предшествующего этапа. Виллем Кальф (1619–1693) – крупнейший мастер натюрморта. Его живописное мастерство. Ян ван дер Хем. Живопись цветов. Охотничий натюрморт и изображение птиц. Ян Веникс, Мельхиор Хондекутер. Рост декоративных тенденций в натюрморте. Герард Лерес и академические течения конца XVII века. Адриан ван дер Верф. Корнелис Трост – последний крупный художник Голландии. Жанровые сцены и портрет в его творчестве. Технические приемы Треста. Упадок голландского искусства.

 

Тема 5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: