Искусство Испании XVII в

Основные этапы истории Испании. Золотой век испанского искусства. Испанская скульптура XVII века. Развитие деревянной полихромией пластики и ее связь с народным искусством. Тематика скульптуры, ее специфика. Ведущие школы скульптуры – Кастильская (Вальядолид) и Андалусская (Севилья). Грегорио Фернандес (ок.1576–1636) – глава кастильской школы. Драматизм и трагическая напряженность его образов. Сочетание большой жизненной правды с религиозным чувством в его произведениях. Специфика севильской школы - более уравновешенные, гармоничные и спокойные образы. Ее ведущий мастер Хуан Мартинес Монтаньес (1568–1649). Основные работы Монтаньеса. Их монументальность и величавая одухотворенность, без аскетической суровости, присущей северной школе. Последователи Монтаньеса. Алонсо Кано (1601–166?) и гранадская школа скульптуры. Педро де Мена (1628–1688). Нарастание мистицизма и религиозной экзальтации в пластике второй половины ХУII века. Франсиско Сарсильо (1707–1783) и упадок испанской деревянной скульптуры.

Испанская живопись XVII века. Важнейшие школы-Валенсийская, Андалусская и Кастильская. Возникновение жанра «бодегонес». Блас дель Прадо (1545–1605) – первый жанрист. Его конфликт с инквизицией. Хуан Санчес Котан (1561–1627) и зарождение испанского натюрморта. Франсиско Рибальта (1551/55–1628), Хуан Роэлас (1558/60–1625) и Франсиско Эррера Старший (1576–1656). Франсиско Пачеко (ок.1564–1654), его роль как педагога, теоретика и историка искусства. Хусепе Рибера (1591–1652) – первый великий мастер испанского «золотого века». Развитие его искусства в Неаполе. Характер творчества Риберы, введение народных типов в религиозное искусство. Драматизм и эмоциональность образов. Специфика живописной манеры. Рибера – мастер офорта. Франсиско Сурбаран (1598–ок.1664). Сочетание аскетической суровости и элементов мистики с материальной конкретностью в его произведениях. Сдержанное спокойствие, простота и монументальность его композиций. Специфика колорита Сурбарана. Связь его искусства с испанской деревянной скульптурой. Сурбаран как мастер натюрморта и портретист. Эволюция его живописи.

Диего Родригес де Сильва и Веласкес (1599–1660) – величайший испан­ский художник, один из крупнейших мастеров европейского искусства. Его творческий путь. Учеба у Пачеко. Обращение к бытовым и народным темам. Работа в качестве придворного художника в Мадриде. Ранние портреты. Путешествие в Италию. Мифологические сюжеты («Вакх», «Кузница Вулкана») Вклад Веласкеса в развитие исторической живописи («Сдача Бреды»). Портреты 30-х–40-х годов. Их различные типы (охотничьи, конные портреты; погрудные, в рост, поколенные; портреты карликов и шутов; портреты философов и.т.д.). Веласкес – психолог, раскрывающий душевный мир человека. Его гуманизм. Специфика испанского портрета. Вторая поездка в Италию. Пейзажи Веласкеса. Поздний период творчества художника («Иннокентий X», «Менины», «Пряхи», «Венера с зеркалом», портреты) – высший этап в развитии испанского искусства. Живописное мастерство Веласкеса. Проблема передачи света и воздуха в его произведениях. Идейное содержание его картин. Утверждение высокого достоинства простых людей. Тема труда у Веласкеса. Значение Веласкеса для развития европейского реалистического искусства в последующие времена. Последователи Веласкеса - Хуан Баутисто Мартинес дель Масо (ок.1612–1667) и Хуан Пареха (1616–1679). Его современники Алонсо Кано (1601–1667) – архитектор, скульптор, живописец и мастер натюрморта Антинио Переда (ок.1608–1678).

Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682) как представитель испанского искусства середины и второй половины XVII века. Севильская школа во времена Мурильо. Постепенный отход от реализма, усиление религиозного чувства, идеализации образов. Эволюция Мурильо от суровой сдержанности и строгой правдивости к идеализированному сентиментальному искусству. Лиризм произведений Мурильо. Его колористическое мастерство. Жанровые картины Мурильо, их отличие от «бодегонес» начала века. Испанский пейзаж. Игнасио Ириарте (1620–1685). Последний этап развития Севильской школы и творчество Хуана Вальдес-Леаля (1622–1690). Отход от лучших традиций живописи «золотого века». Тема смерти и безнадежности в искусстве Вальдес-Леаля. Религиозный Фанатизм и мистика в его произведениях. Упадок Мадридской школы. Клаудио Коэльо(1642–1693). Кареньо да Миранда (1614–1685). Историческая живопись и портрет в их творчестве.

 

Тема 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: