Данное пособие предназначено для специалистов, работающих с маленькими детьми с синдромом Дауна в возрасте от полутора до двух с половиной — трех лет, и может быть также использовано при организации коррекционно-воспитательной помощи детям других нозологических групп, но с учетом специфики их развития.
Оно создано на основе опыта работы с семьями, воспитывающими детей дома, но желающими видеть их интегрированными в общество.
Подробно, по шагам, дано обоснование и описание работы адаптационной группы, направленной на первичную социализацию ребенка и организацию первых контактов со сверстниками и взрослыми. Такого рода группы могут создаваться при реабилитационных центрах, консультативных районных службах, детских садах и т. д.
Часть I
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ' СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
С ОСОБЫМИ НУЖДАМИ
При организации работы с детьми нам показалось важным определиться в выделении направлений работы. В своей практике, помимо использования опыта отечественной психологии и педагогики, мы обращались к зарубежным руководствам по организации работы с детьми раннего возраста с особыми нуждами. Остановимся на том, какие сферы развития и направления работы выделяются в наиболее известных из них:
«Маленькие ступеньки»
• навыки общения;
• навыки общей моторики;
• навыки тонкой моторики (включают в себя когнитивное
развитие);
• восприятие речи;
• самообслуживание и социальные навыки.
«Портедж» (Рог1а8е/Еаг1у Ейисайоп Рго§гатт):
• моторика (крупная и мелкая);
• развитие общения и речи;
• когнитивное развитие;
• социализация;
• самообслуживание.
«Каролина карикьюлум» (Тпе СагоНпа Сагпси1ит Гог сЬМгеп 8рес1а1 №ейз)
когнитивное развитие;
общение;
социализация (адаптация) (включает самообслуживание);
общая моторика;
тонкая моторика.
«Междисциплинарное обследование на основе игры* (Тгап8{Н8с1р1тагу Иау-Вазе А88е88теп1):
• когнитивное развитие;
• социально-эмоциональное развитие;
• развитие общения и речи;
• сенсомоторное развитие (включает крупную и тонкую
моторику, а также сенсорное развитие).
Как мы видим, во всех перечисленных пособиях авторы объединяли некоторые сферы развития, например, моторики и познания, моторики и сенсорики и т. д., что вполне объяснимо, поскольку у ребенка раннего возраста все стороны развития взаимосвязаны и взаимообусловлены. Тем не менее, для организации работы наиболее целесообразным и удобным нам кажется выделение каждой сферы развития в отдельный раздел с последующим их объединением в конкретных видах деятельности, например: коллективная работа — коллаж из природного материала «Осень» — решает задачи по развитию речи, познавательной деятельности, сенсорики, мелкой моторики и социализации. Здесь следует отметить, что при подборе заданий только одна из задач должна находиться в зоне ближайшего развития, остальные должны быть уже усвоеными ребенком и использоваться для закрепления, то есть лежать в зоне актуального развития.
В данном пособии мы выделили и предлагаем на примере адаптационной группы следующие направления работы
/. Социально-эмоциональное развитие — основной целью создания адаптационных групп является щадящее, постепенное вхождение ребенка в коллектив сверстников, формирование системы взаимоотношений с детьми и взрослыми, иными словами, при групповой форме работы во главу угла ставится социально-эмоциональное развитие, формирование навыков взаимодействия и общения.
2. Формирование общения, развитие речи - в этом разделе описана последовательность формирования средств общения. Подробно рассмотрена система работы над пониманием речи. В разделе, посвященном развитию экспрессивной речи, рассматривается возможность временного использования невербальных средств общения с одновременным развитием устной речи, начиная с вы-
зывания голосовых реакций и до стимуляции использования простых слов и словосочетаний.






