Кому адресовано это пособие

Данное пособие предназначено для специалистов, работаю­щих с маленькими детьми с синдромом Дауна в возрасте от полу­тора до двух с половиной — трех лет, и может быть также исполь­зовано при организации коррекционно-воспитательной помощи детям других нозологических групп, но с учетом специфики их развития.

Оно создано на основе опыта работы с семьями, воспитыва­ющими детей дома, но желающими видеть их интегрированными в общество.

Подробно, по шагам, дано обоснование и описание работы адаптационной группы, направленной на первичную социализа­цию ребенка и организацию первых контактов со сверстниками и взрослыми. Такого рода группы могут создаваться при реабилита­ционных центрах, консультативных районных службах, детских садах и т. д.


Часть I

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ' СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

С ОСОБЫМИ НУЖДАМИ

При организации работы с детьми нам показалось важным определиться в выделении направлений работы. В своей практике, помимо использования опыта отечественной психологии и педа­гогики, мы обращались к зарубежным руководствам по организа­ции работы с детьми раннего возраста с особыми нуждами. Оста­новимся на том, какие сферы развития и направления работы выделяются в наиболее известных из них:

«Маленькие ступеньки»

• навыки общения;

• навыки общей моторики;

• навыки тонкой моторики (включают в себя когнитивное
развитие);

• восприятие речи;

• самообслуживание и социальные навыки.

«Портедж» (Рог1а8е/Еаг1у Ейисайоп Рго§гатт):

• моторика (крупная и мелкая);

• развитие общения и речи;

• когнитивное развитие;

• социализация;

• самообслуживание.

«Каролина карикьюлум» (Тпе СагоНпа Сагпси1ит Гог сЬМгеп 8рес1а1 №ейз)

когнитивное развитие;

общение;

социализация (адаптация) (включает самообслуживание);

общая моторика;

тонкая моторика.


«Междисциплинарное обследование на основе игры* (Тгап8{Н8с1р1тагу Иау-Вазе А88е88теп1):

• когнитивное развитие;

• социально-эмоциональное развитие;

• развитие общения и речи;

• сенсомоторное развитие (включает крупную и тонкую
моторику, а также сенсорное развитие).

Как мы видим, во всех перечисленных пособиях авторы объе­диняли некоторые сферы развития, например, моторики и по­знания, моторики и сенсорики и т. д., что вполне объяснимо, поскольку у ребенка раннего возраста все стороны развития взаи­мосвязаны и взаимообусловлены. Тем не менее, для организации работы наиболее целесообразным и удобным нам кажется выделе­ние каждой сферы развития в отдельный раздел с последующим их объединением в конкретных видах деятельности, например: коллективная работа — коллаж из природного материала «Осень» — решает задачи по развитию речи, познавательной деятельнос­ти, сенсорики, мелкой моторики и социализации. Здесь следует отметить, что при подборе заданий только одна из задач должна находиться в зоне ближайшего развития, остальные должны быть уже усвоеными ребенком и использоваться для закрепления, то есть лежать в зоне актуального развития.

В данном пособии мы выделили и предлагаем на примере адап­тационной группы следующие направления работы

/. Социально-эмоциональное развитие основной целью со­здания адаптационных групп является щадящее, постепенное вхож­дение ребенка в коллектив сверстников, формирование системы взаимоотношений с детьми и взрослыми, иными словами, при групповой форме работы во главу угла ставится социально-эмо­циональное развитие, формирование навыков взаимодействия и общения.

2. Формирование общения, развитие речи - в этом разделе описана последовательность формирования средств общения. Под­робно рассмотрена система работы над пониманием речи. В разде­ле, посвященном развитию экспрессивной речи, рассматривается возможность временного использования невербальных средств об­щения с одновременным развитием устной речи, начиная с вы-


зывания голосовых реакций и до стимуляции использования про­стых слов и словосочетаний.




double arrow
Сейчас читают про: