Автор: Жиянова П.Л. (при участии Гимадеевой М.Ф)
, Пособие подготовлено в Центре ранней помощи
для детей с синдромом Дауна,; российской благотворительной организации «Даунсайд Ал»
|, Научный консультант: Юртайкин В.В., канд. психол. наук,, доцент, член Международной ассоциации научных исследований в области умственной отсталости (1А58Ш)
Представленное пособие является одной из первых в России публикаций, посвященных подробному описанию содержания и принципов организации коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с синдромом Дауна, направленной прежде всего на формирование навыков общения и социально-адаптированного поведения в коллективе сверстников.
В связи с тем, что в последнее время появляется все большее количество дошкольных образовательных учреждений, проявляющих инициативу в деле интеграции детей с особыми нуждами,
VII
появилась необходимость в решении целого ряда принципиальных задач, главными из которых являются следующие. Во-первых, это проблема специальной подготовки детей с ограниченными возможностями к пребыванию в этих учреждениях. И, во-вторых, необходимость осуществления методической помощи практическим работникам и специалистам в организации обучения этих детей с учетом особенностей их развития.
|
|
Использование данного пособия может существенно помочь в решении обеих вышеназванных задач.
На основании многолетнего опыта сотрудники Центра ранней помощи детям с синдромом Дауна пришли к выводу, что одним из оптимальных путей социализации этих детей является создание так называемых адаптационных групп, представляющих собой промежуточное звено между индивидуальным обучением в домашних условиях и посещением дошкольных учреждений. В представленной книге, или пособии, подробно описываются этапы, содержание, формы и методы организации занятий в этих группах. Она, несомненно, может быть рекомендована к использованию в качестве методического пособия, которое окажет неоценимую помощь всем, кто заинтересован в разработке конкретных средств и способов интеграции детей с особыми нуждами в общество.
Мы не сомневаемся, что ее публикация и распространение будет способствовать успеху в практическом продвижении этой идеи в нашей стране.
Заведующий кафедрой психологии личности
ф-та психологии Московского государственного
университета им М.В.Ломоносова,
д-р психол. наук, профессор, чл.-корр. РАО
VIII
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................................................................................. 2
Часть I. Научно-методические обоснования содержания и форм
работы с детьми раннего возраста с синдромом Дауна......... 7
|
|
1 Особенности организации и основные направления работы
с детьми раннего возраста с особыми нуждами. 7
2 Специфика развития детей раннего возраста с синдромом Дауна
в процессе их адаптации к условиям 1руппового обучения 12
2 1 Социально-эмоциональное развитие 16
2 2 Формирование общения, развитие речи 22
2 3 Развитие крупной моторики и пространственной
ориентировки 35
2 4 Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной
координации.. 49
2 5 Развитие познавательной деятельности (когнитивное
развитие) 63
2 6 Развитие навыков самообслуживания (совместно
с М Ф Гимадеевой) 80
Часть П. Организация и методика проведения занятий
в адаптационных группах..................................................... 100
Часть III. Программа работы (совместное М.Ф. Гимадеевой).... 115
Часть IV. Приложения (совместно с М Ф. Гимадеевой)..... 158
Литература............................................................................. 196
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость раннего начала коррекционной работы с детьми с особыми нуждами в настоящее время признается большинством исследователей и специалистов. И это обусловлено не только здравым смыслом, который всегда подсказывал нам: «Чем раньше, тем лучше», но и тем существенным позитивным опытом работы, который был накоплен за последние десятилетия в рамках деятельности так называемых служб ранней помощи, получивших значительное развитие в странах Запада и которые наконец-то начали организовываться на территории Российской Федерации.
Следует указать на ряд факторов, оказавших значительное влияние на появление и организацию такого рода помощи. Среди них можно выделить следующие.
• Во-первых, это успехи ранней диагностики, позволившие
определять наличие и степень нарушения сразу после рождения. В
ряде случаев такая диагностика стала возможной еще до появле
ния внешних признаков отклонений от нормативных показателей.
Очевидно, что раннее обнаружение нарушения открывает хоро
шую перспективу для организации превентивной работы с ребен
ком и воспитывающими его родителями.
• Во-вторых, были созданы благоприятные условия для вы
хаживания большого количества недоношенных детей, а также
детей, страдающих тяжелыми заболеваниями, ранее не имевших
возможности выжить. Все эти дети попадают в группу риска, где
раннее начало работы часто оказывает решающее влияние на их
развитие.
• И, наконец, в качестве третьего существеннейшего факто
ра, повлиявшего на создание служб ранней помощи, выступило
изменение отношения в обществе к детям с особыми нуждами,
признание за ними права получения не только медицинской, но
и психолого-педагогической поддержки, направленной на поэтап
ную интеграцию этих детей к нормальным условиям существова
ния.
Следует отметить, что при наличии в нашей стране двух первых факторов почти полностью отсутствует третий. С одной стороны, это отчасти можно объяснить недостаточным вниманием государственных структур к появлению новых возможностей и форм реабилитации детей с особыми нуждами, а с другой стороны, пассивной позицией родителей этих детей. Ведь во многих странах именно общественные движения родителей, а не экспертов в области специального образования и социального
'обеспечения населения, существенно повлияли на изменение об-1 щественного сознания по отношению к проблеме интеграции так называемых «инвалидов» в обычную социальную среду
* И все-таки, несмотря на отсутствие должной государствен-
* ной поддержки, ряд организаций в нашей стране взяли на себя
смелость создания служб ранней помощи, в рамках деятельности
которых к настоящему времени уже накоплен определенный по
зитивный опыт работы, требующий осмысления и обсуждения
всеми заинтересованными сторонами.
|
|
Одним из инициаторов этого движения стал Центр ранней помощи для детей с синдромом Дауна, созданный при благотворительном фонде Даунсайд Ал, который начал свою работу шесть лет назад в Москве при активной поддержке зарубежных коллег, имеющих большой опыт работы с детьми раннего возраста с синдромом Дауна.
Следует отметить, что Центр, опираясь на опыт зарубежных служб, изначально создавался не как их аналог. Полностью сориентированный на условия нашей страны и большого города, он имеет ряд значительных особенностей во всех его звеньях.
Его деятельность базируется на использовании теоретического и практического опыта отечественных и зарубежных исследователей и педагогов, деловом сотрудничестве специалистов разных направлений: психологов, педиатров, специальных педагогов, логопедов, специалистов по физическому развитию (физические терапевты или кинезисты). Все это позволило реализовать комплексный подход в работе с детьми с синдромом Дауна и создать эффективную программу их поэтапной адаптации к условиям обучения в общественных дошкольных учреждениях.
Основополагающим принципом деятельности Центра, положенным в основу настоящего пособия, является работа с семьей, в которой родился ребенок с синдромом Дауна. Для понимания специфики работы с такой семьей следует учитывать, что в подавляющем большинстве случаев родителям уже в роддоме непосредственно после сообщения диагноза, как правило, настоятельно предлагают отказаться от ребенка. В этом случае стресс, вызванный у матери рождением неполноценного с ее точки зрения малыша, значительно усиливается из-за отсутствия поддержки со стороны специалистов, а в значительной части случаев - и со стороны близких
В отечественной и зарубежной литературе описано влияние объективных и субъективных факторов на формирование позитивных детско-родительских взаимоотношений и детское разви-
тие (В.В. Лебединский, Е.М. Масткжова, М.И. Лисина, А. Г. Мос-ковкина и др.)- В частности, было показано, что стрессоры, воздействующие на семью, препятствуют формированию положительных взаимоотношений матери и ребенка, что, в свою очередь, оказывает негативное воздействие на общее развитие малыша (М. Гуральник) и препятствует нормальному ходу социализации ребенка.
|
|
В период новорожденное™ и младенческого возраста в целом ведущей формой деятельности является эмоциональное, положительно окрашенное общение взрослого и ребенка (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И.Лисина, Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова и др.). Поэтому, согласно модели организации ранней помощи, созданной в Центре, акцент в работе на первом этапе оказания поддержки семье делается на формировании оптимальных способов взаимодействия родителей с ребенком. Это помогает избежать психической депривации у малыша и способствует нормальному ходу его дальнейшего развития, в том числе и в социальном плане.
На втором этапе работы с семьей основное внимание уделяется созданию развивающей среды для ребенка и знакомству родителей с методикой его обучения и воспитания, разработанной с учетом сензитивных этапов и особенностей развития детей с синдромом Дауна. Наш опыт показал, что наибольших успехов можно добиться в тех случаях, когда в планировании работы активную роль играют сами родители. Это позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Следует отметить, что в основе методики, предлагаемой родителям, лежит концепция А.В. Запорожца, согласно которой основной путь развития ребенка - это амплификация, иными словами, наполнение процесса развития ребенка наиболее значимыми формами и способами деятельности. Важно понимать, что главная задача состоит не в ускорении развития с помощью обучения, а в расширении возможностей ребенка. Фундаментом комплексной программы стимуляции развития ребенка в условиях семьи являются принципы средовой педагогики, впервые разработанные М. Монтессори, а также деятельностный подход к развитию ребенка (А. Н.Леонтьев,А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов), который заключается в том, что развитие ребенка происходит в процессе усвоения различных видов деятельное**. Для ребенка преддошкольного и дошкольного возраста это прежде всего общение, игра, изобразительная деятельность, конструирование, а
I
также максимальное вовлечение в бытовую жизнедеятельность семьи.
Следующим важнейшим этапом социализации ребенка является включение его в коллектив сверстников, коренным образом меняющий его позицию, так как к нему начинают предъявляться значительно более сложные с личностной точки зрения требования. Для облегчения этого перехода нами была разработана и апробирована такая его форма, как приглашение на занятия в так называемую адаптационную группу, которая служит как бы мостиком для дальнейшей адаптации ребенка к условиям воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Анализу этих условий, а также подробному описанию содержания, форм и методов организации работы в адаптационной группе и посвящено предлагаемое вашему вниманию пособие. Хотим лишь коротко охарактеризовать два качественно разных этапа групповой работы. Первый из них проходит параллельно с домашними визитами (возраст ребенка от полутора до двух, двух с половиной лет). На этом этапе основное внимание на занятиях группы уделяется социальной адаптации ребенка. После того как малыш привыкнет находиться в новом помещении, играть рядом и вместе со сверстниками, станет более самостоятельным, приобретет навыки, необходимые для обучения при групповой форме работы, наступает второй этап: домашние визиты подходят к концу, и все дидактические задачи теперь также решаются на занятиях адаптационной группы. Такая структура обеспечивает постепенный переход ребенка от условий домашнего воспитания к обучению в детском дошкольном учреждении
Основными принципами, из которых мы исходили при организации работы в адаптационной группе с детьми с синдромом Дауна и которые подтвердились практикой проведения занятий, были следующие.
• В структуре занятий должно находится место как ребенку,
так и его матери.
• Включение в коллектив сверстников должно быть безопас
ным и комфортным для ребенка, а также удовлетворять этим
требованиям с точки зрения матери.
• Основное внимание в работе адаптационной группы должно
уделяться развитию коммуникативных процессов: пониманию об~
ращенной к ребенку речи, общению с помощью жестов, спосо
бам и средствам включения во взаимодействие со сверстниками и
взрослыми.
• Каждое занятие должно быть построено таким образом, чтобы
максимально охватить и активизировать все сферы развития каж
дого ребенка.
• Оптимальный возраст начала социализации ребенка в кол
лективе сверстников — около полутора лет. Это возраст начала
параллельной игры, что позволяет не только корректировать воз
можные отклонения в социальном развитии, но и предупреждать
их.
Наш опыт организации и проведения занятий в адаптационных группах, насчитывающий уже семь лет, позволил не только утвердиться в правильности сформулированных выше принципов, но и тщательно разработать содержание и методику этой формы воспитательно-коррекционной работы, которые и представлены на страницах данного пособия.
Обоснованием предлагаемого пособия послужил тщательный анализ основных этапов развития детей раннего возраста в сравнении с особенностями развития детей с синдромом Дауна. В решении этой задачи нам помогло соотнесение всех сфер развития с концепцией формирования когнитивной деятельности, предложенной Ж. Пиаже.