Работы адаптационных групп)»

Автор: Жиянова П.Л. (при участии Гимадеевой М.Ф)
, Пособие подготовлено в Центре ранней помощи

для детей с синдромом Дауна,; российской благотворительной организации «Даунсайд Ал»

|, Научный консультант: Юртайкин В.В., канд. психол. наук,, доцент, член Международной ассоциации научных исследований в области умственной отсталости (1А58Ш)

Представленное пособие является одной из первых в России публикаций, посвященных подробному описанию содержания и принципов организации коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с синдромом Дауна, направленной прежде всего на формирование навыков общения и социально-адаптиро­ванного поведения в коллективе сверстников.

В связи с тем, что в последнее время появляется все большее количество дошкольных образовательных учреждений, проявля­ющих инициативу в деле интеграции детей с особыми нуждами,

VII


появилась необходимость в решении целого ряда принципиаль­ных задач, главными из которых являются следующие. Во-пер­вых, это проблема специальной подготовки детей с ограничен­ными возможностями к пребыванию в этих учреждениях. И, во-вторых, необходимость осуществления методической помощи прак­тическим работникам и специалистам в организации обучения этих детей с учетом особенностей их развития.

Использование данного пособия может существенно помочь в решении обеих вышеназванных задач.

На основании многолетнего опыта сотрудники Центра ранней помощи детям с синдромом Дауна пришли к выводу, что одним из оптимальных путей социализации этих детей является созда­ние так называемых адаптационных групп, представляющих со­бой промежуточное звено между индивидуальным обучением в домашних условиях и посещением дошкольных учреждений. В пред­ставленной книге, или пособии, подробно описываются этапы, содержание, формы и методы организации занятий в этих груп­пах. Она, несомненно, может быть рекомендована к использова­нию в качестве методического пособия, которое окажет неоцени­мую помощь всем, кто заинтересован в разработке конкретных средств и способов интеграции детей с особыми нуждами в обще­ство.

Мы не сомневаемся, что ее публикация и распространение будет способствовать успеху в практическом продвижении этой идеи в нашей стране.

Заведующий кафедрой психологии личности

ф-та психологии Московского государственного

университета им М.В.Ломоносова,

д-р психол. наук, профессор, чл.-корр. РАО

VIII


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.................................................................................................................. 2

Часть I. Научно-методические обоснования содержания и форм
работы с детьми раннего возраста с синдромом Дауна......... 7

1 Особенности организации и основные направления работы

с детьми раннего возраста с особыми нуждами. 7

2 Специфика развития детей раннего возраста с синдромом Дауна
в процессе их адаптации к условиям 1руппового обучения 12

2 1 Социально-эмоциональное развитие 16

2 2 Формирование общения, развитие речи 22

2 3 Развитие крупной моторики и пространственной
ориентировки 35

2 4 Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной
координации.. 49

2 5 Развитие познавательной деятельности (когнитивное
развитие) 63

2 6 Развитие навыков самообслуживания (совместно
с М Ф Гимадеевой) 80

Часть П. Организация и методика проведения занятий

в адаптационных группах..................................................... 100

Часть III. Программа работы (совместное М.Ф. Гимадеевой).... 115

Часть IV. Приложения (совместно с М Ф. Гимадеевой)..... 158

Литература............................................................................. 196

 


ВВЕДЕНИЕ

Необходимость раннего начала коррекционной работы с детьми с особыми нуждами в настоящее время признается большинством исследователей и специалистов. И это обусловлено не только здра­вым смыслом, который всегда подсказывал нам: «Чем раньше, тем лучше», но и тем существенным позитивным опытом работы, который был накоплен за последние десятилетия в рамках дея­тельности так называемых служб ранней помощи, получивших значительное развитие в странах Запада и которые наконец-то начали организовываться на территории Российской Федерации.

Следует указать на ряд факторов, оказавших значительное влияние на появление и организацию такого рода помощи. Среди них можно выделить следующие.

• Во-первых, это успехи ранней диагностики, позволившие
определять наличие и степень нарушения сразу после рождения. В
ряде случаев такая диагностика стала возможной еще до появле­
ния внешних признаков отклонений от нормативных показателей.
Очевидно, что раннее обнаружение нарушения открывает хоро­
шую перспективу для организации превентивной работы с ребен­
ком и воспитывающими его родителями.

• Во-вторых, были созданы благоприятные условия для вы­
хаживания большого количества недоношенных детей, а также
детей, страдающих тяжелыми заболеваниями, ранее не имевших
возможности выжить. Все эти дети попадают в группу риска, где
раннее начало работы часто оказывает решающее влияние на их
развитие.

• И, наконец, в качестве третьего существеннейшего факто­
ра, повлиявшего на создание служб ранней помощи, выступило
изменение отношения в обществе к детям с особыми нуждами,
признание за ними права получения не только медицинской, но
и психолого-педагогической поддержки, направленной на поэтап­
ную интеграцию этих детей к нормальным условиям существова­
ния.

Следует отметить, что при наличии в нашей стране двух первых факторов почти полностью отсутствует третий. С одной стороны, это отчасти можно объяснить недостаточным внимани­ем государственных структур к появлению новых возможностей и форм реабилитации детей с особыми нуждами, а с другой стороны, пассивной позицией родителей этих детей. Ведь во многих странах именно общественные движения родителей, а не экспертов в области специального образования и социального


'обеспечения населения, существенно повлияли на изменение об-1 щественного сознания по отношению к проблеме интеграции так называемых «инвалидов» в обычную социальную среду

* И все-таки, несмотря на отсутствие должной государствен-

* ной поддержки, ряд организаций в нашей стране взяли на себя
смелость создания служб ранней помощи, в рамках деятельности
которых к настоящему времени уже накоплен определенный по­
зитивный опыт работы, требующий осмысления и обсуждения
всеми заинтересованными сторонами.

Одним из инициаторов этого движения стал Центр ранней помощи для детей с синдромом Дауна, созданный при благотво­рительном фонде Даунсайд Ал, который начал свою работу шесть лет назад в Москве при активной поддержке зарубежных коллег, имеющих большой опыт работы с детьми раннего возраста с син­дромом Дауна.

Следует отметить, что Центр, опираясь на опыт зарубежных служб, изначально создавался не как их аналог. Полностью сори­ентированный на условия нашей страны и большого города, он имеет ряд значительных особенностей во всех его звеньях.

Его деятельность базируется на использовании теоретическо­го и практического опыта отечественных и зарубежных исследо­вателей и педагогов, деловом сотрудничестве специалистов раз­ных направлений: психологов, педиатров, специальных педаго­гов, логопедов, специалистов по физическому развитию (физи­ческие терапевты или кинезисты). Все это позволило реализовать комплексный подход в работе с детьми с синдромом Дауна и создать эффективную программу их поэтапной адаптации к ус­ловиям обучения в общественных дошкольных учреждениях.

Основополагающим принципом деятельности Центра, поло­женным в основу настоящего пособия, является работа с семьей, в которой родился ребенок с синдромом Дауна. Для понимания специфики работы с такой семьей следует учитывать, что в по­давляющем большинстве случаев родителям уже в роддоме непос­редственно после сообщения диагноза, как правило, настоятель­но предлагают отказаться от ребенка. В этом случае стресс, выз­ванный у матери рождением неполноценного с ее точки зрения малыша, значительно усиливается из-за отсутствия поддержки со стороны специалистов, а в значительной части случаев - и со стороны близких

В отечественной и зарубежной литературе описано влияние объективных и субъективных факторов на формирование пози­тивных детско-родительских взаимоотношений и детское разви-


тие (В.В. Лебединский, Е.М. Масткжова, М.И. Лисина, А. Г. Мос-ковкина и др.)- В частности, было показано, что стрессоры, воз­действующие на семью, препятствуют формированию положи­тельных взаимоотношений матери и ребенка, что, в свою оче­редь, оказывает негативное воздействие на общее развитие малы­ша (М. Гуральник) и препятствует нормальному ходу социализа­ции ребенка.

В период новорожденное™ и младенческого возраста в целом ведущей формой деятельности является эмоциональное, положи­тельно окрашенное общение взрослого и ребенка (Л.С. Выготс­кий, А.В. Запорожец, М.И.Лисина, Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова и др.). Поэтому, согласно модели организации ранней помощи, созданной в Центре, акцент в работе на первом этапе оказания поддержки семье делается на формировании оптимальных спосо­бов взаимодействия родителей с ребенком. Это помогает избежать психической депривации у малыша и способствует нормальному ходу его дальнейшего развития, в том числе и в социальном пла­не.

На втором этапе работы с семьей основное внимание уделяет­ся созданию развивающей среды для ребенка и знакомству роди­телей с методикой его обучения и воспитания, разработанной с учетом сензитивных этапов и особенностей развития детей с син­дромом Дауна. Наш опыт показал, что наибольших успехов мож­но добиться в тех случаях, когда в планировании работы актив­ную роль играют сами родители. Это позволяет максимально учи­тывать индивидуальные особенности ребенка.

Следует отметить, что в основе методики, предлагаемой ро­дителям, лежит концепция А.В. Запорожца, согласно которой ос­новной путь развития ребенка - это амплификация, иными сло­вами, наполнение процесса развития ребенка наиболее значимы­ми формами и способами деятельности. Важно понимать, что главная задача состоит не в ускорении развития с помощью обучения, а в расширении возможностей ребенка. Фундаментом комплексной программы стимуляции развития ребенка в условиях семьи явля­ются принципы средовой педагогики, впервые разработанные М. Монтессори, а также деятельностный подход к развитию ребенка (А. Н.Леонтьев,А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов), который заключается в том, что развитие ребенка происходит в процессе усвоения различных видов деятельное**. Для ребенка преддошкольного и дошкольного возраста это прежде всего об­щение, игра, изобразительная деятельность, конструирование, а


I


также максимальное вовлечение в бытовую жизнедеятельность семьи.

Следующим важнейшим этапом социализации ребенка является включение его в коллектив сверстников, коренным образом меняю­щий его позицию, так как к нему начинают предъявляться значи­тельно более сложные с личностной точки зрения требования. Для облегчения этого перехода нами была разработана и апробирована такая его форма, как приглашение на занятия в так называемую адаптационную группу, которая служит как бы мостиком для дальнейшей адаптации ребенка к условиям воспитания в дош­кольном образовательном учреждении. Анализу этих условий, а также подробному описанию содержания, форм и методов органи­зации работы в адаптационной группе и посвящено предлагаемое вашему вниманию пособие. Хотим лишь коротко охарактеризовать два качественно разных этапа групповой работы. Первый из них проходит параллельно с домашними визитами (возраст ребенка от полутора до двух, двух с половиной лет). На этом этапе основное внимание на занятиях группы уделяется социальной адаптации ребенка. После того как малыш привыкнет находиться в новом помещении, играть рядом и вместе со сверстниками, станет более самостоятельным, приобретет навыки, необходимые для обуче­ния при групповой форме работы, наступает второй этап: домаш­ние визиты подходят к концу, и все дидактические задачи теперь также решаются на занятиях адаптационной группы. Такая струк­тура обеспечивает постепенный переход ребенка от условий до­машнего воспитания к обучению в детском дошкольном учрежде­нии

Основными принципами, из которых мы исходили при орга­низации работы в адаптационной группе с детьми с синдромом Дауна и которые подтвердились практикой проведения занятий, были следующие.

• В структуре занятий должно находится место как ребенку,
так и его матери.

• Включение в коллектив сверстников должно быть безопас­
ным и комфортным для ребенка, а также удовлетворять этим
требованиям с точки зрения матери.

• Основное внимание в работе адаптационной группы должно
уделяться развитию коммуникативных процессов: пониманию об~
ращенной к ребенку речи, общению с помощью жестов, спосо
бам и средствам включения во взаимодействие со сверстниками и
взрослыми.


• Каждое занятие должно быть построено таким образом, чтобы
максимально охватить и активизировать все сферы развития каж­
дого ребенка.

• Оптимальный возраст начала социализации ребенка в кол­
лективе сверстников — около полутора лет. Это возраст начала
параллельной игры, что позволяет не только корректировать воз­
можные отклонения в социальном развитии, но и предупреждать
их.

Наш опыт организации и проведения занятий в адаптацион­ных группах, насчитывающий уже семь лет, позволил не только утвердиться в правильности сформулированных выше принци­пов, но и тщательно разработать содержание и методику этой формы воспитательно-коррекционной работы, которые и пред­ставлены на страницах данного пособия.

Обоснованием предлагаемого пособия послужил тщательный анализ основных этапов развития детей раннего возраста в срав­нении с особенностями развития детей с синдромом Дауна. В ре­шении этой задачи нам помогло соотнесение всех сфер развития с концепцией формирования когнитивной деятельности, предло­женной Ж. Пиаже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: