Развитие крупной (общей) моторики и пространственной

ориентировки составляет своеобразную базу развития ребенка ран­него возраста. Малыш познает мир в движении. Наблюдая за его деятельностью, мы узнаем, как идет процесс его развития. При описании данного направления работы мы сфокусировали свое внимание на особенностях развития детей с синдромом Дауна. При рассмотрении особенностей развития детей с синдромом Да­уна мы подробно останавливаемся на нарушении способности планирования действий, которое вызвано снижением глубинной чувствительности (проприорецептивной, кинестетической и вес­тибулярной). Данная особенность развития лежит в основе меха­низма нарушения формирования целенаправленной деятельности.

4. Развитие мелкой (тонкой) моторики и зрительно-двигатель­
ной координации—
следующая ступень двигательного развития. Те
же причины, что затрудняют формирование навыков крупной
моторики, порождают и отклонения в развитии мелких движе­
ний. В разделе подробно описана последовательность формирова­
ния навыков мелкой моторики в раннем возрасте, даны рекомен­
дации по преодолению сложностей в развитии ручной деятельно­
сти у детей с синдромом Дауна.

5. Развитие познавательной деятельности (когнитивное разви­
тие)
во многих руководствах не выделяется как отдельное на­
правление. Этот раздел написан на основе изучения научных ис­
следований, касающихся особенностей когнитивного развития де­
тей с синдромом Дауна и практического опыта работы специали­
стов «Даунсайд Ап». Организовывая свою работу, мы в значи­
тельной степени опирались на систему обучения детей с интел­
лектуальной недостаточностью, разработанную А.А. Катаевой и
Е.А. Стребелевой.

6. Развитие навыков самообслуживания. Уровень развития на­
выков самообслуживания часто оказывается критерием возмож­
ности посещения ребенком детского дошкольного учреждения.
Особенности формирования этих навыков вытекают из своеоб­
разия двигательного развития, нарушения целенаправленности
действий, а также они зависят от уровня развития речи и мыш­
ления.


Каждое из указанных направлений содержит в себе «сенсорную программу», направленную на стимуляцию развития и уточнения чув­ственного опыта детей. Сенсорная программа включает в себя

• развитие слухового восприятия;

• развитие зрительного восприятия;

• стимуляцию тактильно-двигательной чувствительности;

• развитие вкусового восприятия и обоняния;

• развитие проприоцептивной,(пР°приорецептивной), кине­
стетической и вестибулярной чувствительности, позволяющей
осознать положение и перемещение своего тела в пространстве.

(Более подробно сенсорная программа рассмотрена в разделах «крупная моторика» и «познавательная деятельность».)

Чтобы проследить взаимосвязь между всеми направлениями развития, мы использовали классификацию этапов развития ре­бенка по Ж.Пиаже и новейшие исследования, касающиеся разви­тия речи и взаимозависимости речевого и когнитивного развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow