Работа охватывает все направления и ведется в игровой форме

Тщательный подбор игр позволяет реализовать все поставленные задачи в интересной и доступной для детей форме. Поскольку познавательная активность детей с синдромом Дауна снижена, использование игровой мотивации является решающим в усвое­нии навыков.

Наблюдая за тем, как играет ребенок, мы можем получить ряд данных, необходимых для выработки правильной стратегии обучения.

1. Уровень развития мышления ребенка можно определить по тому уровню игры, который у него наблюдается. Здесь выделяются:

• функциональные действия;

• игровые действия и цепочка игровых действий;

• ролевая игра, игра с элементами сюжета;

• игра с правилами;

• исследовательская игра;

• конструктивная игра.

2.0 длительности и устойчивости внимания можно судить по времени, в течение которого ребенок занимается игрой, и по тому, как внешние раздражители прерывают эту игру.


3. Избирательность по отношению к игрушкам поможет нам понять, какой канал восприятия предпочтительнее для ребен­ка.

• Зрительный, если ребенок уделяет больше внимания иг­
рушкам с яркими визуальными признаками.

^ • Слуховой, если ребенок предпочитает звучащие игруш-

{ КИ.

* • Тактильный, если проявляет интерес к игрушкам и пред-'

(. метам с ярко выраженной тактильной характеристи-

кой.

• Проприоцептивный и вестибулярный, если ребенок больше
, всего любит подвижные игры.

и

4.0 памяти и наблюдательности ребенка мы можем судить по тому, как он имитирует игру взрослых и других детей, может ли вспомнить, куда положил игрушку, возвращается ли к начатой игре после небольшого перерыва.

5. Уровень социально-эмоционального развития ребенка отра­
жается в его взаимодействии с взрослыми и с детьми. Очевидны­
ми становятся модели его взаимодействия с мамой. Наблюдая за
тем, как играет ребенок, мы можем получить представление о его
темпераменте, лучше понять его мотивацию и использовать это
при построении работы. Интересно понаблюдать за тем, как ребе­
нок реагирует на помощь, на изменения в игре, вносит ли какие-
то изменения сам. В игре очень выпукло и ярко отражается уро­
вень самостоятельности и независимости малыша.

6. В процессе игры отчетливо прослеживается уровень развития
речи и общения.
Важно увидеть, использует ли малыш в игре
невербальные средства, и какие именно: контакт глаз, жесты,
очередность, физические манипуляции. В свободной игре следует
понаблюдать, есть ли у малыша вербальные реакции, обратив
внимание на их уровень и на то, в каких ситуациях ребенок ис­
пользует их более интенсивно. В игре, организованной взрослым,
хорошо видно, понимает ли ребенок инструкцию, нужна ли ему
для понимания дополнительная помощь, например, знакомая си­
туация-или зрительное подкрепление.

7. Полностью открываются в игре уровень двигательного раз­
вития и его особенности.
Наблюдая за игрой ребенка, можно выя­
вить уровень его физической активности, наличие тех или иных


навыков и их качество. Важно обращать внимание на то, какие позы в игре предпочитает ребенок, какие способы он использует для стабилизации. Ни в коем случае нельзя упускать из виду, какие схемы движений малыш использует при смене поз.

Внимательное отношение к игре ребенка, наблюдение и анализ его действий, создание условий для появления игры высокого уров­ня помогают решению зада ч во всех сферах развитая.

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

С СИНДРОМОМ ДАУНА В ПРОЦЕССЕ ИХ АДАПТАЦИИ

К УСЛОВИЯМ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: