Улучшение качества движений и предупреждение нарушений

Вид нарушения: Ноги «раскрыты» слишком широко, колени и ступни ног направлены в стороны (походка Чарли Чаплина).

Способы предупреждения и коррекции:

• Некоторые специалисты рекомендуют использование по­
вязки на бедра, которая представляет собой перекручен­
ный восьмеркой эластичный круговой бинт, мягко фик­
сирующий бедра ребенка. Такая повязка не позволяет ре­
бенку развести ноги шире плеч, в то же время не ограни­
чивает его движений.

• При ношении ребенка следует строго придерживаться ос­
новного правила — ноги малыша должны быть сведены
вместе независимо от того, в какой позе его носят.

-! • В позе «сидя на полу» взрослый своими ногами ограничи­вает разведение ног малыша.

<: • Полезно и предпочтительно, чтобы ребенок сидел на воз­вышении (низкий стульчик, чемодан, детали мягкого мо-

'-. дуля), так как в этой позе колени направлены вперед.

• Активному сведению бедер и коленей способствует пол-
занье на четвереньках, залезание на возвышение и ходь­
ба по ступенькам.

• Ходьба по песку, гравию, траве, а также по упругой
поверхности и т.д.

• Ходьба по доске. ^

• Переступание через препятствия.

Примечание. При вывихе бедер аналогичная работа выполняется только после проведения медицинской коррекции.

Вид нарушения: недостаточная подвижность и затрудненный поворот в области тазового пояса.


Способы предупреждения и коррекции:

• При ношении ребенка предпочтительны позы, предпола­
гающие перекрут в области таза.

• При игре — предъявление игрушки сбоку.

• Стимуляция ротации в области таза при смене поз.

Вид нарушения: нарушение чувства равновесия при переносе, центра тяжести тела.

Способы предупреждения и коррекции построены на выведении ребенка из равновесия в различных позах и побуждении его вос­станавливать равновесное положение тела.

• Медленно катать на мяче, добиваясь от ребенка реакции
возвращения в среднюю позицию.

• «Скакать на лошадке» или «по кочкам», сидя на коленях
у взрослого, который медленно поочередно приподнима­
ет и опускает свои ноги.

• Посадив ребенка на пол, осторожно попеременно при­
поднимать его ножки.

• В позе стоя — покачивание за бедра.

• Игры с балансиром, качелями и другими игрушками,
предполагающими раскачивание.

• Использование валика - катать в разных направлениях
сидя и лежа.

• Учить бить по мячу ногой.

• Учить стоять на одной ноге.

Вид нарушения: неумение или неловкость при прыжках Способы предупреждения и коррекции:

• «Пружинки» — легкие приседания.

| • Спрыгивание с высоты около 10 см.

• Прыжки на батуте или другой пружинящей поверхнос­
ти.

• Прыгунки, при условии строго ограниченного использо­
вания.

Важное место в работе с детьми со сниженным тонусом, по­вышенной эластичностью связок и нарушением баланса занимает обучение смене поз, поскольку такие дети стараются как можно дольше оставаться в устойчивой позе и избегают перемены поло­жений тела, что делает их неуверенными и зависимыми от окру-


жающих Довольно часто, чтобы поменять позу, ребенок начинает использовать неправильную схему. Например, компенсируя ги­перподвижностью связок нарушение баланса и недостаточную ро­тацию в тазобедренной области, ребенок переходит из позы сидя в позу лежа на животе через «шпагат».

Стимуляция перемены положения тела заметно влияет на раз­витие моторного планирования. К примеру, сидящий на полу ре­бенок видит в отдалении интересующую его игрушку. Чтобы взять ее, он должен, сменив позу, встать на четвереньки, доползти до игрушки, снова сесть и только тогда взять ее. Если игрушка стоит на возвышении, то цепочка действий, приводящих к цели — же­лаемой игрушке, окажется длиннее и потребует дополнительной перемены положений тела. Попутно следует заметить, что значи­мая для ребенка мотивация помогает сделать задания интересны­ми и стимулирует его к активным действиям.

Ниже приведен перечень способов смены положений тела, который необходимо освоить ребенку в процессе развития.

Ребенок учится попадать в позу «сидя»:

• из позы стоя на четвереньках;

• из позы лежа на животе;

• из позы стоя на коленях;

• из позы стоя.

Уходить из позы «сидя»:

• в позу лежа на животе;

• в позу стоя на четвереньках;

• в позу стоя на коленях;

• в позу стоя.

ь. Попадать в позу «на коленях»:

• из позы сидя на возвышении; ^

• из позы лежа на животе;

• из позы стоя на четвереньках.

Вставать к опоре: ^

• из позы сидя на возвышении;

• из позы сидя на полу;

• из позы стоя на коленях.


Ребенок учится из позы «стоя» переходить '

• в позу сидя на стульчике (возвышении);

• в позу сидя на полу.

Каждое новое движение должно «вырастать» из тех, которые уже освоены. Оно должно быть доступно и привлекательно для малыша

Обучение ходьбе обычно приходится на первый год обучения в адаптационной группе. Здесь можно выделить следующие ста­дии.

• Ходьба с поддержкой за две руки.

1 • Ходьба с опорой на устойчивую игрушку-каталку

• Ходьба с поддержкой за одну руку.

• Самостоятельная ходьба (начиная с 2-3 шагов без поддер­
жки).

• Ходьба по разной поверхности.

• Умение бить ногой по мячу.

• Ходьба по лежащей на полу дощечке. Ширина доски по­
степенно уменьшается от 30 до 10-12 сантиметров.

• Ходьба по наклонной плоскости (по широкой доске, угол
наклона которой со временем увеличивается).

• Ходьба по ступенькам.

• Быстрая ходьба и бег.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: