Вид нарушения: Ноги «раскрыты» слишком широко, колени и ступни ног направлены в стороны (походка Чарли Чаплина).
Способы предупреждения и коррекции:
• Некоторые специалисты рекомендуют использование по
вязки на бедра, которая представляет собой перекручен
ный восьмеркой эластичный круговой бинт, мягко фик
сирующий бедра ребенка. Такая повязка не позволяет ре
бенку развести ноги шире плеч, в то же время не ограни
чивает его движений.
• При ношении ребенка следует строго придерживаться ос
новного правила — ноги малыша должны быть сведены
вместе независимо от того, в какой позе его носят.
-! • В позе «сидя на полу» взрослый своими ногами ограничивает разведение ног малыша.
<: • Полезно и предпочтительно, чтобы ребенок сидел на возвышении (низкий стульчик, чемодан, детали мягкого мо-
'-. дуля), так как в этой позе колени направлены вперед.
• Активному сведению бедер и коленей способствует пол-
занье на четвереньках, залезание на возвышение и ходь
ба по ступенькам.
|
|
• Ходьба по песку, гравию, траве, а также по упругой
поверхности и т.д.
• Ходьба по доске. ^
• Переступание через препятствия.
Примечание. При вывихе бедер аналогичная работа выполняется только после проведения медицинской коррекции.
Вид нарушения: недостаточная подвижность и затрудненный поворот в области тазового пояса.
Способы предупреждения и коррекции:
• При ношении ребенка предпочтительны позы, предпола
гающие перекрут в области таза.
• При игре — предъявление игрушки сбоку.
• Стимуляция ротации в области таза при смене поз.
Вид нарушения: нарушение чувства равновесия при переносе, центра тяжести тела.
Способы предупреждения и коррекции построены на выведении ребенка из равновесия в различных позах и побуждении его восстанавливать равновесное положение тела.
• Медленно катать на мяче, добиваясь от ребенка реакции
возвращения в среднюю позицию.
• «Скакать на лошадке» или «по кочкам», сидя на коленях
у взрослого, который медленно поочередно приподнима
ет и опускает свои ноги.
• Посадив ребенка на пол, осторожно попеременно при
поднимать его ножки.
• В позе стоя — покачивание за бедра.
• Игры с балансиром, качелями и другими игрушками,
предполагающими раскачивание.
• Использование валика - катать в разных направлениях
сидя и лежа.
• Учить бить по мячу ногой.
• Учить стоять на одной ноге.
Вид нарушения: неумение или неловкость при прыжках Способы предупреждения и коррекции:
• «Пружинки» — легкие приседания.
| • Спрыгивание с высоты около 10 см.
• Прыжки на батуте или другой пружинящей поверхнос
ти.
|
|
• Прыгунки, при условии строго ограниченного использо
вания.
Важное место в работе с детьми со сниженным тонусом, повышенной эластичностью связок и нарушением баланса занимает обучение смене поз, поскольку такие дети стараются как можно дольше оставаться в устойчивой позе и избегают перемены положений тела, что делает их неуверенными и зависимыми от окру-
жающих Довольно часто, чтобы поменять позу, ребенок начинает использовать неправильную схему. Например, компенсируя гиперподвижностью связок нарушение баланса и недостаточную ротацию в тазобедренной области, ребенок переходит из позы сидя в позу лежа на животе через «шпагат».
Стимуляция перемены положения тела заметно влияет на развитие моторного планирования. К примеру, сидящий на полу ребенок видит в отдалении интересующую его игрушку. Чтобы взять ее, он должен, сменив позу, встать на четвереньки, доползти до игрушки, снова сесть и только тогда взять ее. Если игрушка стоит на возвышении, то цепочка действий, приводящих к цели — желаемой игрушке, окажется длиннее и потребует дополнительной перемены положений тела. Попутно следует заметить, что значимая для ребенка мотивация помогает сделать задания интересными и стимулирует его к активным действиям.
Ниже приведен перечень способов смены положений тела, который необходимо освоить ребенку в процессе развития.
Ребенок учится попадать в позу «сидя»:
• из позы стоя на четвереньках;
• из позы лежа на животе;
• из позы стоя на коленях;
• из позы стоя.
Уходить из позы «сидя»:
• в позу лежа на животе;
• в позу стоя на четвереньках;
• в позу стоя на коленях;
• в позу стоя.
ь. Попадать в позу «на коленях»:
• из позы сидя на возвышении; ^
• из позы лежа на животе;
• из позы стоя на четвереньках.
Вставать к опоре: ^
• из позы сидя на возвышении;
• из позы сидя на полу;
• из позы стоя на коленях.
Ребенок учится из позы «стоя» переходить '
• в позу сидя на стульчике (возвышении);
• в позу сидя на полу.
Каждое новое движение должно «вырастать» из тех, которые уже освоены. Оно должно быть доступно и привлекательно для малыша
Обучение ходьбе обычно приходится на первый год обучения в адаптационной группе. Здесь можно выделить следующие стадии.
• Ходьба с поддержкой за две руки.
1 • Ходьба с опорой на устойчивую игрушку-каталку
• Ходьба с поддержкой за одну руку.
• Самостоятельная ходьба (начиная с 2-3 шагов без поддер
жки).
• Ходьба по разной поверхности.
• Умение бить ногой по мячу.
• Ходьба по лежащей на полу дощечке. Ширина доски по
степенно уменьшается от 30 до 10-12 сантиметров.
• Ходьба по наклонной плоскости (по широкой доске, угол
наклона которой со временем увеличивается).
• Ходьба по ступенькам.
• Быстрая ходьба и бег.