Приемы формирования цепочки последовательных действий при выработке навыков мелкой моторики

Мы не раз упоминали, что каждый навык представляет собой цепочку последовательных действий, направленных на достиже­ние результата. Основу любой деятельности составляет совокуп­ность навыков.

Высокий уровень развития мелких движений сам по себе не гарантирует появление тех или иных навыков. Нарушение плани­рования, трудности в запоминании последовательности операций диктуют необходимость особой работы, в которой прослеживает­ся два основных направления:

1. Постепенное формирование деятельности в тесном взаимо­
действии с развитием не только двигательной, но и интеллекту­
альной сферы.

2. Использование особых приемов формирования цепочки
действий. Сущность данного метода заключается в том, что каж­
дый навык делится на ряд последовательных операций. Ребенок
должен научиться последовательно выполнять их.


т* Существует несколько приемов помощи детям в овладении

Цепочкой действий.

.» • На практике чаще всего используется многократное повто-

I' рение всей цепочки. Этот способ помощи непродуктивен и

«'• утомителен для ребенка со сниженными объемом памяти

-**1 и скоростью восприятия.

: • Прямая цепочка. В этом случае ребенок сам выполняет

| первое действие, а остальные за него завершает взрослый.

?" Количество действий, совершаемых ребенком, постепен-

С! но увеличивается, пока не будет сформирована вся це-

"! почка.

1 • Обратная цепочка. Взрослый производит все действия,

1 входящие в цепочку, ребенок делает только последний
шаг. Постепенно количество шагов, совершаемых ребен-

?' ком, увеличивается. Данный метод дает очень хорошие

Ь-' результаты, так как, завершая цепочку, ребенок сам по-

I лучает результат.

»'* • Чередующаяся (перемежающаяся) цепочка. После анализа

Р уровня развития навыков малыша в цепочке выделяются
те операции, которые он может совершить самостоятель-

> но. Взрослый и ребенок выполняют действия поперемен­
но. Важно, чтобы последнее действие сделал ребенок. По-

? • степенно, по мере совершенствования деятельности, ре-

Г бенок выполняет все большее число операций самостоя-

}" тельно.

Г"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: