• Следуя обычному направлению развития, отводите боль
ше времени каждому этапу, увеличивая количество по
вторений.
Как организовать восприятие и обобщение информации?
• Компенсируйте слабость обобщения и переноса парал
лельным предъявлением нового и знакомого навыков.
• На начальных этапах обучения максимально используйте
конкретные предметы и знакомые ситуации.
• Обучайте одному навыку в разных знакомых ситуациях,
меняйте также способы обучения.
• Наличие общей темы при обучении помогает ребенку вос
принять и обобщить больше информации.
Как организовать работу по восприятию и обработке зрительной информации?
• Снижайте темп обучения и обеспечьте больше повторе
ний, это поможет ребенку запомнить зрительную инфор
мацию.
• Дайте детям возможность самим моделировать ситуации
на основе воспринятой информации. Выделите достаточ
ное количество времени на понимание предъявленной ин
формации.
• Используйте метод ассистирования руками, чтобы по
мочь детям реагировать на зрительные сигналы. Этот спо
соб помогает также упорядочить деятельность ребенка по
шагам. (Вы можете помочь ребенку, используя разные виды
помощи, от совмещенного выполнения задания до указа
тельного жеста. Иногда полезным бывает просто повер
нуть голову малыша в сторону предъявляемого стимула.)
• Предъявляемая картинка должна сопровождаться понят
ным ребенку и лаконичным комментарием.
• Используйте для предъявления крупные картинки без
лишних деталей («незашумленные»).
• Разбивайте объяснение на простые шаги, каждый из ко
торых можно проиллюстрировать реальными объектами,
действиями и их изображениями.
Как организовать работу по восприятию слуховой информации?
• Для компенсации нарушений восприятия и запоминания
слуховой информации используйте зрительные и тактиль
ные подсказки. Они помогают поддерживать внимание
ребенка. Объединяйте слуховую информацию со зритель
ными и двигательными обучающими средствами.
• Инструкции, воспринимаемые только на слух, разбейте
на короткие указания. Повторяйте их медленно, четко и
настолько часто, насколько требуется для правильного
выполнения.
• Дети лучше выполнят задание, если у них будет достаточ
но времени на обдумывание.
• Правильно выполнять действия обычно помогает словес
ное обдумывание, которое заменяет у детей внутреннее
обдумывание. Если ребенок еще не начал говорить, внеш
нее обдумывание будет выражаться движениями, попыт
ками действовать. Ваши комментарии придадут движени-
ям ребенка словесную форму, помогая ему организовать
' свою деятельность. Кроме того, они постепенно приучат
детей к использованию словесного обдумывания для решения задач.
• Важно научить ребенка просить о повторении словесной
инструкции в том случае, если он ее не понял. Проявляй
те инициативу: если ребенок начал неправильно выпол
нять просьбу, остановите его, сказав: «Ты не понял? Я
> повторю. Слушай!»