Последовательное формирование исследовательской деятельности

Работая над развитием исследовательской деятельности, мы, как уже упоминалось, придерживаемся общего направления раз­вития в норме. На занятиях адаптационной группы работа обычно начинается с этапа развития адекватных манипуляций и завер­шается этапом появления простой цепочки действий, что состав-


ляет хорошую базу для формирования различных видов деятель­ности. Перечислим последовательность этапов работы.

• Формирование способности манипулировать предметами
в зависимости от их назначения. На данном этапе в ос­
новном используется метод подражания, когда взрослый
демонстрирует способ действия с игрушками и бытовы­
ми предметами. Хорошие имитационные способности де­
тей с синдромом Дауна позволяют быстро расширить объем
адекватных манипуляций.

• Метод проб и ошибок (практическая ориентировка). На­
учившись свободно передвигаться с помощью ползанья и
ходьбы, а также овладев некоторой суммой предметных
действий, малыши бывают готовы к реализации зало­
женной в них потребности к исследовательским действи­
ям. Помимо развивающих игрушек положительную роль
могут сыграть интересные для детей предметы, располо­
женные в игровой комнате таким образом, что достать их
можно, лишь совершив ряд последовательных действий с
ориентировкой на изменяющиеся условия.

• Формирование перцептивных способов исследования (при-
меривание и зрительная ориентировка). Мышление у ма­
леньких детей во многом представляет собой припомина­
ние способов решения практической задачи. На предыду­
щем этапе выбор подходящего варианта происходил с
использованием метода проб и ошибок. Запоминая успехи
и неудачные варианты при использовании этого метода,
а также продвинувшись на более высокий уровень разви­
тия зрительного восприятия, ребенок получает возмож­
ность осуществлять выбор способом примеривания и зри­
тельной ориентировки.

Использование этих навыков для решения простых практи­ческих задач возможно при создании постепенно усложняющихся бытовых и игровых ситуаций. К примеру:

- Игрушка, книжка или другой предмет, интересующий
малыша, лежит высоко на столе. Чтобы достать его, нуж­
но залезть на стульчик.

- Стульчик, на который уже научился залезать малыш,
стоит не рядом со столом, его нужно принести.

- На стульчике лежит коробка, она мешает залезть на стуль­
чик. Ее нужно предварительно снять.


мой- Для того, чтобы достать игрушку со стола или из-под кровати, требуется использовать лопатку, клюшку. Если ребенок уже научился использовать орудие для достиже­ния цели, можно организовать задание так, чтобы пред­ложить ему выбор: возможно, лопатка окажется слишком короткой, или малыш поймет, что клюшка более удобна.

Зная реальный уровень развития деятельности малыша, объем его двигательной активности, состояние интеллектуальных на­выков, мы можем правильно организовать работу. Описанная выше последовательность, годится и для других заданий, встроенных в реальную жизнь.

Перечень навыков когнитивного развития детей раннего воз­раста, который мы поместили в приложении, составлен на основе «РоЛа^е Ейисаиоп Рго§гатте» и материалов психолого-педагоги­ческого обследования Е.А. Стребелевой.

Подводя итог, приводим рекомендации

По организации обучения детей с синдромом Дауна

Главный принцип организации обучения

• Преимущественно ориентируйтесь не на возраст, а на уро­
вень развития ребенка.

• Используйте мотивацию, значимую для конкретного ре­
бенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: