Работая над развитием исследовательской деятельности, мы, как уже упоминалось, придерживаемся общего направления развития в норме. На занятиях адаптационной группы работа обычно начинается с этапа развития адекватных манипуляций и завершается этапом появления простой цепочки действий, что состав-
ляет хорошую базу для формирования различных видов деятельности. Перечислим последовательность этапов работы.
• Формирование способности манипулировать предметами
в зависимости от их назначения. На данном этапе в ос
новном используется метод подражания, когда взрослый
демонстрирует способ действия с игрушками и бытовы
ми предметами. Хорошие имитационные способности де
тей с синдромом Дауна позволяют быстро расширить объем
адекватных манипуляций.
• Метод проб и ошибок (практическая ориентировка). На
учившись свободно передвигаться с помощью ползанья и
ходьбы, а также овладев некоторой суммой предметных
действий, малыши бывают готовы к реализации зало
женной в них потребности к исследовательским действи
ям. Помимо развивающих игрушек положительную роль
могут сыграть интересные для детей предметы, располо
женные в игровой комнате таким образом, что достать их
можно, лишь совершив ряд последовательных действий с
ориентировкой на изменяющиеся условия.
• Формирование перцептивных способов исследования (при-
меривание и зрительная ориентировка). Мышление у ма
леньких детей во многом представляет собой припомина
ние способов решения практической задачи. На предыду
щем этапе выбор подходящего варианта происходил с
использованием метода проб и ошибок. Запоминая успехи
и неудачные варианты при использовании этого метода,
а также продвинувшись на более высокий уровень разви
тия зрительного восприятия, ребенок получает возмож
ность осуществлять выбор способом примеривания и зри
тельной ориентировки.
Использование этих навыков для решения простых практических задач возможно при создании постепенно усложняющихся бытовых и игровых ситуаций. К примеру:
- Игрушка, книжка или другой предмет, интересующий
малыша, лежит высоко на столе. Чтобы достать его, нуж
но залезть на стульчик.
- Стульчик, на который уже научился залезать малыш,
стоит не рядом со столом, его нужно принести.
- На стульчике лежит коробка, она мешает залезть на стуль
чик. Ее нужно предварительно снять.
мой- Для того, чтобы достать игрушку со стола или из-под кровати, требуется использовать лопатку, клюшку. Если ребенок уже научился использовать орудие для достижения цели, можно организовать задание так, чтобы предложить ему выбор: возможно, лопатка окажется слишком короткой, или малыш поймет, что клюшка более удобна.
Зная реальный уровень развития деятельности малыша, объем его двигательной активности, состояние интеллектуальных навыков, мы можем правильно организовать работу. Описанная выше последовательность, годится и для других заданий, встроенных в реальную жизнь.
Перечень навыков когнитивного развития детей раннего возраста, который мы поместили в приложении, составлен на основе «РоЛа^е Ейисаиоп Рго§гатте» и материалов психолого-педагогического обследования Е.А. Стребелевой.
Подводя итог, приводим рекомендации
По организации обучения детей с синдромом Дауна
Главный принцип организации обучения
• Преимущественно ориентируйтесь не на возраст, а на уро
вень развития ребенка.
• Используйте мотивацию, значимую для конкретного ре
бенка.