Сроки формирования этихз навыков у детей с синдромом Дауна задерживаются в силу объективных причин. При их формировании нужно учитывать два фактора: возраст и особенности развития таких детей.
Кратко повторим особенности развития ребенка с синдромом Дауна, оказывающие влияние на развитие навыков самообслуживания.
Крупная моторика
Гипотония: сниженный мышечный тонус препятствует своевременному развитию координации движений и уверенному сохранению равновесия тела. У разных детей гипотония может быть выражена в разной степени и в разных мышечных группах.
1. Гиперподвижность суставов. Поскольку движения суставов непосредственно связаны с функционированием связок, а у детей с синдромом Дауна связки чрезмерно эластичны, им труднее контролировать движения.
2.Особенности физического строения тела. У маленьких детей с синдромом Дауна руки и ноги непропорционально коротки по сравнению с туловищем. Это создает определенные трудности при овладевании двигательными навыками.
|
|
Особенности строения тела и специфика развития навыков крупной моторики несомнено влияют на развитие ребенка и любую его деятельность, в том числе и на самообслуживание. Ребенку, например, может быть трудно сесть на горшок или залезть на стул и т.д. (подробнее см. раздел «Крупная моторика»).
Мелкая моторика
1 Гипотония. Сниженный мышечный тонус сказывается на развитии навыков мелкой моторики, затрудняя формирование захвата, удержание и манипулирование предметами. Ребенку с гипотонией может быть трудно не только удерживать позу корпуса, но и выполнять тонкие действия пальцами' нажимать на кнопки, удерживать в руках ложку, мелок и т.д.
2. Избыточная подвижность суставов, в том числе и суставов
рук, кистей и пальцев, обусловленная слабостью связок. Особен
но заметна такая чрезмерная подвижность суставов у малышей. С
возрастом эта особенность, как правило, несколько сглаживает
ся.
3. Анатомические особенности строения кисти и запястья. Руки
и пальцы детей с синдромом Дауна, как правило, короче, чем у
обычных детей, поэтому им бывает труднее освоить точные зах
ваты пальцами. Кроме того, с короткими пальцами сложнее от
винчивать крышки банок, удерживать кистью округлые предме
ты и т.д. Таким детям бывает сложно стабилизировать запястье в
разных положениях, что необходимо для своевременного захвата
пальцами, удержания предмета и отпускания его.
4. Проблемы со зрением, которые мешают развитию коорди
нации рука-глаз. Недостатки зрения обязательно должны быть скор
ректированы (подробнее см. раздел «Мелкая моторика»).
|
|
Речь
Можно выделить ряд особенностей развития речи, влияющих на понимание просьб, инструкций и объяснений.
1. Понимание обращенной речи намного опережает развитие активной речи.
2.Зрительная память лучше слуховой.
3. Нарушение речи может быть усилено нарушением слуха.
4.Сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания.
5.Отставание речи при отсутствии других форм общения (жесты, чтение) оказывает вторичное отрицательное воздействие на формирование навыков самообслуживания.