Мы начинаем с того, что убедительно просим родителей во время совместной трапезы не кормить малыша из бутылочки с соской.
Детям предлагается для еды каша. В группе всегда есть хотя бы один ребенок, умеющий пользоваться ложкой, и у остальных ребятишек есть хорошая возможность действовать по подражанию. Мама же может помочь ребенку, положив свою руку поверх его руки и направляя ее легким движением. Не следует забывать, что и мамы на групповом занятии бывают более терпеливыми, чем в домашней обстановке, и дают ребенку возможность самостоятельно есть.
Во время совместной еды дети также учатся брать из тарелки мелкое печенье, им предлагается на выбор два вида фруктов и сок. Педагог, используя сопровождаемое жестом слово, предлагает каждому малышу попросить еду и старается получить ответ, который тоже выражается жестом, звуком или словом. Во время совместной трапезы, помимо закрепления навыков самообслуживания, малыш учится дожидаться своей очереди, делать выбор из двухлли трех предложенных видов еды, вытирать рот салфеткой, а поев — убирать за собой посуду, складывая ее в специально предназначенный для этого тазик.
|
|
Формирование других культурно-гигиенических навыков
Как правило, только после 5 лет дети с синдромом Дауна более или менее могут отвечать за соблюдение личной гигиены и умывание. До этого возраста они редко обходятся без помощи взрослого, поскольку необходимо удостовериться, что ребенок все делает в правильной последовательности, да и дотянуться до мыла, полотенца, до крана и зеркала ему, в большинстве случаев, еще не под силу. Тем не менее, работа по формированию гигиенических навыков начинается достаточно рано, поскольку очень важно научить малышей самостоятельно заботиться о чистоте, он должен знать какое место в распорядке дня занимает та или иная процедура. Освоенные культурно-гигиенические навыки позволят ребенку комфортно чувствовать себя в социальном окружении и укрепят его уверенность в себе.
Напомним, чему надо постепенно учить малыша в возрасте от и8 до 36 месяцев.
- Мыть руки с мылом под струей воды и вытирать их поло
тенцем с помощью взрослого.
- Умывать водой лицо и вытирать его полотенцем с помо-
щью взрослого.
- Чистить зубы, подражая взрослому.
- Вытирать нос, когда взрослый напоминает об этом.
- Сообщать взрослому (звуком, слогом, словом или жестом) о потребности посетить туалет.
Поскольку часть гигиенических навыков, к примеру, мытье в ванне или чистка зубов может по-настоящему нарабатываться только в домашних условиях, на групповых занятиях мы лишь отчасти затрагиваем эту сферу развития, но, тем не менее, предлагаем несколько примеров организации работы по формированию навыков самообслуживания.