Развитие познавательной деятельности

Для большинства детей с синдромом Дауна характерно нару­шение когнитивного развития, внимания, памяти, но несмотря на это они, несомненно, обладают достаточно большим потенци­алом для обучения навыкам самообслуживания.

Особенности развития памяти и мышления детей с синдро­мом Дауна влияют на развитие навыков тонкой моторики, по­скольку им сложнее планировать последовательность движений уже на ранних этапах развития, когда больше всего задействуется крупная моторика. Это, в свою очередь, ощутимо замедляет раз­витие навыков мелкой моторики, а следовательно, и развитие навыков самообслуживания.

Обычно к началу обучения навыкам самообслуживания ребенок владеет определенной суммой навыков и умений.

• Устойчиво сидит, контролирует положение головы, мыш­
цы плечевого пояса должны быть достаточно сильными,
поскольку от этого зависит точность движений рук.

• Ему необходимо уметь имитировать движения взрослых.

• Он должен координировать движения рук и глаз, уметь
пересекать рукой среднюю линию тела, то есть, не теряя
равновесия, дотягиваться и брать рукой предмет, сто­
ящий с противоположной стороны.

• Малышу необходимо управлять предплечьем, уметь ме­
нять положение кистей рук, поворачивая их тыльной
или ладонной стороной, а также действовать двумя ру­
ками.

• К началу освоения навыков самообслуживания у ребенка
бывает выработана определенная сумма мелких движе­
ний, в том числе щепотный захват.

В то же время ребенок с синдромом Дауна может владеть не всеми перечисленными навыками и умениями. В этом случае при обучении навыкам самообслуживания используется адаптивный


подход. Для каждого ребенка создается индивидуальная програм­ма, включающая специальное оборудование и подбор методов формирования того или иного навыка в доступном для ребенка варианте. В разделе, посвященном мелкой моторике, мы уже упо­минали об этом, здесь еще раз повторим, что использование на­выков, находящихся в зоне актуального развития сопровождается обучением с учетом зоны ближайшего развития. Например, ре­бенку трудно застегивать рубашку на мелкие пуговицы, э.то не значит, что еще рано формировать навык одевания. Можно ис­пользовать более крупные пуговицы, кнопки, липучки и другие виды застежек. Параллельно с этим будут проводиться игры, по­могающие малышу усвоить данный навык. Только после усвоения данного навыка его можно будет включить в цепочку бытовых действий.

Занимаясь формированием навыков самообслуживания, сле­дует помнить, что эта работа занимает длительный период и что у каждого ребенка свои сроки усвоения каждого навыка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: