Нет нужды говорить, насколько важно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться. Как и любой навык самообслуживания, умение самостоятельно одеваться помогает ребенку чувствовать себя уверенно и независимо.
Какими моторными навыками должен владеть ребенок, которому предстоит освоить умение одеваться и раздеваться? Ему необходимо уметь:
• сохранять стабильную позу, не терять равновесия в дина
мике;
• действовать двумя руками (позже желательно определиться
с ведущей рукой);
• иметь представление о своем теле и его частях;
• владеть щепотным и пинцетным захватами;
• поднимать руки вверх, позже — заводить их за спину,
приподнимать ноги и т. д.
При несформированности одного или нескольких перечисленных выше навыков используется адаптивный подход.
Перед тем как начать работать над процессом одевания, убедитесь, что ребенок находится в устойчивой позе. Очень важно, чтобы он не тратил лишних сил на сохранение равновесия.
Продумайте, какие формы захвата доступны ребенку и как их можно использовать
|
|
Каждое действие разбейте на шаги. Внимательно продумайте, как эффективнее помочь ребенку овладеть всей цепочкой действий. В данном случае можно применить как прямую последовательность, когда ребенок выполняет первое действие из цепочки, а все остальное завершает взрослый, так и обратную последовательность, когда взрослый производит все действия, а ребенок — завершает процесс. Приведем пример: мама учит ребенка снимать ботинки.
• Мама развязывает шнурки
• Стягивает ботиночек с пятки
• Ребенок окончательно стягивает ботинок с ноги
Это - обратная последовательность. Количество самостоятельных шагов последовательно увеличивается, пока ребенок не освоит всю цепочку действий.
Иногда дети предпочитают начинать последовательность, самостоятельно развязывая шнурок. В этом случае взрослый помогает завершить цепочку действий.
Обучая ребенка одеванию, надо учитывать следующее:
- вы не должны спешить, и, конечно, не следует напрасно
торопить ребенка;
- одежда должна быть просторной, ее легче снимать и наде-
вать:
- отрабатывать навыки, связанные с умением самостоятельно
одеваться и раздеваться, удобно во время игры;
- дети с синдромом Дауна хорошо подражают, используйте
эту возможность.
Прежде чем начнете формировать тот или иной навык, физически помогите ребенку проделать целиком всю процедуру. Если окажется, что он не может выполнить некоторые действия даже с помощью взрослого (не держит равновесия, плохая мелкая моторика), то выполнить их самостоятельно ему тем более будет не под силу. В этом случае целесообразно облегчить ребенку задачу. Распишите (как было показано выше), в каком порядке обычно мы выполняем ту или иную процедуру и в каком порядке это легче делать ребенку. Вполне может оказаться, что первая ступенька, которую может самостоятельно выполнить ребенок, соответствует последнему этапу процесса одевания или раздевания. Последний этап часто бывает самым легким.
|
|
К примеру, в «маленьких ступеньках» предлагается следующая последовательность действий при освоении навыка.
Снимает штанишки:
1.снимает штанину с одной ноги (сидя); 2.снимает штанины с обеих ног (сидя); 1 3.спускает штаны вниз от колен (сидя);
4.спускает штаны вниз от середины бедер (стоя); 5.спускает штаны вниз от поясницы (стоя); 6.спускает штаны вниз от талии (стоя).
Надевает штанишки:
здесь первые ступеньки соответствуют середине процесса, так как она проще, чем начало и конец;
1.натягивает штанишки от колен до бедер;
2. натягивает штанишки от лодыжек до бедер;
3.после того как одну ногу помогут просунуть в штанину, просовывает другую ногу во вторую штанину;
4.определяет, где у штанишек перед, и всовывает в штанины ноги;
5.натягивает штанишки спереди от бедер до талии;
6.натягивает штанишки от бедер до талии сначала спереди, а потом сзади.
Последовательность, в которой дети усваивают навыки одевания:
• снимает шапку;
• снимает носок или ботинки;
• надевает шапку;
• снимает штанишки;
• снимает пальто, когда всего одна рука в рукаве;
• снимает расстегнутое взрослым пальто;
• открывает, закрывает застежку «молния», не вставляя за
мок;
• снимает футболку или блузу;
• может правильно натянуть штанишки;
• натягивает носки (пятку неправильно);
• вставляет руки в рукава джемпера, если взрослый помог
надеть его через голову;
• надевает ботинки, тапочки (не застегивая);
• надевает джемпер или футболку;
• надевает рубашку;
• вешает пальто;
• расстегивает большие пуговицы;
• застегивает большие пуговицы;
• одевается и раздевается полностью под наблюдением
взрослого;
• застегивает кнопки;
• застегивает молнию, фиксируя замок.
Иногда дети могут осваивать 2-3 навыка одновременно.