Формирование навыков одевания

Нет нужды говорить, насколько важно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться. Как и любой навык самообслуживания, умение самостоятельно одеваться помогает ребенку чувствовать себя уверенно и независимо.

Какими моторными навыками должен владеть ребенок, ко­торому предстоит освоить умение одеваться и раздеваться? Ему необходимо уметь:

• сохранять стабильную позу, не терять равновесия в дина­
мике;

• действовать двумя руками (позже желательно определиться
с ведущей рукой);

• иметь представление о своем теле и его частях;

• владеть щепотным и пинцетным захватами;

• поднимать руки вверх, позже — заводить их за спину,
приподнимать ноги и т. д.

При несформированности одного или нескольких перечис­ленных выше навыков используется адаптивный подход.

Перед тем как начать работать над процессом одевания, убе­дитесь, что ребенок находится в устойчивой позе. Очень важно, чтобы он не тратил лишних сил на сохранение равновесия.

Продумайте, какие формы захвата доступны ребенку и как их можно использовать

Каждое действие разбейте на шаги. Внимательно продумайте, как эффективнее помочь ребенку овладеть всей цепочкой дей­ствий. В данном случае можно применить как прямую последова­тельность, когда ребенок выполняет первое действие из цепочки, а все остальное завершает взрослый, так и обратную последова­тельность, когда взрослый производит все действия, а ребенок — завершает процесс. Приведем пример: мама учит ребенка снимать ботинки.

• Мама развязывает шнурки

• Стягивает ботиночек с пятки

• Ребенок окончательно стягивает ботинок с ноги


Это - обратная последовательность. Количество самостоятель­ных шагов последовательно увеличивается, пока ребенок не осво­ит всю цепочку действий.

Иногда дети предпочитают начинать последовательность, са­мостоятельно развязывая шнурок. В этом случае взрослый помога­ет завершить цепочку действий.

Обучая ребенка одеванию, надо учитывать следующее:

- вы не должны спешить, и, конечно, не следует напрасно
торопить ребенка;

- одежда должна быть просторной, ее легче снимать и наде-

вать:

- отрабатывать навыки, связанные с умением самостоятельно

одеваться и раздеваться, удобно во время игры;

- дети с синдромом Дауна хорошо подражают, используйте

эту возможность.

Прежде чем начнете формировать тот или иной навык, фи­зически помогите ребенку проделать целиком всю процедуру. Если окажется, что он не может выполнить некоторые действия даже с помощью взрослого (не держит равновесия, плохая мелкая мото­рика), то выполнить их самостоятельно ему тем более будет не под силу. В этом случае целесообразно облегчить ребенку задачу. Распишите (как было показано выше), в каком порядке обычно мы выполняем ту или иную процедуру и в каком порядке это легче делать ребенку. Вполне может оказаться, что первая сту­пенька, которую может самостоятельно выполнить ребенок, со­ответствует последнему этапу процесса одевания или раздевания. Последний этап часто бывает самым легким.

К примеру, в «маленьких ступеньках» предлагается следую­щая последовательность действий при освоении навыка.

Снимает штанишки:

1.снимает штанину с одной ноги (сидя); 2.снимает штанины с обеих ног (сидя); 1 3.спускает штаны вниз от колен (сидя);

4.спускает штаны вниз от середины бедер (стоя); 5.спускает штаны вниз от поясницы (стоя); 6.спускает штаны вниз от талии (стоя).


Надевает штанишки:

здесь первые ступеньки соответствуют середине процесса, так как она проще, чем начало и конец;

1.натягивает штанишки от колен до бедер;

2. натягивает штанишки от лодыжек до бедер;

3.после того как одну ногу помогут просунуть в штанину, просовывает другую ногу во вторую штанину;

4.определяет, где у штанишек перед, и всовывает в штанины ноги;

5.натягивает штанишки спереди от бедер до талии;

6.натягивает штанишки от бедер до талии сначала спереди, а потом сзади.

Последовательность, в которой дети усваивают навыки оде­вания:

• снимает шапку;

• снимает носок или ботинки;

• надевает шапку;

• снимает штанишки;

• снимает пальто, когда всего одна рука в рукаве;

• снимает расстегнутое взрослым пальто;

• открывает, закрывает застежку «молния», не вставляя за­
мок;

• снимает футболку или блузу;

• может правильно натянуть штанишки;

• натягивает носки (пятку неправильно);

• вставляет руки в рукава джемпера, если взрослый помог
надеть его через голову;

• надевает ботинки, тапочки (не застегивая);

• надевает джемпер или футболку;

• надевает рубашку;

• вешает пальто;

• расстегивает большие пуговицы;

• застегивает большие пуговицы;

• одевается и раздевается полностью под наблюдением
взрослого;

• застегивает кнопки;

• застегивает молнию, фиксируя замок.

Иногда дети могут осваивать 2-3 навыка одновременно.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: