Чистка зубов - это важная процедура, и начинать учить малышей пользоваться зубной щеткой нужно как можно раньше. Начать «знакомство» с зубной щеткой удобно, когда ребенок все тянет в рот. В процессе игры с малышом можно помочь ему научиться правильно взять щетку за ручку, вложить ее щетиной в рот. Скорее всего, ощущения, получаемые при прикосновении щетки к деснам и зубам, удивят или заинтересуют ребенка. Начинать лучше со специальной резиновой щетки, где щетину заменяют резиновые выступы.
Первая зубная щетка должна быть самого маленького размера. Начиная учить малыша чистить зубы, не нужно сразу пользоваться зубной пастой: достаточно просто окунуть щетку в воду.
Войдите с малышом в ванную и начните у него на глазах чистить зубы. Скорее всего, он заинтересуется тем, что вы делаете, если же нет, попробуйте специально привлечь его внимание. Как только ребенок потянется за щеткой, дайте ему подержать ее в руках, побуждая «почистить зубки», подражая вашим действиям. Научите ребенка узнавать свою щетку, держите ее в отдельном стакане. Покажите ему, как полоскать рот водой. Конечно же, первое время он будет проглатывать воду, поэтому лучше, если она будет кипяченой или питьевой. Следующий этап обучения — пользование зубной пастой. Самый лучший вариант - специальная детская паста. Выдавите совсем небольшое количество детской пасты на палец и дайте попробовать малышу. Если ему понравится ее вкус, можно выдавить немного пасты на зубную щетку и предложить почистить зубы. Помогайте ребенку совершать правильные движения щеткой: сверху вниз, начиная с передних зубов к боковым, сначала в одну, а затем в другую сторону.
Формирование навыков умывания
Чтобы сформировать хороший навык, очень важно правильно «наращивать» цепочку действий. Для начала нужно определить, что может самостоятельно сделать ребенок и что ему еще не под силу, затем выяснить, можно ли разбить процесс на составляющие компоненты или небольшие шаги, которые приведут ребенка к поставленной на длительный период цели.
Следующий шаг - определить наиболее оптимальную последовательность обучения. Она должна быть организована таким образом, чтобы самые доступные для конкретного ребенка с его особенными слабыми и сильными сторонами навыки изучались сначала, а более трудные — позже, причем обучение одному звену
Для примера рассмотрим навык мытья и вытирания рук, приведя обычную последовательность действий и примерную последовательность обучения этому навыку (табл.9).
Таблица 9