Стадия свободного рассказа 3 страница

Значительное место среди факторов, влияющих на фор­мирование психологического контакта, занимают вещест­венные доказательства и их аналоги. Н.А. Селиванов спра­ведливо отмечает: «Важнейшей формой использования ве­щественных улик в связи с допросом является их демонст­рация допрашиваемому. Вещественные доказательства предъявляются на допросах в основном с двумя целями: для того чтобы сделать показания более конкретными и деталь­ными, а также с тем чтобы оказать на человека, пытающего­ся скрыть истину, соответствующее воздействие и склонить его к правдивости»1.

1 Селиванов Н.А. Вещественнь.о доказательства. М., 1971. - С. 132.

Оказание правомерного воздействия на допрашиваемого опосредуется психологическим контактом. В этих целях следователь может ввести в поле зрения допрашиваемого предметы, которые способны вызвать у допрашиваемого положительные эмоции. Допрашиваемый, может быть, не станет говорить об этих предметах, но свою положительную роль в отношениях между следователем и допрашиваемым они сыграют.

А.Б. Соловьев, разработавший систему тактических ре­комендаций по применению доказательств в тактике допро­са и очной ставки, одной из главных целей использования доказательств на допросе считает изменение ошибочной или ложной позиции допрашиваемого1. Данная цель полно­стью совпадает с целями формирования психологического контакта с допрашиваемым.

' Соловьев А.Б. Использование доказательств при допросе на предвари­тельном следствии. М., 2001. - С. 5.

Сам факт наличия в кабинете следователя вещественных доказательств, связанных с расследуемым делом, свиде­тельствует об осведомленности следователя, о понимании им механизма преступного действия. В то же время анализ следователем реакций допрашиваемого на вещественные доказательства может оказать помощь в оптимизации про­цессов общения с ним.

Л.М. Карнеева, А.Б. Соловьев и А.А. Чувилев полагают, что в ходе допроса можно использовать какие-либо предме­ты, документы, фотографии, которые не являются доказа­тельствами, но которые заведомо должны приковывать к себе внимание подозреваемого, действительно совершив­шего преступление, и создать впечатление, что следователь располагает важной, если не решающей уликой2. В этом случае следователь не обманывает допрашиваемого, он не делает комментариев по поводу введенного в поле зрения доп­рашиваемого предмета, а лишь использует его для диагности­ки реакции допрашиваемого, для того, чтобы побудить его переменить занятую позицию и установку на ложные показа­ния, побудить к формированию контактных отношений.

2 Карнеева Л.М., Соловьев А.Б., Чувилев А.А. Допрос подозреваемого и обвиняемого. М., 1969. - С. 75.

Допустимость применения на допросе предметов-аналогов обосновывает и Н.А. Селиванов, описывающий случай, когда подозреваемый по убийству и изнасилованию несовершеннолетней высказал близкому ему человеку предположение, что он на месте происшествия потерял свой складной нож, на котором были выцарапаны инициалы, что являлось бы доказательством его вины. Следователь, узнав об этом, подобрал нож-аналог и положил его на вспомога­тельный стол, чтобы допрашиваемый мог его заметить, но не мог разглядеть детали. Подозреваемый сразу обратил внимание на нож и стал давать показания, в которых полно­стью признал свою вину1.

1 Селиванов Н.А. Этико-тактические вопросы расследования. - С. 5.

Стимуляторами формирования контактных отношений с допрашиваемым могут быть различные кинофрагменты и фотографии. Известен случай, когда мужу, подозреваемому в убийстве своей жены, продемонстрировали ролик люби­тельского фильма, снятого во время регистрации его брака с впоследствии убитой женщиной. Воспоминания о былой любви и добрых отношениях с пострадавшей стимулирова­ли изменение позиции допрашиваемого, способствовали формированию контактных отношений и даче правдивых показаний. Целесообразна демонстрация допрашиваемому кинофрагментов, запечатлевших проверку показаний при­знающихся соучастников. Это усиливает борьбу мотивов допрашиваемого и способствует избранию правильной по­зиции на допросе. В целях формирования и укрепления пси­хологического контакта уместно передать арестованному доп­рашиваемому фотографии членов его семьи, что позволяет ему хотя бы мысленно вернуться в атмосферу семьи. Этим также можно ослабить напряженность, складывающуюся в ходе допроса. Передача таких фотографий способна нейтрали­зовать назревающий конфликт с допрашиваемым.

При формировании психологического контакта с допра­шиваемым иногда используют и музыкальные произведе­ния. Это может быть любимая мелодия допрашиваемого или же произведение, вызывающее по ассоциации воспоми­нания о различных событиях. Звучание должно быть нена­вязчивым, а воздействие косвенным, опосредованным. Му­зыкой можно вызвать направляемую борьбу мотивов, пока­зать схожесть музыкальных интересов следователя и доп­рашиваемого, эмоционально оттенить доказательственный материал, который будет предметом обсуждения на допро­се. Музыкой можно подготовить преднастройку допраши­ваемого на контактное общение.

В следственной практике уже встречаются случаи ис­пользования музыки на допросе подозреваемого (обвиняе­мого), которые получили описание в криминалистической литературе. Поэтому развитие этого направления тактиче­ской деятельности следователя должно получить научное обоснование.

Китаев Н.Е., Ермаков Н.П. О возможности использования музыки при допросе обвиняемого (подозреваемого) // Проблемы изучения личности участников уголовного судопроизводства. Свердловск, 1989. - С. 104-109.

Чисто технически введение музыкальных фрагментов можно сделать следующим образом. Подобрав музыкальное произведение, способное повлиять на изменение позиции допрашиваемого, его записывают на магнитофонную плен­ку. Музыка может звучать из радиодинамика, заранее под­ключенного к магнитофону, скрытому в столе следователя или соседнем кабинете. Звукозапись можно включить непо­средственно перед приходом допрашиваемого в кабинет следователя. Музыку уместно ввести в тактику допроса в конце следственного действия и в перерывах. Важно, чтобы музыка создавала фон для оптимального общения.

Применение музыкальных произведений на допросе долж­но осуществляться с учетом личностных особенностей доп­рашиваемого, его музыкальной культуры, установленных по­ложительных реакций на определенные произведения. Ре­шающее значение имеют характер следственной ситуации и соответствующий ей прогноз поведения допрашиваемого.

Использование различных психологических реагентов в процессах формирования психологического контакта с доп­рашиваемым требует творческого, тактически оправданного индивидуального подхода к каждому допрашиваемому, учитывающего результат прогнозирования его реакций на действия следователя.

Следственный вопрос строится на исходном материале, порождающем системы связей модального характера. Эти связи выражаются группой понятий:

1. Логические модальности (логически необходимо, слу­чайно, возможно, невозможно).

2. Сравнительные модальности (логически влечет, логи­чески следует, есть причина, есть следствие, не является ни причиной, ни следствием).

3. Теоретико-познавательные модальности (доказуемо, опровержимо, неразрешимо; убежден, сомневается, отвер­гает, допускает; истинно, ложно, неопределенно; вероятнее, менее вероятно, равновероятно).

4. Нормативные модальности (обязательно, нормативно, безразлично, запрещено, разрешено).

5. Оценочные (аксиологические) модальности (хорошо, аксиологически безразлично, плохо; лучше, равноценно, хуже).

6. Временные модальности (было, есть, будет; раньше, одновременно, позже).

Приведенные понятия, объединенные системой связей, лежат в основе всего комплекса следственных вопросов при производстве следственных действий. Причем, эти вопросы могут быть адресованы как участнику следственного дейст­вия, так и самому следователю для самопроверки, для акти­визации внутреннего диалога.

«И при смехе иногда болит сердце, концом радости бывает пе­чаль». Соломон Мудрый.

3.8. Повторность тактических подходов к решаемой задаче (проблеме)1

Каждый должен найти способ жить в

этом мире - и не быть его пленником.

Способ жить во времени - не дать ему

захватить себя целиком.

Олдос Хаксли

Тактические подходы предполагают повторность и мно­гократность решения одной и той же проблемы. Повторность направлена на активизацию:

- вопросов, программ;

- приемов, операций и их преобразований;

- «погружения» в ситуацию;

- «погружения» в личность (проектирование ситуации глазами партнера).

Повторности требуют следующие приемы:

- позитивно-негативная интерпретация аргументов («промывание информации»);

- поиск доказательственной информации: вертикальная, древообразная программы;

- поиск смысла позиции, занятой допрашиваемьм.

Вопросы могут стимулировать тактическую модуляцию.

Тактическая модуляция - запрограммированное измене­ние состояния тактического средства (приема, метода) по заданным характеристикам, отражающих требования сло­жившейся криминалистической ситуации.

Функциональный диапазон тактической модуляции мо­жет опосредовать переход состояния приема:

• в новую тональность;

• в свежую селекцию идей;

• в новое содержание;

• в новые формы и критерии риска;

• в новые ритмы;

• в новые темпы и формы критики;

• в иное время, место;

• к иному исполнителю;

• в иную направленность воздействий;

• в иную степень жесткости допустимого воздействия;

• в иную интерпретацию события;

• в иные формы рефлексирования - мышления о мышлении.

Особо можно выделить «погружение» в ситуацию, по­ставившую проблему, тоже можно считать приемом, интен­сифицирующим интуитивные процессы. «Погружение» в ситуацию можно сравнить с погружением в воду, в реку. Снаружи водоем выглядит иначе, чем изнутри (из воды). Незримое присутствие в механизме развития происшествия может привести следователя и к логическим выводам, кото­рые также дадут определенный импульс интуитивным про­цессам. «Погружаться» можно и в личность тактического партнера. Общение с участником следственного действия вызывает в следователе сопереживание, адекватно отра­жающее эмоциональное состояние партнера по общению. Неравнодушный, сопереживающий следователь глубже и богаче воспринимает следственную ситуацию чем тот, кто воспринимает ее безэмоционально. В этом смысле тактика общения в следственном действии больше становится ис­кусством, чем наукой, так как чувственное постижение предшествует и опосредует рационально-логическое позна­ние личности в анализируемой следственной ситуации.

Возможности применения при расследовании преступле­ний состоят в следующем:

1. Умножается интеллектуальный потенциал следствен­ной группы.

2. Синтезируются точки зрения «следователя - генерато­ра идей» и «следователя - критика», что повышает качество принимаемых решений.

3. Принимаемые решения носят более ответственный ха­рактер, хотя и более рискованный (но риск в данном случае обоснован и тактически оправдан). Решения более продук­тивны в исполнении.

3.9. Применение группы приемов, активизирующих аргументацию и борьбу мотивов

К этому последнему повороту, колеблющему основания мышления, приходят многие люди. Они отрекаются от всего, что им дорого, что было их жизнью. Другие, аристократы духа, тоже отрекаются, но идут к само­убийству мышления, откровенно бунтуя против мысли. Усилий требует как раз противоположное: сохранять, насколько возможно, ясность мыс­ли, пытаться рассмотреть вблизи образовавшиеся на окраинах мышле­ния причудливые формы. Упорство и проницательность - таковы приви­легированные зрители этой абсурдной и бесчеловечной драмы, где реп­ликами обмениваются надежда и смерть.

Апьбер Камю

Усиление борьбы мотивов при допросах обвиняемых (подозреваемых) не выходя из состояния допроса.

Чтобы установить истину по делу, следователь может применить комплекс приемов, усиливающих борьбу мо­тивов (регенерация борьбы мотивов). Давая заведомо ложные показания или скрывая какой-то эпизод, допра­шиваемый обдумывает свою позицию и последствия для себя и своих ближних. При этом в его сознании проис­ходит борьба мотивов относительно того: говорить или не говорить правду.

Мотивы ложных показаний могут быть различными: бо­язнь мести, ложное чувство товарищества, страх за себя или своих близких и т.д.

Если следователь сумеет понять мотив, побудивший допрашиваемого дать ложные показания, он может пере­дать допрашиваемому информацию, «оживляющую» борь­бу мотивов.

Информация, порождающая борьбу мотивов, может со­держать сведения о положительных качествах допрашивае­мого: активное участие в общественной работе, награды за трудовую доблесть, положительные качества семьянина -воспитателя детей и т.д.

В ряде случаев этот прием может быть использован при допросах свидетелей. При этом может быть исполь­зована информация, регенерирующая борьбу мотивов, может содержать данные, позволяющие пересмотреть от­ношение допрашиваемого к тому, в пользу которого он дает ложные показания, в частности, водителя (например, информация об отрицательном отношении водителя к свидетелю, который дает ложные показания о скорости транспортного средства перед происшествием). Такая информация должна быть хорошо проверенной, истин­ной. Недопустимо сообщать допрашиваемому сведения, которые не проверены или являются ложными.

Информация, которая может активизировать борьбу мо­тивов, содержится также в сообщении о семье потерпевше­го и семье самого допрашиваемого.

Борьбу мотивов может активизировать аргументирован­ное сообщение следователя допрашиваемому об установ­лении ложности его показаний. Сам факт такого сообще­ния «ломает» систему защиты допрашиваемого. Ему при­ходится быстро перестраиваться и быстро продумывать заново свою позицию, каким-то образом связывать ее с ра­нее данными показаниями, чтобы не выглядеть в глазах сле­дователя законченным лжецом. Анализ и детализация показаний допрашиваемого вновь демонстрирует их ложность, и часто допрашиваемый, понимая, что будет вновь уличен, «сдается» и начинает давать правдивые показания.

В этот момент уместно применить следующие приемы, усиливающие эффект захвата инициативы:

Деликатное уличение во лжи.

«Демобилизация» тактическая (свидетельствующая об отступлении).

• Демонстрация двойного смысла (двойной цели).

• Демонстрация истинного смысла ситуации.

• Демонстрация намека.

• Демонстрация отсутствия доказательств.

• Демонстрация противоположности точек зрения на доказательства.

Демонстрация противоречий показаний.

• Демонстрация реальных возможностей расследова­ния (неизбежности раскрытия преступления, бесполезно­сти противодействия).

• Демонстрация:

• множества целей;

• ложной цели;

• вуалирование цели;

• инсценирование цели;

• доказательств (по нарастанию, со взрывом);

• бессмысленности ошибок, позиции;

• выигрышных ситуаций, проигрышных ситуаций;

• альтернатив;

• мотивов;

• перспектив.

Детализация показаний. Аргументация желательной позиции.

• Аргументация ошибочной позиции.

ЗЛО. Применение группы приемов (модулей), обеспе­чивающих перевод текста показаний в графики, рисунки, схемы, планы, пояснения к рисункам и фотографиям.

Убедительность только в субъективности,

искать объективность - значит заблуждаться.

Истина есть субъективность.

Серен Кьеркегор

Это позволяет максимально полно детализировать дан­ные показания, углубить контакт с допрашиваемым и про-филактировать желания отказаться от данных показаний, если они носят правдивый характер.

3.11. Применение группы приемов захвата инициа­тивы в преодоления позиции на дачу ложных показаний

Зрелище - петля, чтоб заарканить совесть короля, - говорит Гамлет. Хорошо сказано - «заарканить», ибо схватить совесть нужно на лету, в то неуловимое мгновение, когда она бросает беглый взгляд на самоё себя. Повседневный человек не любит задерживаться, он в вечной гонке. Но в то же время он ничем, кроме себя самого, не интересуется, в особенности когда речь идет о том, кем бы он мог стать. Отсюда его склонность к теат­ру, к зрелищам, предлагающим на выбор столько судеб. Он может озна­комиться с ними без сострадания и горечи. В этом легко узнать бессозна­тельного человека, торопливо стремящегося к неведомо каким надеждам.

Альбер Камю

Захват инициативы может реализоваться следователем в следующих приемах:

• Использование уличающих доказательств.

• Использование тактических инсценировок на допросе.

• Использование ключевых слов направленных на кон-тактоформирование.

• Использование ситуации (динамический аспект).

• Использование наглядности.

• Использование обвиняемого как союзника (по груп­повым делам).

• Использование остроумного сравнения.

• Использование остроумных парадоксов, метафор, афоризмов, аналогий.

• Использование ошибок и их анализ.

• Использование положительных контактов личности.

• Использование проговорок и инерции в речи.

• Использование антипатии к соучастникам.

• Использование слабых мест психики обвиняемого.

Применительно к умышленной лжи используется термин «вид лжи», которым, как правило, обозначается соотноше­ние правды и вымысла в ложном сообщении.

В реальной ситуации расследования, рассмотренные формы лжи в чистом виде встречаются редко, чаще они комбинируются. Ложь необходимо искать и отслеживать. Смысл отслеживания лжи - определить ситуацию, почувст­вовать завтрашнюю ситуацию и ее потребности, подгото­виться к ней сегодня и взять инициативу в свои руки.

Отслеживание - это стремление фактически использовать ложь, разработать новое и безошибочно использовать его с партнером, против партнера, за партнера. Наиболее продук­тивным в этом отношении можно было бы считать исполь­зование подготовленных и адаптированных программ на все случаи альтернативного поведения партнера. Принятие ре­шений может выражаться в следующих действиях, имею­щих соответствующие этапы:

1. Диагностика текущей следственной ситуации:

• перебор исходных симптомов лжи;

• распознавание, различение, определение, оценка эле­ментов ситуации, симптомов лжи;

• изучение функциональных признаков лжи;

• диагноз ситуации - конфликтная, бесконфликтная с элементами лжи.

2. Диагностика субъективных качеств партнера, которые могут влиять на развитие ситуации в перспективе:

• ложно-агрессивные,

- ложно-кооперативные,

- ложно-нейтральные.

Существует много видов лжи. Есть ложь, целиком со­стоящая из вымысла. Этот вид встречается редко, ибо он опасен и легко разоблачается. Более обыкновенна неполная ложь: лжец обрабатывает правду, по-своему ее искажая.

Ложь следует искать в пространстве осмысления:

1. Какова природа и цель лжи?

2. Каковы структурные свойства лжи?

3. Как осуществляется развитие лжи?

4. Какие мотивы лжи?

5. Какие методы наиболее полезны в раскрытии лжи?

5. Какие методы наиболее полезны в раскрытии лжи?

6. Как создать среду для наилучшего проявления лжи?

«Пространство осмысления» - это пространство рефлек­сивного диалога, в котором взаимодействуют следователь и его партнер, стимулированные инициативой.

Криминологами установлена закономерность, которая должна быть учтена при производстве допроса. «Чем труднее ситуация, тем вероятнее отступление от соци­альной нормы. При расхождении объективного содержа­ния ситуации и ее субъективного значения (смысла) че­ловек большей частью поступает в соответствии с субъ­ективным смыслом, а не с объективным ее содержани­ем». Таким образом, чем сложнее вопрос, тем дальше человек будет отступать от привычных и нормальных поведенческих стереотипов. В то же время чем опаснее для допрашиваемого последствия допроса, его тактиче­ский проигрыш, тем больше внимания он придает собст­венным интересам и видит только свое, личное в рас­сматриваемой ситуации. Объективные обстоятельства им игнорируются. В этих условиях подозреваемый (обви-

няемый) перестраивает привычные формы деятельности в плане защиты личных интересов.

Сложная ситуация допроса может мобилизовать внут­ренние силы допрашиваемого на решение поставленных перед ним вопросов, не может и привести его деятельность в состояние расстройства и деформации. Трудные ситуации вызывают у допрашиваемого различные реакции. «В зави­симости от типа трудностей, времени, отпущенного челове­ку на решение задачи, или стойкости его характера их по­следовательность может меняться»1. Это такие реакции: мобилизация, расстройство, деформация. Рассмотрим их в соответствии с концепцией Ю. Козелецкого.

1. В фазе мобилизации у человека возникает определен­ное эмоциональное напряжение, которое влияет на деятель­ность, связанную с принятием решений, усиливается под­вижность и гибкость мышления, возникают насыщенные и оригинальные ассоциации. Человек более легко находит но­вые альтернативные решения и предусматривает их послед­ствия. Сокращается время решения.

2. В фазе расстройства в процессе принятия решения по­являются отдельные трудности. У человека уменьшается пластичность и подвижность мышления. Множество рас­сматриваемых альтернатив подвергается сокращению, что свидетельствует о некоторой ограниченности человека в предвидении последствий своих решений. В этой фазе на­ступает некоторое снижение качества решения и уровня его осуществления.

3. В фазе деформации наступает полное нарушение орга­низации действий по принятию решений. Человек не спосо­бен найти рациональный вариант деятельности, его реше­ния стереотипны и не учитывают конкретных условий. Он часто выбирает какое-либо решение довольно случайным

Социальные отклонения: введение в общую теорию. М, 1984. - С. 193.

84

1 Козелецкий Ю. Психологическая теория принятия решений, М., 1979. -С. 341-342.

образом, без учета возможных последствий. В этой фазе имеют место сильные эмоции, например, приступы злости и гнева, которыми человек уже не в силах управлять.

В связи с этим следователь должен следить за состояни­ем допрашиваемого и по возможности контролировать про­цессы принятия решений. Рефлексивное управление про­цессами контактного взаимодействия с допрашиваемым можно производить с помощью различных видов информа­ции: речевой, овеществленной, кинофотографической, до­кументальной и т. д.

С помощью этой информации стимулируются опреде­ленные психические состояния допрашиваемого, пробуж­даются потребности к совершению определенных действий. Используя различные виды информации, предъявляемой допрашиваемому, можно диагностировать его реакцию на данную информацию и использовать результаты диагности­рования при формировании психологического контакта и тактики допроса в целом. Информация, используемая сле­дователем в тактических целях, может рассматриваться как психологический реагент.

3.12. Рефлексивное управление допрашиваемым

Так как душа познаёт другое, постыдно,

чтобы она не знала самоё себя.

Сигер из Брабанта

Рефлексивное управление может объединятся интегри­рующем основанием-цепью. Рефлексивное управление это:

• демонстрация доказательств, оперативный анализ данных показаний, уличение во лжи;

• передача допрашиваемому информации, которая вы­зывает в нем прогнозные речевые реакции, необходимые для реализации тактических целей.

Интегрирующая цепь - это система последовательного, целенаправленного преобразования стимулов, исходных данных, приемов и методов в единую интеллектуальную композицию инструментального воздействия на поставлен­ную ситуацией проблему.

«Человек забывает свою вину, когда исповедался в ней другому, но этот последний обыкновенно не забывает ее». Ф. Ницше.

Следователь начинает задавать допрашиваемому вопросы. Все они должны быть сбалансированы по своему воздействию, чтобы не разрушить сложившиеся контактные отношения.

Если раньше, в течение свободного рассказа, следователь почти ничего не говорил, слушал и изучал допрашиваемого, то на данном этапе следователь, с одной стороны, должен подстроиться под стиль общения допрашиваемого, а с другой стороны - настает время, когда следователь должен показать то, с чем он пришел на допрос. Если допрашиваемый начина­ет спорить со следователем, то не следует уходить от полеми­ки с ним, так как в споре часто допрашиваемые «полностью выговариваются, приводят дополнительные аргументы и даже сообщают неизвестные следователю факты».

Если следователь правильно диагностировал реакции допрашиваемого, то, овладев инициативой, он может регу­лировать весь ход общения с допрашиваемым. При этом следователь может осуществлять правомерное психологи­ческое влияние на допрашиваемого.

«Правомерное влияние не диктует конкретного действия, не вымогает показаний того или иного содержания, а, вме­шиваясь во внутренние психические процессы, формирует правильную позицию человека, сознательное отношение к своим гражданским обязанностям и опосредованно приво­дит его к определенной линии поведения».

1 Соловьев А.Б. Очная ставка на предварительном следствии. М., 1970.

2 Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 2001 - С. 195.

Одним из видов правомерного психологического воздей­ствия является рефлексивное управление, которое стимули­рует деятельность допрашиваемого в определенном направ­лении в частности, стимулирует дачу правдивых показаний. Рефлексивное управление - это основанное на имитации мыслей допрашиваемого управление его деятельностью по принятию объективно обоснованных решений. Оно «осуще­ствляется за счет передачи допрашиваемому оснований для принятия желательного, объективно обоснованного решения».

Рефлексивное управление рассчитано на формирование у допрашиваемого не только объективно обоснованного, но и так­тически оправданного решения, оптимизирующего процедуру формирования психологического контакта и допроса в целом.

3.13. Тактика инициирования

Нужно все время искать средств для расширения

собственного сознания. Не надо пытаться жить вне

данного нам мира - надо как-нибудь научиться

преобразовывать и преображать его.

Олдос Хаксли

Инициатива тактическая - это реакция, возбужденная внешним воздействием. Завладение инициативой реализу­ется в следующих формах:

1. Прогнозный захват инициативы до появления партера (преактивный вариант занять позицию до вступления парт­нера в противоборство).

2. Перехват инициативы, если партнер уже занял главен­ствующие позиции, укрепил свою систему доказательств, исключил для себя варианты тактически неожиданностей.

3. Потеря инициативы в результате тактической ошибки или тактической беспомощности (вызванной отсутствием

1 Ратинов А.Р. Теория рефлексивных игр в приложении к следственной практике. М., 1980. - С. 189.

средств воздействия. Это можно сравнить с отсутствием бо­еприпасов при наступлении противника).

4. Отказ от инициативы в рамках тактической програм­мы, операции, комбинации или стратегии, чтобы противник повел за собой, «раскрывая карты и маршруты», замыслы и наличные тактические средства.

5. Использование инициативы - эксплуатация позиции, дающей возможность диктовать условия проигрывающей стороне, фиксировать обнаруженные доказательства, ис­пользовать их в смежных следственных действиях.

6. Передача инициативы - рационально обусловленное действие, направленное на оптимизацию извлечения ин­формации доказательственного характера.

3.14. Тактика анализа риска допрашиваемого (с позиций)

Мир есть совокупность фактов, а не вещей. Людвиг Витгенштейн

Анализ риска реализуется с позиций:

• цены риска;

• меры риска;

• альтернативы риска;

• объема рискогеных последствий;

• действия (рискованные, содержание, механизм);

• бездействия (с рискованными последствиями);

• тактика риска;

• стратегии риска;

• факторов риска (отрицательно или положительно влияющие на риск);

• видов риска;

• ситуации риска;

• обоснования риска;

• субъектов риска;

• субъективной стороны риска;

• результатами риска.

«Треть людей любит жизнь и боится смерти. Треть людей предпо­читает смерть и избегает жизнь. Треть людей боится и жизни, и смер­ти Но только десять из ста имеют мудрость воспринимать как факты жизнь и смерть и просто наслаждаться танцем существования. Зачем жить фантазиями о том, что могло бы произойти?» Лао-Цзы.

Криминалистический риск - это действие или бездейст­вие по поводу расследуемого преступления, направленное на цель, отягощенную объективной вероятностью недости­жения, субъектированное определенным лицом, предпола­гающим альтернативный результат (успех или неуспех).

Следователь не может остаться вне отношений с элемен­тами риска, так как он общается с людьми, которые избрали сферу рискованной деятельности и на определенном этапе получили отрицательный результат - стали обвиняемыми (подозреваемыми), но и после этого они продолжают быть носителями рискованных отношений.

Все это свидетельствует о наличии объективной включен­ности следователя в коммуникации, содержащие элементы риска. А включенный в эти отношения человек не может ос­таваться нейтральным к риску. Следователь становится не­вольным носителем эффекта риска. Хочет или не хочет следо­ватель рисковать - это выходит за рамки его желаний, он на­ходится в сфере деятельности, генетически содержащей риск. Таким образом, риск неизбежно, постоянно и интенсивно вплетается в ситуации преступлений и их расследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: