- Дробление аргументов.
- Создание впечатления о неосведомленности; о хорошей осведомленности следователя.
Создание напряжения (для инструментального использования).
- Создание незаполненности (с интригующим эффектом).
- Создание психологических барьеров.
Создание управляемого конфликта на прогнозной основе. Создание эмоционального баланса. Создание эмоциональной напряженности. Создание эмоциональной неопределенности.
- Стимулы - тактические эффекты, вызывающие прогнозные реакции.
- Сценарий тактический (жесткий, свободный).
Тактическое «раскачивание» ситуации и позиции допрашиваемого.
- Формирование «безопасного» межличностного пространства.
- Формирование активной борьбы мотивов.
Формирование конкурирующих смысловых систем. Формирование у партнера оснований для внутреннего конфликта-диссонанса, разрушающего установки на ложь. Формирование установки на выжидание. Форсированный темп или замедленный темп допроса.
- Эмоциональная подстройка к позиции допрашиваемого:
- сверху;
- снизу;
- сбоку;
- внеположенно.
- Эмоциональное матрицирование (эмоциональное отражение действий партнера).
Эмоциональный баланс (выравнивание воздействий). Эмоциональный эксперимент - вызов и анализ реакции допрашиваемого на значимую информацию.
Эффекты тактические (неожиданности, первого впечатления).
Эмоциональная матрица - это эмоциональное отражение подлинных чувств по поводу мыслей, определяющих действия.
Эмоциональная матрица - это отпечаток переживаний по поводу представленной сиюминутной ситуации. Человек эмоционально углубляется в себя, ищет в себе скоростные -спонтанные формы реакций, жизненных оценок, но рациональное отстает от эмоционального, которое выдает подлинность человека без «маски», которая позднее появится на его лице, закрывая реальную реакцию.
Можно рационализировать общение с помощью реагентов -блоков информации, вызывающих прогнозируемые реакции.
Роль психологического реагента могут играть человек, предмет, явление, сообщение. Рассмотрим речевые реагенты, направленные на формирование и стабилизацию контактных отношений с допрашиваемым.
«Слово - тончайшее прикосновение к сердцу, оно может стать нежным благоухающим цветком и живой водой, возвращающей веру в доброе, и острым ножом, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду. Словом можно убить и оживить, рассеять сомнения, повергнуть в уныние, вдохновить и привести в оцепененье силы души»". Поэтому слово занимает центральное место среди инструментов, которыми пользуется следователь при работе с допрашиваемым.
Следователь должен уметь говорить с допрашиваемым на языке, близком данному человеку, с учетом его пола, возраста, образования, социальной принадлежности и процессуального положения.
Если допрашиваемый - темпераментный человек, быстро и много говорящий, то при формулировании вопросов следователь может повторять его ответы, но в вопросительной форме. «Этот метод приводит к тому, что допрашиваемый развивает свое изложение без вопросов и толчков со стороны следователя, как это происходит при обычном прямом допросе»1.
Если допрашиваемый не желает давать показания, уходит от разговора со следователем, целесообразно осуществить воздействие на его эмоциональную сферу. Можно обратиться к его чувствам гордости, жалости, стьща, гнева и т.д. Главное в такой ситуации - втянуть допрашиваемого в разговор.
Чем более бурной будет реакция допрашиваемого, тем больше он скажет. Кроме того, в возбужденном состоянии люди меньше контролируют свое речевое поведение, значит, допрашиваемый может сказать и то, что он хотел бы скрыть от следователя.
Если допрашиваемый колеблется, не решается говорить правду, то можно использовать методику накопления положительных ответов. Для этого после свободного рассказа допрашиваемого надо задавать вопросы, на которые он заведомо ответит утвердительно. Следователь при этом может подчеркнуть, что он рад тому, что мнения допрашиваемого и его собственные по большинству вопросов совпадают, а разногласия носят лишь частный характер. После этого можно перейти к вопросам, которые действительно могут вызвать разногласия: предшествующее контактное взаимодействие окажет положительное воздействие на показания Допрашиваемого.
' Селиванов Н.А. Этико-тактические вопросы расследования // Вопросы борьбы с преступностью. М., Вып. 38. - С. 55.
2 Сухомлинский В.А. О поступках // Советская педагогика 1970. № 11. - С. 31.
Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 2001. - С. 226.
Если подозреваемый (обвиняемый) продемонстрировал стойкую установку на дачу ложных показаний, то следователь может избрать два пути:
а) применить серию приемов, направленных на допущение легенды. Этот вариант можно избрать, когда следователь не располагает вескими доказательствами вины подозреваемого. В таком случае психологический контакт сохраняется, а следователь дает допрашиваемому запутаться в собственной лжи. Это также позволит выявить некоторые обстоятельства, положительно влияющие на процесс расследования. Следователь имеет возможность проанализировать реакции допрашиваемого, использовать поговорки, а затем уличить его во лжи;
б) использовать приемы, направленные на пресечение лжи при сохранении контактных отношений. Например, можно сразу пресечь ложь допрашиваемого имеющимися доказательствами и попытаться убедить его в том, что без его правдивых показаний не будут установлены все смягчающие обстоятельства, которые могут существенно повлиять на меру наказания.
Рациональным приемом, обеспечивающим проведение допроса в контактных условиях, является создание «эмоционального баланса» в состоянии допрашиваемого, т.е. некоторого равновесия между положительными и отрицательными реакциями. После свободного рассказа, когда допрашиваемый с помощью следователя преодолевал некоторые сомнения и дал правдивые показания по некоторым эпизодам, можно его похвалить, ободрить, а затем задать вопрос, который вызовем положительные эмоции, например, уточнить некоторые положительные моменты его биографии. Затем следователь задает вопрос для выяснения обстоятельств преступления, но вызывающий отрицательную реакцию допрашиваемого. После этого следователь вновь нейтрализует негативную реакцию вышеуказанным способом, который можно сочетать с отвлечением внимания допрашиваемого на нейтрально оцениваемые обстоятельства дела. Один из обвиняемых как-то удачно заметил, что долгий допрос с «уличающими» вопросами напоминает ему состояние, которое он испытывает в кресле стоматолога, когда тот долго и болезненно пытается вырвать ему зуб. Измученный неумелой работой врача больной начинает его ненавидеть и мешать ему. Следователь должен получить информацию от допрашиваемого, не причиняя ему лишней «боли», неоправданных нравственных страданий, уравновешивая его эмоциональные состояния и сохраняя психологический контакт для дальнейшей работы на допросе.
Эффективным средством формирования психологического контакта является трансформация отрицательно влияющих установок. Самой отрицательной установкой является установка на ложные показания. Она может возникнуть по различным мотивам. Чтобы оказать влияние на собеседника, следователь должен обнаружить и вскрыть эти мотивы. В ряде случаев само понимание этих мотивов может дать положительный результат. Например, следователь может сказать, что он понимает мотивы, по которым допрашиваемый не желает давать показания, но в данной ситуации эта позиция допрашиваемого может ему существенно повредить, так как этим допрашиваемый подчеркивает свои негативные качества и нежелание становиться на путь исправления. При убеждении допрашиваемого в первую очередь обращаться к его чувствам. На любую информацию люди сначала реагируют чувственно, а затем уже обдуманно, рационально. Только будучи эмоционально окрашенной, та или иная информация может быть побудителем действия. Чувства отражают наиболее глубинные характеристики личности, ее потребности.
Следователь может активизировать борьбу мотивов допрашиваемого при анализе причин совершенного преступления. В данной ситуации следователь не пытается устанавливать, как допрашиваемый совершал преступления, оставляя этот главный вопрос в тени. Следователь пытается понять, почему такой положительный (по характеристикам) человек мог совершить преступление, что толкнуло его на этот шаг.
Может быть, есть какие-то скрытые, извинительные, смягчающие обстоятельства, которые могли бы стать предметом разговора. А может быть, допрашиваемый сам стал жертвой ситуации и боится сказать об этом, не веря в понимание следователя. Рассуждения вслух и демонстрация следователем понимания мотивов поведения допрашиваемого на допросе могут позволить установить не только причины совершенного преступления, но другие обстоятельства, подлежащие доказыванию.
Усиление борьбы мотивов при сохранении контактных отношений может дать анализ действий соучастников допрашиваемого, подозреваемого, обвиняемого. Изучение связей внутри группы преступников, их места в системе внутригрупповых отношении поможет выявить мотивы их индивидуальных действий. В связи с этим следователь может построить версии по субъективной и объективной сторонам состава преступления, совершенного допрашиваемым. Данный прием можно применить, когда допрашиваемый уклоняется от контакта или дает только ложные показания. В этих условиях следователь начинает излагать допрашиваемому содержание построенных версий. В таком случае можно прогнозировать различные реакции допрашиваемого:
а) допрашиваемый согласится с построенными версиями и заявит, что все именно так и было, добавив или исключив какие-то обстоятельства. В данном случае версионная деятельность следователя может стать толчком к трансформации установки допрашиваемого;
б) допрашиваемый возмутится и скажет, что все было совершенно иначе, что он не может согласиться со следователем и с такой трактовкой своих действий, и, находясь в возбужденном состоянии, с ходу изложит обстоятельства преступления;
в) допрашиваемый, полагая, что излагаемые следователем обстоятельства уже установлены следствием, начнет перестраивать систему своей защиты, будет вводить новую информацию, которую можно легко проверить, потому что это будет заранее не подготовленная информация;
г) допрашиваемый будет молчать. Но следователь, излагая построенные версии, может наблюдать за реакциями молчаливого партнера, анализируя его мимику, жесты, негативные проявления. Эти действия следователя можно считать своеобразной тактической разведкой.
Применение разновидностей данного тактического приема имеет положительный эффект почти во всех случаях, так как он является вызовом на контактное взаимодействие. Допрашиваемый вольно или невольно вступает в общение со следователем, проявляя свое отношение к речевой информации, излагаемой следователем.
Формирование психологического контакта может быть осуществлено путем оказания психологической помощи допрашиваемому. Можно помочь подозреваемому (обвиняемому) преодолеть те барьеры, которые мешают ему давать правдивые и полные показания. Психологический барьер на допросе представляет собой субъективно непреодолимое препятствие мешающее допрашиваемому избрать позицию в условиях реальной следственной ситуации. Психологический барьер формируется в сознании допрашиваемого, когда он испытывает сильное чувство тревоги, страха и не видит выхода из создавшейся ситуации, не чувствует в себе сил для преодоления возникших перед ним препятствий. Следователь может показать допрашиваемому новое направление деятельности, новую и более правильную, оптимальную для самого допрашиваемого позицию. Следователь должен помочь допрашиваемому увидеть те доказательства, которые могут привести к снижению наказания. Такими действиями можно переориентировать направленность деятельности допрашиваемого, сделать его своим союзником по установлению смягчающих обстоятельств истины по делу в целом.
В некоторых случаях целесообразно переключить внимание допрашиваемого на иную значимую для него информацию. Например, обвиняемого, причинившего тяжкие телесные повреждения, допустимо «утешить» тем, что обстоятельства
могли сложиться так, что он бы убил потерпевшего и стал убийцей, т.е., последствия были бы еще более страшные. Главной в данной обстановке является демонстрация хоть какой-нибудь положительной стороны или перспективы ситуации, в которой находится допрашиваемый. Этим можно снизить уровень напряженности общения, пробудить желание искать законные пути разрешения сложившейся ситуации.
«Они бросились в бой и победили, когда подумали, что побеждают». Тит Ливии.
3.6. Формирование вопросов, направленных на преодоление информационной латентности
«Мошенница Судьба, как искусный гончар, взяла мой мозг и, обратив его в ком глины, кинула его на колесо тревог и забот и силой ударов палки несчастий все гонит и гонит это колесо. Мы не знаем, что она намерена сделать».
Бхартрихари
Формулируя вопросы допрашиваемому, следователь должен помнить, что каждый ответ допрашиваемого станет отправным моментом для дальнейшей работы с ним. Поэтому личностные качества будущего допрашиваемого должны истолковываться именно с позиций возможных его решений и соответствующих решениям ответов.
Исследовательская деятельность следователя может занять несколько часов, но удачно проведенный допрос лица, показания которого имеют особую значимость, окупают эти затраты времени, создают благоприятные условия для общения с подозреваемым (обвиняемым) на протяжении длительного периода.
Вопрос - это предложение, выражающее недостаток информации о каком-либо объекте, обладающее особой формой и требующее ответа, объяснения1.
Следственный вопрос отягощается системой требований со стороны уголовного процесса, норм следственной этики.
1 Краткий словарь по логике. 1991. - С. 24 - 25
Следственный вопрос связан с установлением круга обстоятельств выяснение которых позволяет формулировать обвинение в совершении преступления, предусмотренного уголовным кодексом. Поэтому следственный вопрос представляет собой интеллектуальный инструмент, который, подобно скальпелю хирурга, проникает в сознание преступника и жертвы, вскрывает скрытые негативные процессы:
1) общие;
2) частные;
3) свободные;
4) открытые;
5) прямые;
6) косвенные;
7) закрытые;
8) ассоциирующие;
9) дизассоциирующие;
10) психотерапевтические;
11) психотравмирующие;
12) нейтральные;
13) инструментальные (несущие в себе прием, метод);
14) агрессивные;
15) конфликтные;
16) контактоформирующие;
17) диссонансные (разрушающие контакт);
18) оценочные;
19) вуалирующие (скрывающие смысл действий);
20) утверждающие;
«Не только музыке надо быть сверхмузыкой, чтобы что-то значить, но и все на свете должно превосходить себя, чтобы быть собою. Человек, деятельность человека должны заключать элемент бесконечности, придающей явлению определенность, характер». Б.Л. Пастернак.
Вопросы обнажают межличностные взаимодействия, содержащие конфликты, аффективные проявления, кризисные ситуации, криминальные катарсисы, запоздалые раскаяния, добровольные признания и отказы от них, что сопутствует напряженной и разноплановой жизни человека.
Одной из форм рационального анализа является нейтрализация неопределенностей в ситуации допроса. Допрашиваемый не желает иногда давать показания потому, что он не может выбрать какую-либо определенную позицию. Сама по себе неопределенность положения толкает допрашиваемого на необдуманные, нецелесообразные и неупорядоченные действия, которые вредят и допрашиваемому, и следователю. Допрашиваемый, испытывающий состояние неопределенности, напоминает человека, двигающегося по комнате с завязанными глазами в поисках выхода. Следователь может быть как раз тем человеком, который помогает найти выход из сложившейся ситуации. Этот прием сочетается с предъявлением доказательств по нарастающей силе.
Положительные результаты для формирования контактного взаимодействия может дать анализ ошибок подозреваемого при совершении преступления. Следователь в данном случае не настаивает на том, чтобы подозреваемый рассказал о совершенном преступлении, он лишь анализирует его ошибки и упущения, облегчившие раскрытие преступления. Этот прием соприкасается с созданием преувеличенного представления допрашиваемого об имеющейся у следователя информации. Через анализ ошибок подозреваемого (обвиняемого) следователь может вывести разговор на анализ мотивов совершенного преступления, вызвать желание допрашиваемого пояснить причины совершенных ошибок при совершении преступления. Можно выразить сожаление, что допрашиваемый не нашел в себе силы удержаться от совершения преступления, не нашел разумных и законных путей разрешения создавшегося положения, предшествовавшего преступлению.
Основанием для формирования контактного отношения взаимодействия может быть анализ следователем ошибок поведения подозреваемого (обвиняемого) на допросе. Данный прием имеет общие черты с только что описанным приемом анализа ошибок, сделанных при совершении преступления. Неудачи допрашиваемого в допросе резко изменяют режим общения следователя и допрашиваемого. Ошибки вызывают негативно окрашенные переживания, дезорганизуют деятельность допрашиваемого. Следователь может занять парадоксальную позицию. Он может оказать помощь допрашиваемому в анализе допущенных последним ошибок и тем самым снять сложившуюся напряженность в отношениях с допрашиваемым.
Следователь может моделировать не только совершенные подозреваемым (обвиняемым) ошибки, но и те, которые он может совершить. Моделируя возможные ошибки допрашиваемого, следователь предупреждает конфликты, которые могли бы сложиться в отношениях с ним. Это показывает допрашиваемому, что следователь не пытается строить допрашиваемому каких-либо «ловушек». Назовем некоторые ошибки, которые можно было бы подвергнуть анализу при формировании контактного взаимодействия.
1. Тенденциозный отбор и оценка доказательственной информации допрашиваемым. Преступник смотрит на информацию о преступлении, как правило, только со своей позиции. Ему кажется, что он следов не оставил, что его никто не видел, что его интеллектуальные качества позволят ему изложить материал показаний таким образом, что следователь ему поверит. Нередко преступник недооценивает или игнорирует информацию, которая может его уличить.
2. Необоснованный оптимизм подозреваемого (обвиняемого) при избрании им позиции, основанной на ложных показаниях. Когда человек совершает преступление, он тоже необоснованно рассчитывает на то, что уйдет от ответственности. При наличии высокой раскрываемое преступлений преступник имеет очень незначительный шанс на то, что он не будет изобличен. Но именно этот шанс является основой для принятия решения о совершении преступления. Такие же мотивы руководят подозреваемым (обвиняемым), когда он приходит на допрос с необоснованной надеждой «переиграть» следователя.
3. Искажение допрашиваемым доказательственной информации, обусловленное следующими факторами: а) напряженностью ситуации, которая нередко воспринимается как безвыходность; б) быстротечностью ситуации, не дающей возможности при прочих равных условиях принять нормативно правильное решение; в) видимой легкостью и бесконфликтностью ситуации, облегчающей аномальный поступок, например, дачу ложных показаний.
4. Избрание допрашиваемым неправильной позиции вследствие испытываемого им «эффекта бумеранга». Суть его состоит в том, что, принимая и оценивая информацию, направленную на изменение ситуативной установки, допрашиваемый не только не изменяет своих исходных позиций, но и еще более укрепляется в них. Особенно сильно это проявляется в случаях, когда допрашиваемый относится с явной «неприязнью к следователю».
5. Избрание допрашиваемым неправильной позиции, обусловленной «эффектом сопротивления». Суть данного эффекта состоит в том, что наиболее привлекательным становится то, что является в данный момент недоступным. Часто подозреваемый (обвиняемый) после ареста меняет свои показания, отказывается от прежней правдивой позиции. Потеряв свободу, многие подозреваемые (обвиняемые) переоценивают некоторые явления, должностной статус, семейные отношения, свободу в целом. В этих случаях они могут оказать максимальное сопротивление следователю в установлении истины.
6. Избрание подозреваемым (обвиняемым) позиции, получившей в литературе название «ва-банк». Так позиция избирается допрашиваемым с целью быстрого выгодного изменения ситуации. Действия допрашиваемого отличаются активностью, авантюрностью и крайней рискованностью. Как правило, допрашиваемый избирает ее, когда закономерное развитие ситуаций расследования грозит полным установлением вины допрашиваемого. Действия допрашиваемого в позиции «ва-банк» характеризуются резким изменением характера его отношений со следователем и требуют готовности следователя к точному и правильному реагированию. В большинстве случаев использование данной позиции не оправдано. Об этом также можно рассказать допрашиваемому.
7. Избрание допрашиваемым неправильной позиции вследствие отрицательного воздействия обратной связи. Например, допрашиваемый раздражен, он осознает свою раздражимость, страдает от этого и раздражается еще более. Процесс раздражения нарастает, самоконтроль ослабевает, в результате чего возникают предпосылки для усиления раздражения. В конце концов человек «выходит из себя», наступает разрядка, которая может иметь различные последствия1.
1 Механизм преступного поведения. М., 1981. - С. 158.
2 Краткий психологический словарь. - С. 414.
8. Избрание допрашиваемым неправильной позиции в результате ошибочной оценки ситуации преступления. Например, «водители, совершившие дорожно-транспортные преступления, в ответе на вопрос о скорости движения управляемой ими машиной, как правило, умышленно занижают действительную ее величину. Крайне редко можно встретить показания о движении со скоростью 70-80 км в час, чаще всего фигурирует такая величина, как 40-50 км в час. Такие показания, если их нельзя проверить объективными данными из-за отсутствия следов торможения, свидетелей и т.п., должны, по мнению водителя, свидетельствовать о его осмотрительности и соответственно невиновности. В действительности же ложные показания могут привести к тому, что последующие расчеты эксперта-автотехника позволят констатировать наличие технической возможности предотвратить наступление вредных последствий и, следовательно, вину водителя»1.
Павлов Ю.Н. Обратная связь в педагогике // Новое в теории и практике обучения. Вып. 1. 1981.-С. 71.
Глубокий анализ вышеприведенных типичных ошибок проводимый вместе с допрашиваемым, позволяет продемонстрировать объективность следователя и переориентировать допрашиваемого на дачу правдивых показаний. Перечень ошибочных позиций допрашиваемого естественно не является исчерпывающим. Но при производстве допроса подозреваемого (обвиняемого) нецелесообразно проводить анализ всех описанных ошибок, достаточно выделить одну-две позиции к которым склоняется допрашиваемый, чтобы показать ему их ошибочность и бесперспективность. Этим можно предотвратить назревающий конфликт и укрепить контактные отношения с допрашиваемым.
Если от теоретических позиций теории вопросов перейти непосредственно к практике формирования вопросов, то можно заметить, что любое из приведенных понятий можно включить в вопрос:
Это... было, есть, будет, позже...?
- необходимо, случайно, возможно...?
влечет, следует, это причина, следствие...?
- допускается, исключается, вероятно, маловероятно...?
- нормативно, разрешено, запрещено, обязательно...? плохо, хорошо, равноценно, ценностно-безразлично?
Зотов Б.Л. Казус или дорожно-транспортное происшествие. Киев, 1979.-С. 50.
Представляется, что система этих понятий может быть использована в сочетании с семичленной вопросной формулой: что, кто, где, когда, как, чем, зачем?
Через модальность можно оценивать качество вопроса:
• вопрос логически вытекает из исходных данных?
• вопрос влечет естественную запрограммированную реакцию?
• вопрос вызывает необходимое доказательство исходного тезисами?
• вопрос порождает сомнение, убежденность, опровержение, неопределенность, вероятность (менее - более - равновероятно)?
• вопрос обязателен, безразличен, запрещен этикой; разрешен, нормативен, свободен, открыт, закрыт?
• вопрос хорош, плох, аксиологически безразличен нейтрален?
• вопрос был, будет, в одновременном сочетании с иным?
• вопросы исчерпывают ситуацию, породившую проблемный комплекс?
Правила реализации сформулированных вопросов в процессе проведения следственного действия:
Создание и использование эффекта первого впечатления, являющегося основанием для формирования отношения партнера к следователю.
• Формирование и стабилизация психологического контакта.
• Использование «малых шагов» при исполнении вопросов, дробление вопросов, переконструирование вопросов по одному и тому же значимому факту.
Отслеживание реакций на вопросы, повторы вопросов, реакция на которые актуализировала ожидаемые или неожиданные эмоции.
• Корректировка вопросов, немедленное уточнение размытых определений, например, цвета, времени, места и т.д.
Следственное мышление анализирует вопросы через синтез, ищет в процессах рассуждений ошибки на различных этапах, приемах, микро- и макроэлементах. Креативное мышление постоянно фильтрует информацию прошлого, настоящего и будущего. Это похоже на игру в шахматы с самим собой.
3.7. Оперативное включение в программу дополнительных приемов
Философ обращается с вопросом, как с болезнью.
Людвиг Витгенштейн
Тактическая программа может дополняться следующими приемами:
• Дробление вопросов и иных элементов тактического воздействия.
• Жесткое пресечение лжи.
• «Заманивание» в зону тактического проигрыша.
• Ранжирование ответов допрашиваемого, определение скрытых смыслов.
• «Раскачивание» ситуации (постановка контрастных вопросов).
• Расчленение системы доказательств (разрушение системы защиты).
• Расширение тактического наступления.
• Расширение тактического поля допустимого воздействия - прямого, косвенного.
• Перехват интеллектуальный (инициатива).
При расследовании убийства Т. было установлено, что подозреваемый Р. любил ее и неоднократно предлагал ей выйти за него замуж, но всегда получал отказ. Т. получила тяжелое огнестрельное ранение в живот, возвращаясь ночью с работы. За несколько часов до кончины Т. пришла в сознание и, плача, назвала фамилию убийцы П. Затем она потеряла сознание и иные обстоятельства дела не успела рассказать. Подозреваемый категорически отрицал причастность к убийству любимой им девушки, но когда следователь включил звукозапись с голосом умирающей Т., подозреваемый закричал, что он видит Т., и стал давать показания, которые затем полностью подтвердились вещественными доказательствами. Дальнейшие допросы проводились в спокойных контактных условиях, на которых допрашиваемый подробно описал мотивы совершенного им преступления.
Целесообразно использовать звукозаписи жены и детей арестованного обвиняемого. Текст такого звукового письма может быть различным, но желательно, чтобы жена и дети сказали, что они любят обвиняемого и надеются, что он вернется в семью честным человеком.
В ряде случаев уместно включить в допрос прослушивание и звукозаписи речи важного свидетеля, к которому допрашиваемый относится с симпатией; можно прослушивать звукозаписи показаний признающихся соучастников, чтобы вызвать желание дать правдивые показания.
Иногда подозреваемый (обвиняемый) по различным мотивам пытается перейти от. правдивых к ложным показаниям. В этой ситуации ему можно дать прослушать звукозаписи собственных показаний, данных им на предыдущих допросах. Можно обратить его внимание и на отсутствие признаков какого-либо давления со стороны следователя, на обороты речи, присущие допрашиваемому, чтобы исключить его заявление о том, что он давал показания по заранее написанному протоколу допроса.
Часто подозреваемый отказывается от показаний, не желает вступать в контактное взаимодействие со следователем, заблуждаясь относительно квалификации своих действий, о предусмотренной законом мере наказания. В этом случае представляется допустимым изложить реальное положение, позитивно отличающееся от того, которое он сам себе представлял. Положительный эффект в плане формирования психологического контакта может дать ознакомление допрашиваемого с протоколами допросов признающихся соучастников, потерпевшего, а также с иными документами, уличающими допрашиваемого в совершенном преступлении.
Уместно использовать и документы, положительно характеризующие допрашиваемого, например, характеристики, вырезки из газет, почетные грамоты. Это позволяет еще раз подчеркнуть положительные качества, которые допрашиваемый имеет возможность проявить на допросе. Определенный интерес могут представлять письма, написанные ранее различными людьми допрашиваемому, а также письма его самого. В практике имел место случай, когда заключенный, который должен был через месяц освобождаться, без видимых причин ночью убил своего соседа. На допросе держался вызывающе, конфликтовал со следователем, демонстрировал антисоциальные установки. Родители обвиняемого привезли адресованные им письма, в которых следователь увидел обвиняемого совершенно другим человеком, любящим и ласковым сыном, тоскующим по семье и свободе, готовым начать правильную и честную жизнь. Демонстрация обвиняемому его собственных писем, понимание следователем истинного содержания данного человека позволили установить скрытые причины совершенного преступления и установить с ним психологический контакт.