Выход из кризиса — в смене курса

Ни для кого не секрет, в каком плачевном состоянии находится сегодня в России производство машин, оборудования, товаров народного потребления. Страна, вопреки громким обещаниям власти, которые мы слышали в прежние годы, продолжает сидеть на сырьевой игле. И зависит от неё всё сильнее. Но история свидетельствует, что все государства, смирившиеся с участью сырьевого придатка, отказавшиеся от модернизации экономики, от развития новых технологий, в итоге приходят к тяжелейшему кризису и социальному коллапсу. И сегодня правительственные чиновники, навязывающие нам такой бюджет, ведут Россию по тому же пути.

Наши оппоненты продолжают твердить, что нужно поддерживать частный бизнес, крупных собственников — и ситуация в экономике выправится, начнётся рост и процветание. Сколько лет мы слышим эти заклинания! Но экономическая и социальная ситуация лишь ухудшается, уровень жизни падает, общество деградирует. И олигархический капитализм не только не может остановить эти процессы — он сам порождает и постоянно усугубляет их.

Цифры, приведённые в проекте бюджета, категорически не соответствуют тем прогнозам и оптимистичным ожиданиям, которые изложены в правительственной пояснительной записке к нему. В ней прогнозируется рост экономики «преимущественно за счёт опережающего роста инвестиций в основной капитал». Однако ни в структуре расходной части бюджета, ни в целевых программах оптимизм кабинета министров никакого обоснования не находит.

Таким же безосновательным выглядит и предсказание роста реальной заработной платы в 2018—2020 годах. Маловероятен при таком бюджете и рост реальных доходов населения в предстоящий трёхлетний период. Запланированное в проекте снижение социальных расходов может повлечь за собой лишь дальнейшее обнищание граждан. Верстая проект бюджета, правительство даже не пыталось заложить в него предпосылки для роста реальных доходов, для повышения потребительского спроса и для экономического подъёма.

О том же самом говорится и в заключении Счётной палаты на этот проект: «В результате предоставления различного рода освобождений от уплаты налоговых и таможенных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в 2016 году не поступило доходов на общую сумму 9 триллионов 373 миллиарда 730,7 миллиона рублей. Из них налоговых платежей — на сумму 9 триллионов». Эта оценка Счётной палаты свидетельствует о том, что, обеспечив полноту уплаты налогов, за счёт одной только этой меры можно увеличить федеральный бюджет минимум на 60%.

Накануне 100-летия Великого Октября, который привёл к рождению первого в мире государства, основанного на принципах социальной справедливости и равенства, правительство, управляющее экономикой дикого капитализма, навязывает нам проект бюджета, провозглашающий вопиющую несправедливость и абсолютно антисоциальные установки. Проект экономической стагнации, загнивания и социального коллапса. И сегодня мы, последователи тех, кто под Красным знаменем одержал победу в борьбе за социализм и социальное государство, заявляем: представленный кабинетом министров документ полностью подтверждает нашу правоту, верность позиции и справедливость нашего решительного противостояния и недоверия политике, проводимой в России после предательского разрушения СССР и социалистической системы.

Необходимый стране бюджет развития можно сформировать только на основе созидательных принципов, только на основе нашей программы «Десять шагов к достойной жизни». Той программы, которая предусматривает национализацию минерально-сырьевой базы, отстранение олигархов от власти, справедливое перераспределение доходов, получаемых от использования российских богатств, принципиальное увеличение налогов на сверхдоходы и возвращение в страну выведенных из неё финансовых ресурсов. Вот те меры, которые позволят наполнить казну необходимыми ей средствами и выстроить бюджет, отвечающий подлинным интересам России и её народа.

В проекте бюджета, который нам навязывают, отразились самые возмутительные и разрушительные особенности проводимого властью социально-экономического курса. Голосуя против этого проекта, КПРФ голосует и против этого курса, скорейшая смена которого является необходимым условием возрождения России, её спасения от экономической и социальной катастрофы.

Автор: Геннадий ЗЮГАНОВ. Председатель ЦК КПРФ.


 

Стабилизация без стабильности

Газета «Правда», №119 (30616) 26 октября 2017 года

 

К обсуждению проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов

Проект очередного бюджета страны оптимизма не вселяет. Несмотря на постоянные заклинания правительства о «вставании экономики с колен», о преодолении кризиса и нащупывании «ростков роста», само же правительство внесённым проектом бюджета страны на 2018 год и на перспективу 2019—2020 годов опровергает себя. В лучшем случае, можно говорить о некоей «стабилизации» ситуации, и то на бумаге, в реальности бюджет однозначно свидетельствует о продолжающейся стагнации в экономике. Чтобы не быть голословными, давайте обратимся к главному финансовому документу страны — бюджету.

НАЧНЁМ С ГЛАВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ. ВВП в 2017 году вырастет на 2,1%, в 2018 — на столько же, а в 2019—2020 годах — на 2,2% и 2,3% соответственно. Инфляция в 2017 году составляет 3,8%, в последующие годы прогнозируется 4%. Все эти цифры при нынешнем состоянии российской статистики находятся в пределах статистической погрешности. Что касается величины инфляции, то её достоверность вообще вызывает сомнение.

Доходы в 2018 году планируются на уровне 15,2 трлн рублей, или 15,7% к ВВП. Это на 537 млрд рублей больше доходов 2017 года, в последующие годы также намечается рост. Доходы за 4 года (2017—2020 гг.) вырастут с 14,7 трлн рублей в 2017 году до 16,3 трлн рублей в 2020 году. В процентах к ВВП они снизятся с 15,5% в 2017 году до 14,8% — в 2020-м.

Расходы на 2018 год планируются в объёме 16,5 трлн рублей, или 17% к ВВП, рост к 2017 году составит 220 млрд рублей, что меньше прироста доходов. Расходы за 4 года вырастут с 16,6 трлн в 2017 году до 17,2 — в 2020-м. В процентах к ВВП они снизятся с 18% в 2017 году до 15,6% — в 2020-м. Более того, рост расходов едва перекрывает планируемую инфляцию.

Дефицит в 2018 году составит 1,3 трлн рублей, но к 2020-му, как планирует правительство, сократится до 0,8 трлн рублей. За счёт чего это будет достигнуто, проект бюджета умалчивает.

В проекте бюджета на 2018—2020 годы рост доходов обеспечивается в основном за счёт увеличения налогового давления и роста сборов с населения и бизнеса. Для латания дыры в федеральной казне минфин РФ намерен собрать дополнительные 912 млрд рублей за 3 года. Первой из утверждённых мер станет повышение цен на бензин: ставки акцизов на автомобильное топливо вырастут на 50 копеек за литр с 1 января и ещё на столько же с 1 июля. Это почти втрое больше, чем предусмотрено Налоговым кодексом.

Следующим шагом с июля 2018-го станет фактическая отмена беспошлинного ввоза товаров, купленных в иностранных интернет-магазинах. Сейчас без уплаты сбора можно покупать на тысячу евро в месяц, новый же лимит составит всего 20 евро.

Плату за использование лесов решено повысить в 2,17 раза в 2018 году, в 2,38 раза — в 2019-м, в 2,62 раза — в 2020-м (за единицу объёма древесины); плату за использование водоёмов для генерации электроэнергии — в 1,25 раза, а за использование акватории поверхностных водных объектов или их частей — в 10 раз.

Ставка утилизационного сбора на автомобили вырастет на 15%, одновременно вводится аналогичный сбор для оборудования в тяжёлом машиностроении — 7%. В морских портах с 2019 года вводится инвестиционный сбор, который увеличит плату портовым операторам на 25%. Операторам связи плату за использование радиочастотного спектра решено поднять на 25%. Кроме того, вводятся таможенные пошлины на станки и оборудование, которое ранее не облагалось налогом. Ставку водного налога решено поднять в 1,75 раза в следующем году, в 2,01 раза — в 2019-м и в 2,31 раза — в 2020-м.

Совокупный эффект от закручивания налоговых гаек составит 146,4 млрд рублей в следующем году, 203,5 млрд рублей — в 2019-м и 563,3 млрд — в 2020-м. Ключевые налоговые ставки (на прибыль, НДС, страховые взносы) решено не менять, однако сборы с несырьевого сектора экономики должны увеличиться с 8,9 до 11,9 трлн рублей.

Расширение доходной базы бюджета будет обеспечиваться за счёт улучшения собираемости и качества администрирования налогов. Этот процесс уже идёт в экономике. C начала 2017 года ФНС собрала в бюджет на 32% больше средств. Сборы по налогу на прибыль выросли на 17% (до 2,3 трлн рублей к сентябрю), по НДС — на 15% (до 1,9 трлн рублей). Почти треть этого роста — результат доначисления бизнесу налоговых платежей по результатам проверок. Их объём составил 131 млрд рублей с начала года, а «эффективность» выросла в 1,4 раза. Ситуация парадоксальная: прибыль в экономике упала с начала года на 6,8%, а сборы по налогу на прибыль растут.

Растущее налоговое и регуляторное давление в условиях дефицита ликвидности и полноценного банковского кризиса способствует падению прибыли в российской экономике. Все эти меры обеспечат лишь одно: высокий рост инфляции, так как закладывается в цену и себестоимость продукции.

Таким образом, роста экономики за счёт увеличения физических объёмов производства, импортозамещения не предусматривается. Продолжается всё та же провальная политика с фискальным уклоном.

Теперь несколько подробнее рассмотрим расходы по отдельным направлениям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: