Важнейшие расходы идут под нож

Ещё более очевидным доказательством того, что федеральный бюджет не направлен на развитие страны, на выход из кризиса, является расходная часть предложенного правительством проекта.

Расходы федерального бюджета сгруппированы в 14 разделов. По восьми из них на 2020 год прогнозируются более низкие расходы, чем ожидаемые в 2017 году. Не надо быть профессиональным экономистом, чтобы понять: если по большинству статей расходы бюджета урезаются, нельзя ждать выхода из кризиса, нельзя обеспечить рост доходов населения и улучшение системы финансирования жизненно важных сфер: здраво-охранения, социального обеспечения, развития образования, науки и культуры.

По пяти разделам к концу прогнозируемой трёхлетки предусматривается некоторый рост расходов в сравнении с текущим годом. Однако этот рост значительно ниже ожидаемого роста инфляции, который правительство заложило в этот же бюджетный проект. При этом известно, что в своих проектах и планах правительство всегда занижает уровень инфляции. И на деле она оказывается более высокой, чем прогнозировал кабинет министров. Таким образом, можно уверенно говорить, что на 2020 год по 13 из 14 разделов запланировано значительное снижение фактических расходов по сравнению с 2017 годом. Каким образом такая бюджетная политика может способствовать преодолению кризиса?

Засевшие во властных структурах гайдаровцы постоянно сетуют на высокие оборонные расходы российского бюджета. На них в процессе подготовки нынешнего проекта и уже после его внесения в Думу неоднократно жаловался и министр финансов. Кабинет министров стремится использовать оборонные расходы как ещё одно оправдание своей неспособности сверстать социально ориентированный бюджет. Но на самом деле в представленном проекте на 2020 год запланировано трёхпроцентное снижение по разделу «Национальная оборона» в сравнении с нынешним годом. А с учётом планируемой инфляции их реальное снижение составит минимум 15%. Эти цифры не только опровергают утверждения правительства о постоянном росте оборонных расходов, якобы вынуждающем затягивать пояса, но и вызывают сомнения в том, что новый бюджет позволит обеспечить уровень обороноспособности страны, необходимый в нынешней сложнейшей международной ситуации.

Давайте посмотрим, что делают американцы, пока наши либералы критикуют повышение расходов на национальную оборону, которые на деле сами же снижают. В 2017 году скорректированные президентом Трампом военные расходы должны составить 589 миллиардов долларов. В рублёвом эквиваленте это примерно 35 триллионов по нынешнему курсу. А в российском федеральном бюджете на 2017 год все расходы вместе взятые составляют 16,73 триллиона рублей. Таким образом, военные расходы США в нынешнем году более чем вдвое превосходят все расходы нашего федерального бюджета. А по величине расходов на оборону мы в текущем году уступаем Соединённым Штатам почти в 13 раз. При таком отставании по этому показателю от нашего главного внешнеполитического противника просто неуместно и безответственно заявлять, что российские военные расходы чрезмерны и вредны. Такая позиция прямо противоречит интересам безопасности нашего государства. Но это не смущает министерство финансов, которому принадлежит ключевая роль в процессе формирования федерального бюджета.

В течение прогнозируемой трёхлетки правительство планирует ежегодно снижать и расходы по разделу «Национальная экономика». Надо признать, что утверждённые в прошлом году кабинетом министров показатели на 2017—2019 годы оказались в нынешнем проекте подкорректированы в сторону увеличения. Но на деле это не более чем жонглирование цифрами, которым постоянно занимается правительство, пытаясь ввести страну в заблуждение и скрыть разрушительный смысл своих действий. Правда состоит в том, что расходы на развитие экономики предлагается существенно урезать даже относительно 2017 года, когда они уже были заметно сокращены. Так, согласно представленному проекту, в бюджете 2020 года эти расходы будут в номинальном выражении снижены почти на 5% по сравнению с нынешним годом. А с учётом предполагаемой инфляции они сократятся на 17%, или на 436 миллиардов рублей.

При таком финансовом обеспечении экономики можно забыть о надеждах на выход из кризиса и на реальный рост ВВП. Похоже, в правительстве уверены, что Россия должна и дальше оставаться на том самом «дне», которое так стремился нащупать бывший министр финансов Улюкаев. И которое опускается всё ниже в результате каждого следующего федерального бюджета, составленного либеральными бухгалтерами.

Считаю необходимым обратить особое внимание читателей на планы кабинета министров, касающиеся финансирования сельскохозяйственной отрасли. В 2017 году на сельское хозяйство и рыболовство в федеральном бюджете выделено 222 миллиарда рублей — 1,4% от всех расходов. А к 2020 году расходы на эту отрасль планируется урезать на 20 миллиардов рублей. И относительно всех расходов бюджета они составят уже менее 1,2%. А от валового внутреннего продукта на развитие сельского хозяйства по-прежнему выделяются жалкие крохи.

Вот как на деле выглядит «поддержка» отечественного аграрного сектора, от состояния которого зависит продовольственная безопасность страны. Вот как выглядит «поддержка» российского села, о которой так любит говорить власть. Все её обещания заботиться о благе отечественного сельхозпроизводства — это, по сути, блеф. А на практике так ничего и не сделано для совершенствования системы закупок сельскохозяйственной продукции. Продолжается ограбление сельских тружеников, которые, в поте лица выращивая урожай, не могут продать свою продукцию по цене, хотя бы покрывающей расходы на производство. И вынуждены «дарить» прибыль алчным паразитам-перекупщикам, находящимся под опекой власти. Бюджетная политика, предусматривающая постоянное сокращение расходов на сельскохозяйственную отрасль, лишь усугубляет её ограбление. Говорят о рекордном урожае зерна, но ни одна буханка хлеба не стала дешевле ни на копейку. Цены по-прежнему прут вверх.

Казалось бы, можно порадоваться тому, что правительство запланировало на 2020 год увеличение расходов на такую важнейшую сферу, как образование. Но запланированный объём этих расходов, составляющий 668,9 миллиарда рублей, всего на 38,9 миллиарда больше, чем в 2017 году. И с учётом прогнозируемой инфляции расходы на образовательную сферу де-факто сократятся примерно на 6—7%. А с учётом реальной инфляции их сокращение будет ещё более существенным. На какую модернизацию экономики, на какие технологические прорывы, на какое усиление научного потенциала мы можем рассчитывать при таком отношении к финансированию образования, на качестве которого и базируется в первую очередь развитие страны, её будущее?

Доля расходов на образовательную сферу относительно ВВП и сегодня жалкая — 0,7%. А к 2020 году правительство намеревается снизить её до 0,6%. Давайте вспомним: в советском государственном бюджете даже в тяжелейшие послевоенные годы, когда пришлось поднимать страну из руин, на образование и науку выделялась десятая часть национального дохода. Без этого страна не преодолела бы последствия страшных экономических и социальных разрушений военных лет. Не прорвалась бы в космос. Не вышла бы на передовые позиции по всем важнейшим показателям. Не смогла бы обеспечить себе надёжный ядерный щит, созданный ещё в сталинские годы и охраняющий нашу безопасность по сей день. Советское государство не жалело средств на то, чтобы учить детей, возвращавшихся после военного лихолетья в школы. На то, чтобы дать классное образование студентам, которые прямо с фронта отправлялись на институтские скамьи. Они получали знания, постигали науку, чтобы возрождать Родину из пепла. И Советская власть помогала им в этом. А нынешняя власть при поддержке пропагандистов, выливающих на общество ушаты ненависти к советскому прошлому, относится к образованию так, будто хорошо образованные граждане ей не нужны. Будто они ей только мешают. Не случайно полтора миллиона классных специалистов убежали за границу.

Составители бюджетного проекта в очередной раз наносят удар и по другой важнейшей сфере — по ЖКХ. Постоянно напоминая об успехах столичной программы реновации, правительство существенно урезает расходы на жилищно-коммунальное хозяйство остальной России. В 2020 году запланировано их снижение по сравнению с 2017 годом на 32%, то есть на треть. Или до 91 миллиарда рублей против 133 миллиардов в текущем году. Необходимо напомнить, что в советское время расходы по этому направлению из года в год росли всё более высокими темпами. Именно отказ новой власти от такой политики привёл к тому, что со времени развала СССР общая площадь аварийного жилья увеличилась в России в 7 раз. Страна находится на пороге самой настоящей коммунальной катастрофы, требующей срочного принятия и реализации масштабной и дорогостоящей общефедеральной программы реконструкции жилого фонда и коммунальных сетей. А правительство предлагает нам махнуть на это рукой и утвердить проект бюджета, в котором на ЖКХ отводится ещё меньше средств, чем сегодня.

Министерство финансов с гордостью заявляет, что в проект заложен рост расходов по разделу «Здравоохранение». Но честный анализ предложенных нам цифр показывает, что правительственные либералы и здесь лукавят. Расходы на здравоохранение, которое уже доведено до ручки разрушительной «оптимизацией» и авантюрными «реформами», чуть увеличившись в номинальном выражении, реально сократятся с учётом инфляции.

В предстоящем 2018 году предполагается выделить на медицинскую сферу 460,3 миллиарда рублей — на 1,7% больше, чем в 2017-м. Но даже официальный правительственный прогноз по инфляции на тот же 2018 год — 4%. Следовательно, реальный объём финансирования здравоохранения сократится на 2,3% в сравнении с текущим годом. В 2020 году предполагается выделить на отечественную медицину уже на 10% больше средств, чем в бюджете нынешнего года. Но по тем же официальным прогнозам, которые к тому же заведомо занижены, инфляция за следующую трёхлетку составит 12%. Она «съест» заявленный 10-процентный рост расходов на медицину. И в результате фактические расходы на эту жизненно важную сферу, загнанную реформаторами в глубочайший кризис, будут по-прежнему урезаться и через два, и через три года.

Вот каковы истинные «социальные приоритеты» тех, кто привык тратить триллионы бюджетных средств не по назначению и не нести за это никакой ответственности, несмотря на постоянные разоблачения со стороны Счётной палаты РФ. Согласно данным главного надзорного органа страны, за один лишь прошлый год было нецелевым образом израсходовано почти в три раза больше бюджетных средств, чем выделяется на дышащую на ладан российскую медицину в 2018 году! Разбазаривание и разворовывание давно уже превратилось в одну из самых существенных «расходных статей» бюджета, хотя эта статья не фигурирует в нём официально. И чем больше «расходов» уходит при нынешней криминально-олигархической системе на эту «статью», тем меньше средств остаётся на охрану здоровья граждан и на поддержание медицины и других важнейших сфер в надлежащем состоянии. Такова в буквальном смысле смертоносная практика российского капитализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: