Межбюджетные отношения. Несмотря на дефицит региональных бюджетов и огромные долговые обязательства регионов, финансовая помощь им будет сокращаться с 1,707 трлн рублей в 2017 году

Несмотря на дефицит региональных бюджетов и огромные долговые обязательства регионов, финансовая помощь им будет сокращаться с 1,707 трлн рублей в 2017 году до 1,59 трлн в 2020-м. При условии сохраняющейся инфляции регионы не смогут обеспечить социальные гарантии гражданам России.

Как видим, трёхлетний бюджет страны энтузиазма не вызывает. Процесс обнищания населения, как и деградация в целом народного хозяйства, будет продолжаться. Хотя средства для подъёма экономики имеются. Прежде всего это 30 трлн рублей, накопленных в золотовалютных резервах и фондах. И надо использовать их на индустриализацию страны, на подъём экономики и благосостояние народа, а не на прокорм чужих дядей.

Сельское хозяйство

На этом, в общем-то, безрадостном фоне островком относительного благополучия выглядит агропромышленный комплекс страны.

АПК России, несмотря на все сложности, доказывает свою эффективность. Производственные показатели текущего года демонстрируют хорошую динамику роста. Получен рекордный урожай зерновых. Начинает меняться и отношение власти к сельскохозяйственной отрасли. Совсем недавно президент В. Путин заявил, что нельзя рассматривать эту отрасль в традиционном смысле: как «чёрную дыру», поглощающую финансовые средства.

Тем не менее, несмотря на заметные положительные сдвиги в эффективности отрасли, проблем на селе и в отрасли в целом, в том числе и в отношении её финансовой поддержки, остаётся много. Об этом свидетельствует и внесённый правительством проект федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

К сожалению, финансирование сельскохозяйственной отрасли остаётся на очень низком уровне. Расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы составят в 2018-м 222,273 млрд рублей. Это всего лишь 1,34% от общей суммы расходов бюджета. Не лучше будет и в последующие годы: в 2019-м — 222,218 млрд рублей, то есть 1,36% от общей суммы расходов, а в 2020-м — 222,224, млрд рублей (1,3% от общей суммы расходов). Более того, финансовое обеспечение этой госпрограммы за счёт средств федерального бюджета на предстоящее трёхлетие сокращается по сравнению с уровнем расходов в 2016-м и 2017-м, не говоря уже о том, что выделяемые суммы значительно уступают тем, которые содержатся в её паспорте, утверждённом правительством ещё в декабре 2014 года. Планируемое финансирование на 2018—2020 годы составляет по отношению к установленному паспортом программы от 63 до 68%.

На обновление парка сельскохозяйственной техники в 2018 году запланировано 8 млрд рублей. Это позволит сельскохозяйственным товаропроизводителям приобрести технику в количестве примерно 19 тысяч единиц, из них — 710 тракторов, 2030 зерноуборочных комбайнов и 170 кормоуборочных комбайнов. И это на всю огромную страну! В 2016 году сельхозтоваропроизводителями было приобретено 18 тысяч тракторов и комбайнов, в том числе 11,3 тысячи тракторов, 6 тысяч зерноуборочных комбайнов, 718 кормоуборочных комбайнов. Но, чтобы остановить выбытие техники, перейти к увеличению парка, сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимо ежегодно приобретать по 45 тысяч тракторов, 12 тысяч зерно- и 2 тысячи кормоуборочных комбайнов.

Мы неоднократно отмечали, что в сельском хозяйстве сохраняется тенденция сокращения и старения техники, темпы списания которой существенно опережают темпы обновления. Уровень износа сельхозтехники остаётся очень высоким. Доля машин со сроком эксплуатации свыше 10 лет по тракторам составляет 59,6%, по зерноуборочным комбайнам — 45,4%, по кормоуборочным — 44,4%. Оснащённость сельхозпроизводителей техникой остаётся на уровне, который не позволяет выполнить все технологические операции в нормативные агротехнические сроки. Всё это ведёт к недополучению и потерям продукции. Вместе с тем на 2019 и 2020 годы финансирования на приобретение новой техники вообще не предусмотрено.

Не может не удивлять тот факт, что бюджетные средства на субсидии по оказанию несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителям в области растениеводства и на повышение продуктивности в молочном скотоводстве на 2018—2020 годы также не предусмотрены. И это при том, что субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства и субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве являются наиболее доступными, прозрачными и востребованными формами государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей различных форм хозяйствования. Ведь эти деньги направлялись на приобретение горюче-смазочных материалов и минеральных удобрений, химических средств защиты растений и семян, что позволяло обеспечить своевременное проведение сезонных полевых работ с применением необходимых материально-технических ресурсов.

При сохраняющейся положительной динамике в отрасли животноводства в целом исключение субсидий может привести к срыву даже откорректированных показателей госпрограммы по молоку. Удельный вес молока и молокопродуктов (в пересчёте на молоко) российского производства в общих ресурсах внутреннего рынка на 2018 год снижен с 85,9% до 80,2%, на 2019-й — с 87,8% до 80,5%, на 2020-й — с 90,2% до 80,6%, что ниже пороговых значений Доктрины продовольственной безопасности (90%).

Поэтому наша фракция будет настаивать на усилении поддержки молочной отрасли, а также на оказании поддержки малым формам хозяйствования (начинающим фермерам и семейным животноводческим фермам), занимающимся разведением крупного рогатого скота молочного направления, и предоставлении субсидий на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока. Надо изыскать возможность сохранения финансирования мероприятия «Поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей» в 2018—2020 годах на уровне 2016 года.

Вызывает удивление и прекращение финансирования в 2018—2020 годах компенсации прямых понесённых затрат на строительство и модернизацию объектов агропромышленного комплекса. Эта форма поддержки действует с 2015 года, государство возмещает от 20% до 35% сметной стоимости строительства и модернизации молочных и тепличных комплексов, плодо-, овоще-, картофелехранилищ, оптово-распределительных, селекционно-семеноводческих и генетических центров. Большинство отобранных в 2017 году инвестиционных проектов направлено на строительство и модернизацию молочных и тепличных комплексов, овощехранилищ, селекционных центров. Техническая модернизация, проводимая в молочном скотоводстве, — один из факторов увеличения объёмов производства молока. В 2016 году было построено, реконструировано, модернизировано и введено в эксплуатацию 236 новых молочных ферм и комплексов.

Учитывая также важность сохранения интереса инвесторов к строительству тепличных комплексов (для замещения импорта необходимо производить ежегодно 900 тысяч тонн тепличных овощей, для этого необходимо строительство 1,8 тысячи га теплиц), строительству питомников и селекционных центров (за счёт собственного производства обеспечивается лишь 25,8% потребности в плодах и ягодах; в 2016 году импорт фруктов составил 1,6 млн тонн; существует потребность в ежегодной закладке не менее 500 га плодовых питомников с производством посадочного материала высших категорий качества), мы будем добиваться сохранения в 2018—2020 годах этой формы поддержки.

Нельзя согласиться со снижением статуса ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014—2020 годы» и переводом её на уровень подпрограммы. Данная программа в нынешних сложившихся условиях имеет главенствующую роль в повышении плодородия почв и их урожайности, предотвращении их деградации. Она носит комплексный характер и решает многие задачи. В том числе ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель за счёт реконструкции, технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем, что позволяет обеспечить прирост объёма производства продукции растениеводства, защиту земель от водной эрозии, затопления и подтопления за счёт проведения противопаводковых мероприятий. Мелиорация земель способствует предотвращению потери урожаев сельскохозяйственных культур за счёт их орошения и отвода избыточных вод осушительными системами. Учитывая высокую эффективность данной программы и то, что её цели и задачи направлены на устойчивое производство сельскохозяйственной продукции путём мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, мы считаем необходимым продолжить её реализацию до 2020 года.

То же самое можно сказать и о намерении правительства понизить статус ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017 годы и на период до 2020 года» до уровня подпрограммы. Это одна из важнейших программ улучшения условий жизни на селе. Снижение статуса этой программы и планируемое включение мероприятий ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017 годы и на период до 2020 года» в другие госпрограммы в соответствии с отраслевым принципом считаем недопустимым, так как это не позволит обеспечить комплексный подход к обустройству сельских населённых пунктов объектами производственной, социальной и инженерной инфраструктур, автомобильными дорогами, доступным жильём, а также скоординировать мероприятия с реализуемыми инвестиционными проектами. Такое решение сделает невозможным эффективную координацию мер государственной политики по развитию сельских территорий.

Наметились некоторые положительные сдвиги в финансировании рыбохозяйственной отрасли. Вместе с тем в проекте федерального бюджета не учитывается решение, принятое по итогам совещания в правительстве о сохранении на 2018 год уровня ресурсного обеспечения государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса» не ниже уровня государственной поддержки рыбохозяйственного комплекса в 2017 году.

Отмечая, что в последние годы сельское хозяйство показывает хорошие темпы роста, в 2016 году индекс производства продукции сельского хозяйства составил 104,8%, превысив целевой показатель госпрограммы, в текущем году ожидается рекордный урожай зерновых (по данным минсельхоза России, на 3 октября уже собрано 127 млн тонн зерна), фракция КПРФ считает: в целях закрепления положительной динамики необходимо в 2018—2020 годах обеспечить приоритетное финансирование агропромышленного комплекса.

Мы будем добиваться в 2018—2020 годах дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию следующих мероприятий госпрограмм:

— на субсидии для оказания несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства ежегодно не менее 25 млрд рублей;

— на субсидии для повышения продуктивности в молочном скотоводстве ежегодно 15 млрд рублей;

— на компенсацию прямых понесённых затрат на строительство и модернизацию объектов агропромышленного комплекса ежегодно 15 млрд рублей;

— взнос в уставный капитал АО «Росагролизинг» ежегодно в размере 5 млрд рублей;

— на предоставление субсидий производителям сельскохозяйственной техники в 2018 году в размере 7 млрд рублей;

— предусмотреть увеличение бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса» в 2018 году на 1,215 млрд рублей, в 2019-м — на 1,387 млрд, в 2020-м — на 1,137 млрд рублей, в целях проведения ресурсных исследований, на материально-техническое обеспечение органов рыбоохраны (надзор), развитие аквакультуры, развитие инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса;

— а также сохранить федеральные целевые программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017 годы и на период до 2020 года», «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014—2020 годы» до конца срока их реализации, обеспечив в полном объёме запланированное бюджетное финансирование их мероприятий.

На сегодня сельское хозяйство является единственной отраслью, демонстрирующей устойчивые темпы развития. Российский труженик села, благодаря своему трудолюбию, любви к земле, преодолевая трудности, вопреки всему, добивается завидных успехов. Ему надо чуть-чуть больше помочь, и нет сомнения, что эти успехи станут еще заметнее. Деревня — это истоки нашей жизни, наши корни, истоки нашей культуры. Беречь её и поддерживать — наша общая задача.

Автор: Владимир КАШИН. Заместитель Председателя ЦК КПРФ, председатель Комитета ГД ФС РФ по аграрным вопросам, академик РАН.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: