Общие физиологические предпосылки

Специфические особенности этих детей следующие:

Нарушение тургора, что неизбежно влечет за собой нарушение статических функций (сидения, стояния), являющееся сопутствующим симптомом как при гипотрофии, так и при рахите. В связи с этим допускается возможность упражнений для этих детей только из исходного горизонтального положения;
нарушение мышечного тонуса: у большинства детей, больных гипотрофией,- в сторону гипертонии; у детей, страдающих рахитом, – в сторону гипотонии. В связи с этими нарушениями показан общий массаж: поглаживающий – при гипотрофии и все виды массажа – при рахите (при отсутствии гипотрофии).

Как при рахите, так и при гипотрофии имеется пониженная рефлекторная возбудимость, отсюда заторможенность, вялость, поэтому активные упражнения противопоказаны. Кроме того, при наличии указанных заболеваний дети первого полугодия жизни обычно задерживаются на стадии гипертонии, а в этом состоянии противопоказаны пассивные упражнения и может быть рекомендован только общий поглаживающий массаж. Во втором полугодии жизни детям этих категорий к общему массажу можно добавить пассивные упражнения (при отсутствии гипертонии).

По строение занятия

Массаж рук.

Скрещивание рук на груди.

Массаж ног.

«Скользящие шаги».

Поворот со спины на живот вправо при поддержке за руку.

Массаж спины.

Массаж живота.

Сгибание и разгибание рук.

Сгибание и разгибание ног.

Поворот со спины на живот влево.

Массаж стоп.

Поднятие выпрямленных ног.

Массаж грудной клетки.

Исходное положение для всех приемов горизонтальное.

Для детей, больных рахитом, больше одного специального для них комплекса гимнастики не требуется, так как при правильном лечении костные изменения исчезают через 2-3 недели. А в таком случае активность у ребенка нарастает, и он может быть переведен на один из пяти физиологических комплексов для здоровых детей в соответствии с возрастом ребенка и функциональным состоянием нервно-мышечного аппарата.

При патологии отдельных органов тела (м етеоризме, кривошее, плоскостопии, нарушении осанки и др.) общие физические упражнения оказывают не меньшее влияние на патологически измененный орган, чем местная лечебная гимнастика, так как при вовлечении в работу всех мышечных групп быстрее восстанавливается больной орган, получая, кроме непосредственного воздействия, также и опосредованное через другие мышечные группы. Даже дефект речи – заикание – легче поддается лечению, если для ребенка одновременно вводится общая физкультура.

Бывают случаи, когда патологически измененный орган не только нельзя перегружать тренировкой, но даже упражнять его наравне с остальными мышечными группами недопустимо, ввиду большой его утомляемости. В таких случаях опосредованное воздействие через здоровые мышечные группы приобретает особое значение.

Изолированное воздействие только на патологически измененный орган ведет к нарушению ритма работы и отдыха, так как упражнения для одних и тех же мышц следуют одно за другим, не чередуясь с работой других мышечных групп.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: