Общие физиологические предпосылки. Этому периоду свойственна значительно большая согласованность в работе крупной мускулатуры, что дает возможность ввести более сложные упражнения на координацию например упражнение 27а.
В этом периоде ребенок способен к более длительному напряжению крупной мускулатуры и удержанию тела в определенном положении. Развиваются статические функции: сидение без опоры и стояние с опорой, для совершенствования которых необходимо усиленно укреплять мышцы спины и ног. С этой целью вводим упражнение в ползании, используя потребность ребенка в передвижении.
Чем раньше начинает ребенок ползать и чем больше он ползает, тем лучше укрепляется мускулатура, на которую он будет опираться в положении сидя, стоя и ходьбе.
В 6 месяцев у ребенка появляется способность к длительному сокращению мелких мышц кисти и пальцев. Благодаря этому ребенок может удерживать предметы в руке, поэтому гимнастические упражнения для рук можно выполнять с кольцами.
|
|
В возрасте от 6 до 10 месяцев у ребенка начинает развиваться понимание речи, в связи с чем вводится речевая инструкция. Второе полугодие жизни ребенка, когда все анализаторные системы вступают в строй, является периодом массового возникновения условных связей с внешней средой.
В силу анатомического созревания (миэлинизации) проводящих нервных путей условные рефлексы раньше всего получаются с кожного и вестибулярного анализаторов (к 2-3 месяцам), затем со зрительного (к 3-4 месяцам) и, наконец, со слухового (к 5 месяцам).
Таким образом, с 5 месяцев происходит образование условных связей со всех афферентных систем. Работа той анализаторной системы, которая вступает в строй позднее и является анатомически менее зрелой, облегчается, если она подкрепляется деятельностью других анализаторных систем, более зрелых в анатомическом и функциональном отношении. Поэтому в занятии гимнастикой условный сигнал слуховой (речевая инструкция) должен подкрепляться зрительным (игрушка), совпадающим с первым, а последний подкрепляется двигательным сигналом (потягивание за руки, за ноги, поворот таза и др.).
Речевая инструкция должна быть строго обдуманной: краткой, ясной, отчетливо произносимой, всегда одинаковой, например: сядь, топай, возьми кольца, держи крепче и т. д.
Построение занятия
Скрещивание рук на груди, держась за кольца.
Скользящие шаги (сгибание и разгибание ног вместе и попеременно).
Поворот со спины на живот вправо без поддержки за руку.
Массаж спины.
Ползание (табл.1, упр. 22).
Массаж живота.
Присаживание при поддержке за обе руки, отведенные в стороны (табл.1, упр. 19а).
|
|
Круговые движения руками (табл.1, упр. 23).
Поднятие выпрямленных ног – упражнение пассивное (табл.1, упр. 25а).
Напряженное выгибание – упражнение активное (табл.1, упр. 27а).
Поворот со спины на живот влево.
Приподнимание туловища из положения на животе при поддержке за выпрямленные руки – упражнение активное.
Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч (табл.1, упр. 26а) ,- упражнение активное.
Массаж грудной клетки.
Исходное положение для всех приемов горизонтальное, кроме упражнения «бокс», которое после 8 месяцев (овладение сидением без опоры) можно выполнять из исходного положения сидя. Упражнения 1, 2, 3, 5, 7, 9, 10, 12, 13 выполняются с включением речевой инструкции.
Основные задачи занятий: развитие ползания и овладение им к 7-месячному возрасту, чтобы за месяц до перехода ребенка в вертикальное положение он мог самостоятельно упражняться в передвижении на четвереньках и этим укрепил бы мускулатуру спины и ног; воспитание координации движений (упражнение 27а – напряженное выгибание) и их ритмичности; укрепление условных двигательных рефлексов; развитие понимания речи путем речевых инструкций во время занятий. К 10 месяцам ребенок должен знать название всех предметов и действий, имеющих место в занятии гимнастикой.