Общие физиологические предпосылки. К 5 месяцам у ребенка происходит уравновешивание сгибателей и разгибателей нижних конечностей и, следовательно, могут быть введены пассивные упражнения для ног (табл.1, упр. 17).
К 4 месяцам укрепляются передние шейные мышцы, в результате чего вводятся в комплекс новые упражнения («парение на спине», табл.1, упр. 16).
Укрепление передних шейных мышц происходит благодаря упражнениям, основанным на воспитании условного пищевого рефлекса, когда ребенок в ответ на положение для кормления (статико-кинестезический раздражитель) каждый раз тянется к груди, или при искусственном вскармливании в ответ на вид бутылочки (зрительный раздражитель) тянется к ней, а также в результате упражнений в поворотах, благодаря которым появляется активное поднимание головы и плечевого пояса.
Нарастает активность ребенка, основанная на «произвольных» действиях, направленных на изменение положения тела из лежачего в сидячее. Четырехмесячный ребенок в периоды бодрствования непрерывно упражняется в приподнимании головы и плечевого пояса из положения на спине.
|
|
Для укрепления таких естественных реакций ребенка в 4 месяца вводится активное упражнение в приподнимании верхней части туловища из положения на спине при поддержке за отведенные в стороны руки (табл.1, упр. 18).
К 4-5 месяцам возникает возможность воспитывать двигательные условные рефлексы в ответ на звуковые сигналы путем выполнения упражнений под счет «раз, два, три,четыре», этим обеспечивается ритмичность движений ребенка.
Массаж для нижних конечностей, спины, живота и стоп сохраняется как обязательное упражнение, а массаж рук проводится по мере необходимости.
Построение занятия
Скрещивание рук на груди.
Массаж ног.
«Скользящие шаги» – имитация велосипедных движений – упражнение пассивное (табл.1, упр. 17).
Поворот со спины на живот вправо.
Массаж спины (поглаживание, разминание, похлопывание).
«Парение на животе» – упражнение рефлекторное (табл.1, упр. 15).
Массаж живота.
Приподнимание головы и туловища при поддержке за руки, отведенные в стороны,- упражнение активное (табл.1, упр. 18).
Массаж стоп.
Упражнение для стоп.
«Бокс» (сгибание и разгибание рук).
Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно – упражнение пассивное (табл.1, упр. 20, 21а).
«Парение» на спине – упражнение рефлекторное (табл.1, упр. 16).
Вибрационный массаж грудной клетки.
Поворот со спины на живот влево.
Исходное положение для всех приемов горизонтальное.
Основные задачи занятий: научить ребенка удерживать предметы (кольца, погремушки и др.). Развивать это умение путем упражнений (1, 11), при выполнении которых ребенок должен сам держаться за пальцы воспитательницы; продолжать навыки в изменении положения тела путем упражнений 4, 8 и 15; подготавливать к ползанию путем более частого и продолжительного выкладывания на живот; развивать ритм движений путем звуковых сигналов (счет).