Организация занятий гимнастикой с детьми от 1 года 2 месяцев до 3 лет и содержание комплексов в связи с общими физиологическими предпосылками

После 1 года 2 месяцев все гимнастические упражнения становятся активными, однако необходимо учитывать основную особенность детей раннего возраста – быструю утомляемость и наряду с этим способность также быстро восстанавливать свои силы. Поэтому в занятиях гимнастикой надо включать элементы отдыха.

В предшествующих возрастных группах активные упражнения чередовались с пассивными и массажем, который являлся отдыхом между упражнениями.

Чтобы не допустить переутомления, на занятиях гимнастикой с детьми старшего возраста надо:

а) ограничить количество (6-7) упражнений в занятии;

б) в групповых занятиях чередовать упражнения коллективные с индивидуальными, во время которых остальные дети отдыхают. Промежутки отдыха между упражнениями не должны быть слишком длительными, чтобы не угасла рабочая установка к занятию.

Учитывая это, группу детей из двадцати человек надо разделить на подгруппы. В возрасте от 1 года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев дети занимаются по 2 человека, а затем количество детей в подгруппе увеличивается (4-6 детей).

Подгруппа детей занимается, остальные самостоятельно играют. Это могут быть спокойные настольные, напольные игры, т.е. надо ограничить движения детей, не участвующих в занятии гимнастикой.

Ежедневно гимнастикой может быть охвачена только половина всей группы детей, т.е. 10-12 человек. Таким образом, каждый ребенок занимается через день (3 раза в неделю).

Во время занятий при выполнении индивидуальных упражнений недопустимо усаживать остальных детей в ожидании своей очереди. Такое положение по существу является не отдыхом, а утомительным статическим напряжением. Для этих детей необходимо создать условия для спокойных игр на полу (детям от 1 г. 2 мес. до 1 г. 6 мес.) или за столом (детям от 1 г. 6 мес. до 3 лет).

Не рекомендуется давать новые, незнакомые игрушки, чтобы дети, увлеченные игрой, не теряли рабочей установки к занятию гимнастикой.

Для индивидуальных упражнений надо вызывать детей всегда в одном и том же порядке. Привыкнув к этому, ребенок сам оставляет игру, не дожидаясь вызова. При нарушении этого правила ребенок часто не реагирует на вызов сестры, и ей приходится самой вести ребенка на занятие, что совершенно не желательно.

После овладения ребенком ходьбой без опоры часть гимнастических упражнений проводится из исходного положения стоя, но некоторые из них из исходного горизонтального положения, для разгрузки позвоночника и стоп.

Для дальнейшего усовершенствования правильных автоматизмов ходьбы без опоры необходимы упражнения в ограничении боковых раскачиваний и широкой расстановки стоп шириной дорожки, по которой ходит тренирующийся ребенок. Для сохранения равновесия ребенку предлагают подняться на небольшую высоту или перешагнуть лежащие пред ним предметы.

При правильной ходьбе линия опоры через пятку и второй палец ноги, в таком случае внутренний край стопы приподнят, стопы при ходьбе нешироко расставлены, двигаются параллельно.

В занятии гимнастикой такая ходьба воспитывается путем упражнений на ребристой доске и на скамьях, ширина которых уменьшается постепенно по мере тренировки от 30 до 10 см.

В результате становления правильных автоматизмов ходьбы формируется правильная стопа с нормальным сводом, в которой второй палец длиннее первого.

Дети ослабленные, с неокрепшим мышечным и связочным аппаратом, не способны удерживать тело в вертикальном положении. Если их вынуждать к этому, то для сохранения равновесия они увеличивают площадь опоры широкой расстановкой ног, при которой центр тяжести тела не выходит за пределы площади опоры, а в таком случае линия опоры проходит через пятку и первый палец ноги, что ведет к опущению внутреннего края стопы и формированию плоскостопия (первый палец длиннее второго).

Ходьба является лучшим средством физической культуры только в том случае, когда она правильная. Упражнения в ходьбе, не обеспечивающие ее правильность, могут повести к развитию плоскостопия или усилению других имеющихся деформаций ног (иксобразно искривленные ноги и др.). к таким нарушениям может привести преждевременное обучение ходьбе при поддержке за руки или за движущимся предметом (каталка и др.)

Упражнения в правильной ходьбе должны проводиться в каждом занятии гимнастикой не только с детьми раннего возраста, но и последующих дошкольных возрастах.

Детям раннего возраста нельзя разрешать спрыгивать даже с невысоких предметов, так как это является чрезмерной нагрузкой на неокрепшую стопу ребенка. Можно допускать только подпрыгивание.

Когда ребенок овладеет ходьбой, он постепенно включается в коллективные организованные подвижные игры. Но они не должны заменять гимнастику, так как правильность, точность движений вырабатывается упражнениями. В играх движения часто выполняются неправильно, и совершенно невозможно их проконтролировать.

С детьми старшего преддошкольного возраста гимнастика проводится по речевой инструкции (команда), которая должна быть очень краткой; детям дают знать, что надо делать, а как надо делать, определяется простейшими гимнастическими снарядами. Многословные объяснения не достигают цели, а только утомляют детей, делают занятие скучным.

В этом возрасте с детьми проводится зарядка, которую стали называть утренней гигиенической гимнастикой, что послужило поводом для смешивания ее с гимнастикой. Между тем каждое из этих занятий имеет различные цели, задачи и содержание. (см. таблицу 2.)

В таблицах 3, 4, 5 указаны примерные комплексы гимнастики для детей от 1 года 2 месяцев до 4 лет, включающие 10-13 упражнений в каждый комплекс. Так как для одного занятия 10 упражнений слишком много, то их следует распределить на два занятия равномерно и правильно, чтобы в каждом их двух занятий были упражнения для всех мышечных групп (рук и плечевого пояса, ног и стоп, брюшного пресса и всей передней мускулатуры, спины и всей задней мускулатуры); чтобы в каждом из двух занятий было соблюдено чередование в работе различных мышечных групп, исходных положений (лежа, сидя, стоя), а также чередование групповых и индивидуальных упражнений, что явится моментом отдыха.

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: