Познавательная деятельность

Другим видом деятельности, рассматриваемым при создании КСО, является познавательная или учебная деятельность обучаемых. Познавательная деятельность обучаемых имеет своей целью усвоение новых знаний в какой-либо предметной области. Модель познавательной деятельности впервые была предложена А.Н. Леонтьевым.

Необходимость рассмотрения познавательной деятельности связана с тем, что при создании КСО нужно учитывать закономерности процесса усвоения знаний обучаемыми.

В современной трактовке модель познавательной деятельности на уровне учебного элемента (нижний уровень предметного описания структуры курса) имеет следующие 4 этапа:

этап мотивационно-ориентировочный;

• этап уяснения знаний;

• этап отработки умений (навыков);

• этап контроля.

Каждый из перечисленных этапов познавательной деятельности преследует свои дидактические цели.

 

Задача мотивационно-ориентировочного этапа – привести обучаемого в состояние готовности к восприятию материала, подлежащего усвоению. Включает две фазы: мотивационную и ориентировочную.

Под уяснением понимают порождение, возникновение в сознании обучаемого новых образов, понятий и систем понятий. Уяснить – значит понять изучаемый предмет, создать о нем правильное представление, увидеть его (в прямом или переносном смысле).

 

Под отработкой понимается совершенствование знаний, возникших в процессе уяснения, за счет выработки умений применения знаний. Следует подчеркнуть, что отрабатывать можно только то, что уяснено. Нельзя закрепить то, чего нет, в процессе отработки знаний продолжается уяснение (знания уточняются, дополняются), т.е. овладение ими на требуемом уровне скорости, легкости, прочности и т.д.

 

Контрольный этап познавательной деятельности связан с установлением того, достигнута ли цель обучения. В случае обнаружения ошибки, отклонения от правильного хода действия возникает необходимость исправления, коррекции деятельности.

Контрольная работа, зачет, экзамен – это не этап познавательной деятельности, а вид учебной деятельности!

 

Освоение деятельности и, следовательно, усвоение обеспечивающих ее знаний может быть успешным только при условии, что обучаемый последовательно пройдет все фазы по переводу знаний из внешней формы во внутреннюю:

  • Деятельность по восприятию учебной информации;
  • Деятельность по усвоению;
  • Контрольно – корректировочная деятельность.

 

Исходя из потребностей и целей учебного процесса, преподаватель принимает решение о создании того или другого вида КСО:

  • информационно-справочные;
  • информационно-ознакомительные;
  • тренировочные (задачники, практикумы);
  • контролирующие;
  • обучающие – учебно-методические комплексы;
  • лабораторно-исследовательские;
  • другие.

После выбора требуемого вида КСО необходимо разработать структуру КСО и нужные учебные материалы (тексты, упражнения, тесты и т.п.).

Как структура, так и учебные материалы создаваемых КСО разрабатываются, исходя из их назначения на основе структуры формируемой деятельности и с учетом фазовой структуры познавательной деятельности обучаемых. Разработка структуры КСО и соответствующих учебных материалов дает ответ на вопрос: «Как учить?».

 

Говоря о центральном принципе деятельностного подхода, важно подчеркнуть, что в настоящее время очевидно

системное строение деятельности. Деятельность – это система, целостность. Она образована из разнородных

элементов, но они все увязаны таким образом, что только вся эта система элементов в определенных связях и

отношениях дает возможность решать задачу и реализовывать деятельность. Таким образом, мы должны сказать,

что деятельностный подход – это одновременно системный подход в психологии. В силу этого, неразрывная

связь психики и деятельности выглядит как связь отдельных элементов этой целостности. И уже по законам

системного анализа мы не можем понять ни один элемент системы, вырывая его из этой системы, не учитывая

его места и функций в ней.

К элементам деятельности как системы относятся: мотив, цель, предмет, ориентировочная основа, операционный

состав или состав действий, когда речь идет о деятельности, то всякую деятельность можно разложить на

действия. Если речь идет о действии, то образование тоже системно, но там уже вместо действий найдете

операции. И в деятельности, и в действии четыре функциональных блока, характерных для любой системы – это

управляющий, или ориентировочный, рабочий, или исполнительный, контрольный и корректировочный. Они

есть и в действии, и в деятельности. Можно добавить к элементам деятельности еще орудия.

Первый принцип деятельностного подхода задает требования к единице анализа. Выготский писал, что в качестве

единицы анализа должен браться не простейший элемент, а такое образование, которое действительно наиболее

простое, но сохраняющее все особенного того сложного, которое надо анализировать с помощью этой единицы.

В качестве такой единицы анализа выступает действие.

Действие – это тоже системное образование. Оно имеет те же элементы, что и деятельность, но вместо действий,

слагающих деятельность, мы найдем операции. Деятельностный подход позволяет выделить адекватную

единицу. Действие как единица анализа удовлетворяет всем требованиям, о которых говорил Л.С. Выготский:

оно сохраняет специфику более сложного образования – деятельности.

Использование действия как единицы анализа и позволяет преодолеть функционализм


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: