double arrow

Доминирующее значение церковного мировоззрения в средневековой Руси не означало полного поглощения религией всей культуры

Культура, как многоаспектное явление, содержала и форму внерелигиозной деятельности. Она была ориентирована на мирскую, реальную жизнь:

· многие ценности православной культуры выражали особенности, характерные для всей русской средневековой культуры. Так, средихристианских концессий только православие отмечает «Троицу», которая для православного человека служит символом единства национального и государственного. Именно русская православная церковь лучше других сохранила принципы общинной организации, которые способствовали закреплению практики общинного хозяйствования, рожденного потребностью самосохранения русского народа. Многие церковные строения имели многофукциональный характер. Например, древнерусский храм являлся не только местом богослужений, а играл роль оборонительного сооружения, хранилищем мирских сокровищ, был священным символом создавшего его города и т.д. Во внутренних росписях некоторых древнерусских храмов присутствовали светские сюжеты. Так, среди фресок крытых галерей Благовещенского собора во Владимире есть «портреты» московских князей, от основателя московского княжеского дома Даниила до Василия III и фигуры «эллинских мудрецов» – Аристотеля, Менандра, Птолемея, Фукидида, Зенона, Гомера, Вергилия, Эпафродита и др., что говорит о существовании в России интереса к философской проблематике.

· культура, ориентированная на рациональное отношение к действительности, находила опору в мирской жизни людей. Развитие ремесленного производства, осуществление торговли, освоение новых территорий вело к необходимости совершенствования знаний в области математики, этнографии, мореплавания, строительного дела и т.д.

· антиклерикальные, вольнодумные настроения нашли широкое распространение в народном внерелигиозном фольклоре, особенно в метких пословицах и поговорках – «церковь близко, да ходить туда склизко», «молебен пет, а пользы нет» и др. Народная мирская культура воплощалась в скоморошестве, в исторических песнях, былинах.

5.

Противоречия, возникавшие между религиозными убеждениями и требованиями мирской жизни, реальным взглядом на мир являлись источниками, в которых зарождались элементы светской культуры. Впоследствии борьба между ними привела к смене средневекового типа культуры на новый, более прогрессивный вид – Русское просветительство. Значительную роль в этом сыграли города. В городах проживали сотни и тысячи людей, они являлись местом сосредоточения ремесла и торговли, обмена товарами, центрами общественной и культурной жизни. В ходе восстановления разрушенного монголо-татарами материального базиса культуры из руин было поднято большинство российских городов. Появлялись также новые городские поселения. Одни вырастали из сел за счет притока крестьянского населения и развития ремесел. Другие возникали в процессе централизации государства, расширения границ в ходе колонизации и освоения новых земель, третьи – основывались на месте пересечения торговых путей или вокруг крепостей. Крупнейшими городами средневековой Руси были Владимир, Москва, Ростов, Суздаль, Новгород, Тверь. К концу XVI в. в России насчитывалось примерно 220 городов.

6.

Значительное влияние на формирование русской средневековой культуры имела внешняя политика Российского государства, направленная на мирную культурную колонизацию или присоединение в ходе военной экспансии новых областей. В XVI в. к России были присоединены Казанское и Астраханское ханства. Их завоевание открыло возможность продвижения в Сибирь. Началось освоение Дикого поля (плодородные земли к югу от Тулы). В результате расширения территории Россия становится многонациональной и поликонфессиональной страной. Отношения русского народа с населением присоединенных регионов были направлены не на отчуждение и враждебность, а на позитивное взаимодействие и обмен культурными ценностями. В основном они распространялись на область встречных заимствований элементов культуры жизнеобеспечения. Историческое многообразие религий формировало веротерпимость русского народа, обогащало культуры народов, втянутых в орбиту молодого Московского государства.

На отечественную культуру оказали также влияние беженцы из Балканских стран, подвергнувшихся турецкому нашествию. Некоторые из них сыграли выдающуюся роль в ее развитии. Среди них: митрополит Киприан, болгарский и русский писатель, церковно-политический деятель Григорий Цамблак, талантливый писатель Пахомий Лагофет. Южнославянское влияние на русскую культуру заметно проявилось в литературе и в искусстве. На Руси появляются византийские и сербские мастера. Следует заметить, что исследователи отмечают факт и обратного, русского влияния на культуру южнославянских стран.

7.

Важной доминантой русской средневековой культуры явилось общение интеллектуальной элиты с монастырями Афона, Константинополя, Сербии и Болгарии, благодаря которому русская культура приобретает единое с ними умственное движение, не отменявшее, однако, национальных особенностей. Его сутью стал рост личностного начала. Такие качества как мужество, отвага, смекалка, преданность князю всегда высоко ценились русским человеком, особенно во время борьбы с завоевателями. Однако в целом, в отличие от стран Запада, где этот процесс был связан с обмирщением культуры, в странах восточной и юго-восточной Европы рост личностного начала совершался внутри церкви.

Русская средневековая культура как новый тип культуры

Русская средневековая культура являлась культурой феодального общества. Понятие «феодальное общество» в культурологии следует понимать не в смысле экономического устройства государства, а как целостно - системнуюхарактеристикуобщественногобытия, восновекоторого лежит тип производства – земледелие, т.е. строй материальной культуры. Земледелие, как материальная культура средневековья, определило ее основные особенности.

Во-первых,

преимущественно сельскохозяйственный характер производства, связанный с повторяемостью хозяйственных циклов, рождал в мировосприятии средневекового человека представление о том, что в мире ничего не меняется, и его движение происходит по замкнутому кругу. В механизме функционирования культуры утверждается консерватизм, господство традиции, высокий авторитет опыта прошлых поколений. Отсюда возникает специфическая черта средневековой культуры – традиционализм. Но нельзя думать, что культура средневековой Руси являлась омутом застоя и полной неподвижности. В эпоху становления Московского государства, Россия активно развивалась. Уже одно только стремительное продвижение на Восток говорит о динамизме ее потенциала, что находило адекватное отражение в культуре. К тому же средневековому человеку, как и людям других эпох, было свойственно естественное стремление к совершенствованию материального и духовного бытия, оказывающему на культуру прогрессивное воздействие. Однако оно во многом нивелировалось за счет недоверия к новизне и обращением за поддержкой к старине.

Во-вторых,

феодальный способ производства обусловил господство натурального хозяйства. Его обособленный характер вел к разобщению культурной жизни отдельных регионов и княжеств и формированию таких черт средневековой культуры как замкнутость, локальность, преимущественное влияние местных традиций.

В-третьих,

традиционный характер духовной культуры средневековой Руси определил канонический тип художественной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: