double arrow

Живописцы Московской Руси

         
   
 
 
 
   

 

 

         
   
 
   

 


 

 

       
   


Процесс «собирания Руси», централизация власти и усиление влияния церкви на идейную и государственную жизнь привели к подчинению искусства официальной идеологии. Однако, как отмечает В.Г. Брюсова, «самый неукоснительный церковный надзор не мог заставить изобразительное искусство служить лишь иллюстрацией догм христианства. Неоспоримо, что древнерусское искусство во все времена пользовалось религиозной тематикой для выражения в иносказательном виде собственного отношения художника к проблемам социального и эстетического порядка. Взгляд, что художник средневековья, имея дело с «заданным» церковью содержанием, работает исключительно на «нюансах формы», а его помыслы устремлены единственно на формально-стилистические поиски, – неправомерен»[16].

В XVI в. высокие духовные традиции иконописного искусства начинают угасать, что соответствует общему обмирщению культуры.

Древнерусское прикладное искусство обслуживало церковные и бытовые нужды. Оно в меньшей степени, чем живопись и пластика, было подчинено церковным канонам.

В народном быту, несмотря на тягость и скудость крестьянской крепостной жизни, сложились превосходные формы прикладного искусства. Крестьяне сами изготавливали предметы домашнего обихода, расписные прялки, скалки, сечки, дуги, фигурные ковши, вышитые полотенца. При их изготовлении действовал веками сложившийся инстинкт красоты.

 

* * *

 

Русская культура XIV-XVI вв., сформировалась в тяжелейших условиях национально-освободительной борьбы и принадлежит к наиболее ярким этапам в истории отечественной культуры. Идея общерусского единства стала ведущей темой русской литературы и искусства XIV-XV вв. Русская живопись XIV-XV вв. не знает себе равных в мировом искусстве. Оригинальностью творческих решений было отмечено развитие русского зодчества этого периода. Высокого развития достигла материальная культура русского народа. Умонастроения эпохи отражала публицистика XVI в. Русская культура XIV-XV вв. не была провинциальной, она имела международный характер, будучи связанной с культурой Западной Европы, Востока и Средиземноморья. В связи с образованием единого государства с середины XVI в. расширилось соприкосновение русской культуры с ренессансной культурой Запада.

 

 

Литература

 

1000-летие русской художественной культуры. М., 1988.

Беляев Л. Московская Русь: от средневековья к новому времени. М., 2005.

Боханов А.Н. Русская идея. От Владимира Святого до наших дней. М., 2005.

Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Книга первая. Историографический очерк, проблемы современной методологии. Закономерности культурогенеза. Этапы развития культуры традиционного типа – от первобытности к Возрождению. СПб., 2003.

Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996.

Лихачев Д.С. Введение к чтению памятников древнерусской культуры. М., 2004.

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1994. Т. 2. Ч. 1.

Плюханова М. Сюжеты и символы Московского царства. М., 1998.

Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М., 1992.

Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энциклопедический словарь / Ред. кол. М.П. Мчедлов и др. М., 2001.

Российская цивилизация / Под общ. ред. М.П. Мчедлова. М., 2003.

Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV-XVI вв. Новосибирск. 1991.

Сухов А.Д. Русская философия: особенности, традиции, исторические судьбы. М., 1995.

Черный В.Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997.

Юрганов Л.А. Категории русской средневековой культуры. М., 1998.


[1] Российская цивилизация: Учебное пособие / Под общ. ред. М.П. Мчедлова. М., 2003. С. 567.

[2] Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России. М., 1977. С. 12.

[3] Цит. по кн.: Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996. С.246.

[4] См.: Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Книга первая. СПб., 2003. С. 297.

[5] Цит. по: Боханов А.Н. Русская идея. От Владимира Святого до наших дней. М., 2005. С.102.

[6] Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996. С. 49.

[7] См.: Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996. С. 31.

[8] Власов В.Г. Христианизация Руси // Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энциклопедический словарь / Ред. кол. М.П. Мчедлов и др. М., 2001. С. 472.

[9] Зуев Ю.П. Русская православная церковь // Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энциклопедический словарь / Ред. кол. М.П. Мчедлов и др. М., 2001. С. 371.

[10] Лихачев Д. С. Первые семьсот лет русской литературы. Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). М., 1969. С. 8.

[11] См.: Российская цивилизация / Под общ. ред. М.П. Мчедлова. М., 2003. С. 472.

[12] Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1987. С. 441.

[13] Воронин Н.Н. Рублев и его время (к 600-летию со дня рождения художника) // История СССР. 1960. № 4. С. 55-56.

[14] Боханов А.Н. Русская идея от Владимира Святого до наших дней. М., 2005. С. 101, 102.

[15] Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1987. С. 435.

[16] Брюсова В.Г. Русская живопись XVII вв. М., 1984. С. 10.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: