Главным видом искусства, в орбите которого в средние века творили живописцы и скульпторы, резчики и ювелиры, являлось зодчество. В зодчестве с особой очевидностью отразились тенденции исторического развития России в период XIV-XVI вв.
Перед русскими зодчими стояли важные задачи:
§ восстановление городов, крепостей, храмов и монастырей, дворцов и жилищ, которые все время уничтожались в пожарах, междоусобной борьбе, вторжениями врагов;
§ строительство сооружений, имеющих градозащитные свойства;
§ создание образцового монументального облика центра русской столицы.
Канон – (от греч. kanon – норма, правило), свод положений, имеющий обязательный характер. В искусстве – произведения, служащие нормативным образцом. В переносном смысле все, что твердо установлено, стало общепризнанным. |
Особое место в русском искусстве занимает зодчество Новгорода. Он не был подвергнут опустошительному нашествию завоевателей и сумел сохранить свои архитектурные постройки. Новгородские церкви обычно небольшие по своим размерам. Академик Д.С. Лихачев пишет о новгородской архитектуре: «Новгородские храмы лаконичны по своим формам. Это – искусство простых объемов и больших плоскостей. Ничего лишнего, все сделано просто, деловито и быстро». Положение другого северного города Пскова как форпоста русских земель на Западе наложило отпечаток на характер местной архитектуры. Псковские храмы XIV-XV вв. были массивными, с толстыми стенами, несимметричными пропорциями. Они имели не только культовое, но и военное назначение.
|
|
Становление молодого Российского государства вызвало потребность создания государственного архитектурного стиля. Высшая административная власть совместно с церковью утвердила каноны в искусстве: образцом в живописи провозглашалась иконография А. Рублева, в зодчестве – Успенский собор Московского Кремля.
Первоочередной задачей отечественных зодчих стало обновление Московского Кремля. В его строительстве приняли участие один из лучших инженеров того времени – итальянский архитектор Аристотель Фьораванти и др. итальянские мастера. Созданный московской архитектурной школой и итальянскими мастерами Кремлевский архитектурный ансамбль, является выдающимся произведением русского зодчества. В ходе новой застройки Кремля сформировались основные черты общерусской архитектуры. Они воплотились в соединении строгости и величавости с декоративным украшением внешнего облика зданий. Общерусский архитектурный стиль явился синтезом традиций местных архитектурных школ – раннемосковской, Владимиро-Суздальской, Новгородско-Псковской – и ренессансной культуры Европы.
|
|
По образцу Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля были воздвигнуты соборы в Волоколамске, Дмитрове, Угличе, Ростове, в Кирилло-Белозерском монастыре и др. крупных монастырях.
ВXVI в. русская архитектура пополнилась чисто русской строительной формой: шатровый храм Вознесения в селе Коломенском (в Москве), Покровский собор на Красной площади (1554-1561). Собор был возведен в честь победы над Казанским ханством. Его создателями были русские мастера Барма и Постник Яковлев.
Архитектура в сельской местности обладала достоинством и чистотой стиля. При строительстве храмов, домов крестьяне вынуждены были обходиться деревом и строить с минимальными затратами. Их деревянные шатровые церкви выглядят монументальными, а конструкции предельно выражают свойства материала. Обыкновенные бревенчатые русские избы по своей внешней форме не были лишены художественной выразительности. Часто они украшались резьбой, но делалось это в меру и к месту, без перенасыщенности.
Конец XIV-XV вв. по праву считается классическим периодом русской иконописи. В эпоху общерусского объединения были созданы произведения высочайшей художественной силы. Вопреки «глубокому безмирию, растлившему Русь» (П.А. Флоренский), в русском искусстве все сильнее звучала тема дружеского единения, братской любви и милосердия.
Русская икона уникальна. Она несет в себе этические и эстетические представления эпохи, свидетельствует о высоте профессионального мастерства создавших ее художников. В иконе сказалась «учительная», «воспитательная» сила изобразительного искусства, обращенная к «внутреннему человеку». Уникальность русской иконы состоит и в особых формах, которые сложились только на Руси – «высокий» иконостас, и в особой популярности («житийные» иконы).
Ограниченный рамками средневекового канона, русский художник тем не менее находил мотивы, перекликавшиеся с жизнью народа, его чаяниями справедливости. Воссоздавая образы Христа, Богоматери, иконописец неизменно выражал в них свое представление о красоте мира и человека, которое менялось вместе с ходом истории.
Отцы седьмого вселенского собора провозгласили икону «книгою для неграмотных», содержательность ее приравняли к святому писанию. Они утверждали «как слово в слогах, так и изображения в чертах и красках свидетельствует об одной и той же истине».
Выдающимся художником конца XIV в. был Феофан Грек (ок. 1330-1405). Выходец из Византии, он соединил в своем творчестве лучшие традиции византийского и русского искусства. Творчество художника было связано с Новгородом и Москвой. В своих фресковых росписях Феофан Грек воплотил суровую одухотворенность, страстную волю к возвышенному, высокий нравственный идеал. Лучшими работами Феофана Грека являются семь икон деисусного ряда иконостаса Благовещенскго собора Московского Кремля, иконы «Богоматерь Донская» и «Успение Богоматери»; в мастерской художника создана знаменитая икона «Преображение».
Искусство следующего этапа русской живописи связано с творчеством Андрея Рублева (1360-1430) и его школы. Андрей Рублев являлся классиком древнерусской национальной живописи. Он в полной мере воплотил в своих произведениях черты национального художественного гения. Наряду со «Словом о полку Игореве» его иконы – величайшее явление в истории древнерусского искусства. Самой выдающейся работой Андрея Рублева стала икона «Троица», написанная для собора Троице-Сергиева монастыря. Она воспринималась русским обществом как символ национального единения. Работы А. Рублева еще при жизни были признанны образцовыми, и все художники должны были им подражать. Творчество Феофана Грека и Андрея Рублева было высшей точкой развития живописи средневековой Руси.
|
|
С 70-х гг. XV в. в Москве начинает работать прославленный мастер Древней Руси – Дионисий (1430-ок.1508). В его работах отразилось время единого и могучего Российского государства. Творчество Дионисия во многом было связано с официальной идеологией. Из сохранившихся до нашего времени фресок Дионисию и его школе принадлежит часть фресок Успенского собора Московского Кремля, роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре и целый ряд икон.