Глава XIII. Русская средневековая культура: определяющие
Ценности и доминанты национального развития
Основные доминанты национального развития культуры Российского государства |
Русское Средневековье (XIV-XVI вв.) – это исторически необычный и во многом уникальный период в развитии древнерусского общества и его культуры. В идеях и образах русской культуры XIV-XVI вв. воплотились настроения эпохи – времени борьбы за обретение независимости, свержения монгольского ига, объединения земель вокруг Москвы и создания Российского государства, формирования великорусской народности.
Русская национальная культура Средневековья – сложное многоуровневое явление. Для этого периода характерны:
а) синкретичность прежде всего духовной культуры;
б) протяженность во времени и дифференциация ее состава (т.е. структуры);
в) многозначность ее функций, что явно вытекает из самого характера средневекового культурно-исторического процесса.
Развитие русской средневековой культуры было обусловлено многими факторами самой исторической эпохи:
|
|
1. |
Главной доминантой национального развития Руси в ХIV-XV вв. было преодоление внешней агрессии монголо-татарских завоевателей и ликвидация опасности исчезнуть с лица земли, что послужило мощным стимулом в образовании единого централизованного государства.
В период с XII по XV вв. Русь находилась в состоянии феодальной раздробленности. В 1237 г. ее земли подверглась опустошительному нападению со стороны Золотой Орды. Распри между соседними княжествами помешали объединению сил для отпора монголо-татарам. В 1237-1238 гг. была разорена Северо-Восточная Русь, а в последующие два года – южнорусские владения.
Когда Батый разорял и уничтожал Киевскую Русь, передовые отряды католицизма – Ливонский Орден и Швеция начали наступать на Северо-Западную часть страны.
Разоренные степным азиатом, русские земли вынуждены были признать вассальную зависимость от Золотой Орды. Монгольское нашествие прервало мощный подъем русской культуры и нанесло огромный ущерб экономическому, политическому развитию страны. Оно стало веской причиной отставания Руси от развитых стран Западной Европы:
§ десятки тысяч людей, составляющих генофонд нации, погибли в битвах, были уничтожены или угнаны в рабство;
§ значительная часть материального дохода в виде дани отправлялась в Орду;
§ запустели или пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда освоенные территории. Граница земледелия отодвинулась на север (южные плодородные почвы получили название «Дикое поле»);
§ массовому разорению и уничтожению подверглись русские города. По археологическим раскопкам из известных в XII-XIII вв. 74 городов 49 были разорены Батыем, причем в 14 из них жизнь так и не возобновилась. Разорение городов затормозило их развитие как центров вызревания новой культуры;
|
|
§ были сожжены тысячи книг, являвшихся источником знаний и духовного богатства народа. Практически во всех русских землях за исключением Новгорода прервалось летописание. Пришли в упадок прикладное искусство и живопись;
§ упростились, а порой и исчезали целые ремесла (навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус, стеклянных браслетов, амфор-корчаг, полихромной (многоцветной) керамики, что тормозило развитие мелкотоварного производства, и в конечном итоге задерживало экономическое развитие страны. На полвека прекратилось каменное строительство;
§ монгольское завоевание консервировало политическую раздробленность;
§ были ослаблены связи между различными частями государства, нарушены традиционные политические, культурные и др. отношения с другими странами.
Город Москва возник в Междуречье Оки и Волги в XI или XII (археология пока не дает точной даты). Свое имя он получил от Москвы-реки, на которой стоит. А кто так назвал реку, языковеды еще не решили. В глубокой древности (I тысячелетие до н.э. – середина I тысячелетия н.э.) здесь осели финно-угорские племена (их центром была крепость Дьяково, городище недалеко от нынешнего Коломенского). На берегах реки селились и древние балты, предки литовцев и латышей – следы их наречия сохранялись под Москвой до XIX в. Поэтому название реки расшифровывали по-разному, исходя из разных языков и как быстрая, и как темная, и как медвежья. Вероятно, оно восходит к балтскому или славянскому понятию «влага», «вода». (Беляев Л.А. Московская Русь: от Средневековья к Новому времени. М., 2005. С.7). |
Вражеские нашествия не только разорили – они поработили русскую землю, легли тяжким бременем на нравственное сознание и волю людей.
Русскому народу предстоял долгий и трудный путь борьбы с Ордой за национальную независимость, за старшинство московского князя, за возвращение Смоленска, Полоцка Чернигова, Киева. Его ожидал неимоверно тяжелый труд над образованием единого Российского государства.
2. |
Одной из основных доминант, определявших культурное развитие средневековой Руси, стало создание Российского централизованного многонационального государства. В XIII-XIV вв. вследствие политических событий древнерусская народность раскололась на три части: русскую (великорусскую), украинскую и белорусскую, вошедшие в разные государственные образования. В XIV в. для обозначения территории великорусской народности начинает применяться термин «Великая Русь», а в ХV в. появилось название «Россия». На протяжении XIII-XV вв. происходило объединение раздробленных феодальных земель в единое государство. Это был сложный, драматический, а нередко и трагический процесс. Его возглавило Московское княжество, которое стремительно возвысилось в конце XIII – начале XIV в. Возвышению Москвы способствовало множество сложившихся благоприятных условий:
- Московское княжество занимало географически выгодное центральное положение среди русских земель:
- оно было прикрыто от ордынских вторжений соседними княжествами и труднопроходимыми для монголо-татарской конницы лесами;
- Москва оказалась важным узлом, соединявшим сухопутные и водные пути, которые служили как для торговли, так и для военных действий;
- на московские земли устремляется население других районов, и Москва становится центром сельскохозяйственного производства, развитого ремесла и торговли;
- значительное место в ремесленном деле москвичей занимало производствооружия, что вело к усилению военной мощи будущей столицы.
- Московские князья путем применения военной силы или целенаправленной и гибкой политики сумели втянуть в орбиту своего притяжения другие княжества.
- Для объединения русских земель Москва использовала не только силу, но и церковь. В свою очередь и церковь ценила в усилиях московских князей политику, открытую в будущее. Действуя путем угрозы интердикта (отлучения от церкви), Сергий Радонежский неустанно боролся за ликвидацию сепаратистских попыток соперников московского князя.
· Важным событием, укрепившим лидирующее положение Москвы, стала Куликовская битва (1380), в которой общерусское войско, сражавшееся под знаменем московского князя Дмитрия Донского, взяло верх над армией монголо-татар. Одержав победу, московский князь окончательно утвердил авторитет Москвы как центра объединения русских земель в единое государство.
|
|
Куликовская битва стала рубежом, разделившим периоды угнетения и нового подъема культуры, началом формирования современного русского этноса. Победа на Куликовом поле привела к исчезновению «страха ордынского», подняла русское национальное самосознание и способствовала общенародному культурному росту. Общенациональная идея свержения золотоордынского ига, тесно сплотившая воинов, отлилась в идею единства Русской земли.
В период идеологической подготовки создания единого русского государства Москва становится местом сосредоточения русской культуры. Подъем духовных сил народа идет под знаком возрождения традиций домонгольской Руси. Обращаясь к независимому прошлому, русские люди желали видеть в нем свое будущее.
Московские князья, впрочем, как и князья других княжеств, считали себя потомками и законными наследниками Киевской и Владимиро-Суздальской земель, преемниками общерусской власти. В начале XIV в. в Москву из Владимира переезжает митрополит «Киевский и всея Руси», переносятся владимирские святыни, возрождаются традиции владимирской письменности и летописания, в строительстве используются архитектурные формы, характерные для Владимира, перенимаются политические идеи.
|
|
Несмотря на потери, которые принесло монголо-татарское завоевание, высокий уровень культуры, сложившейся в период Киевской Руси, способствовал сохранению ее самостоятельности и самобытности. Большую роль в передаче русских традиций и культурно-историческогоопыта сыграли северные города Псков и Новгород. Будучи подчиненными Орде, их земли не подверглись военному разгрому.
Во второй половине XV в. происходит окончательное объединение русских земель вокруг Москвы и освобождение от монголо-татарского ига. На рубеже XV-XVI столетий завершается формирование русской (великорусской) народности. Московская Русь становится одним из сильнейших государств Восточной Европы.
В конце XV – начале XVI в. устанавливаются контакты с зарубежными странами, в том числе с Италией. В Москву приезжают работать выдающиеся зодчие и другие мастера.
Активное собирание земель продолжалось до 20-х годов XVI столетия. Возникшее централизованное многонациональное Российское государство вобрало в себя территории Северо-Востока и Северо-Запада бывшей Киевской Руси. Центром культуры русской народности становится Москва. С созданием Великого Московского княжества за ним закрепилось понятие «Русской земли».
Однако целостность обширной, но малозаселенной территории страны с разнообразным этническим составом держалась не на единстве культуры, а на централизованной самодержавной власти, что с одной стороны обусловливало слабость импульсов, побуждавших власть заботиться о развитии культуры, с другой – вело к утверждению православно-государственного элемента в русском патриотизме.
К началу XVII в., благодаря образованию Российского государства и налаживанию всевозможных внутренних связей, сложился единый тип русской народности, обладавший общностью социальных, психологических и культурных черт. Все больше общего обнаруживалось в быту, нравах, обычаях и т.п.
3. |
В мировой истории важнейшим средством преодоления этнической ограниченности, раздробленности и конфликтов наряду с государством является религия. Ученые отмечают: «... Государство дает прежде всего политическое решение, тогда как религия прямо связана с цивилизационным механизмом. …Цивилизация обеспечивает широкое, а подчас и универсальное поле общения, перекрывающее границы всех локальных групп на основе системы ценностей и смыслов высокой культуры. Религиозно-сакральная основа общения дополняется светской культурой, создающей богатство и разнообразие различных вариантов специализированной культуры»[1].
Русская культура в эпоху средневековья была в значительной мере ограничена рамками церковных отношений, что определяло общий характер духовной культуры как религиозной. Духовное сословие было наиболее образованной частью русского общества. Оно играло особую роль в регулировании духовной жизни в масштабах всей страны. Во время иноземного ига Русская православная церковь, независимая от князей и от Орды (митрополит Руси подчинялся патриарху Константинополя), оказалась единственной реальной силой духовной целостности русской культуры. Проникнутая идеей власти, получаемой от Бога, церковь могла открыто осудить и даже отлучить от церкви любого человека, вплоть до правителя. Церковь обладала также большой реальной силой: она копила материальные богатства (монгольские ханы освободили ее от дани), руководила образованием, направляла развитие мысли, книгописание, искусство. В тяжелые годы иноземного ига церковь способствовала сохранению русского этнического самосознания, языка. Церкви принадлежала важнейшая роль в становлении и развитии русской государственности. Выдвинув идею божественного происхождения верховной власти, она способствовала укреплению великокняжеского, а затем и царского правления.
4. |