Вражеские нашествия не только разорили – они поработили русскую землю, легли тяжким бременем на нравственное сознание и волю людей

Глава XIII. Русская средневековая культура: определяющие

Ценности и доминанты национального развития

 

 

Основные доминанты национального развития культуры Российского государства

Русское Средневековье (XIV-XVI вв.) – это исторически необычный и во многом уникальный период в развитии древнерусского общества и его культуры. В идеях и образах русской культуры XIV-XVI вв. воплотились настроения эпохи – времени борьбы за обретение независимости, свержения монгольского ига, объединения земель вокруг Москвы и создания Российского государства, формирования великорусской народности.

Русская национальная культура Средневековья – сложное многоуровневое явление. Для этого периода характерны:

а) синкретичность прежде всего духовной культуры;

б) протяженность во времени и дифференциация ее состава (т.е. структуры);

в) многозначность ее функций, что явно вытекает из самого характера средневекового культурно-исторического процесса.

Развитие русской средневековой культуры было обусловлено многими факторами самой исторической эпохи:

1.

Главной доминантой национального развития Руси в ХIV-XV вв. было преодоление внешней агрессии монголо-татарских завоевателей и ликвидация опасности исчезнуть с лица земли, что послужило мощным стимулом в образовании единого централизованного государства.

В период с XII по XV вв. Русь находилась в состоянии феодальной раздробленности. В 1237 г. ее земли подверглась опустошительному нападению со стороны Золотой Орды. Распри между соседними княжествами помешали объединению сил для отпора монголо-татарам. В 1237-1238 гг. была разорена Северо-Восточная Русь, а в последующие два года – южнорусские владения.

Когда Батый разорял и уничтожал Киевскую Русь, передовые отряды католицизма – Ливонский Орден и Швеция начали наступать на Северо-Западную часть страны.

Разоренные степным азиатом, русские земли вынуждены были признать вассальную зависимость от Золотой Орды. Монгольское нашествие прервало мощный подъем русской культуры и нанесло огромный ущерб экономическому, политическому развитию страны. Оно стало веской причиной отставания Руси от развитых стран Западной Европы:

§ десятки тысяч людей, составляющих генофонд нации, погибли в битвах, были уничтожены или угнаны в рабство;

§ значительная часть материального дохода в виде дани отправлялась в Орду;

§ запустели или пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда освоенные территории. Граница земледелия отодвинулась на север (южные плодородные почвы получили название «Дикое поле»);

§ массовому разорению и уничтожению подверглись русские города. По археологическим раскопкам из известных в XII-XIII вв. 74 городов 49 были разорены Батыем, причем в 14 из них жизнь так и не возобновилась. Разорение городов затормозило их развитие как центров вызревания новой культуры;

§ были сожжены тысячи книг, являвшихся источником знаний и духовного богатства народа. Практически во всех русских землях за исключением Новгорода прервалось летописание. Пришли в упадок прикладное искусство и живопись;

§ упростились, а порой и исчезали целые ремесла (навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус, стеклянных браслетов, амфор-корчаг, полихромной (многоцветной) керамики, что тормозило развитие мелкотоварного производства, и в конечном итоге задерживало экономическое развитие страны. На полвека прекратилось каменное строительство;

§ монгольское завоевание консервировало политическую раздробленность;

§ были ослаблены связи между различными частями государства, нарушены традиционные политические, культурные и др. отношения с другими странами.

Город Москва возник в Междуречье Оки и Волги в XI или XII (археология пока не дает точной даты). Свое имя он получил от Москвы-реки, на которой стоит. А кто так назвал реку, языковеды еще не решили. В глубокой древности (I тысячелетие до н.э. – середина I тысячелетия н.э.) здесь осели финно-угорские племена (их центром была крепость Дьяково, городище недалеко от нынешнего Коломенского). На берегах реки селились и древние балты, предки литовцев и латышей – следы их наречия сохранялись под Москвой до XIX в. Поэтому название реки расшифровывали по-разному, исходя из разных языков и как быстрая, и как темная, и как медвежья. Вероятно, оно восходит к балтскому или славянскому понятию «влага», «вода». (Беляев Л.А. Московская Русь: от Средневековья к Новому времени. М., 2005. С.7).

Вражеские нашествия не только разорили – они поработили русскую землю, легли тяжким бременем на нравственное сознание и волю людей.

Русскому народу предстоял долгий и трудный путь борьбы с Ордой за национальную независимость, за старшинство московского князя, за возвращение Смоленска, Полоцка Чернигова, Киева. Его ожидал неимоверно тяжелый труд над образованием единого Российского государства.

2.

Одной из основных доминант, определявших культурное развитие средневековой Руси, стало создание Российского централизованного многонационального государства. В XIII-XIV вв. вследствие политических событий древнерусская народность раскололась на три части: русскую (великорусскую), украинскую и белорусскую, вошедшие в разные государственные образования. В XIV в. для обозначения территории великорусской народности начинает применяться термин «Великая Русь», а в ХV в. появилось название «Россия». На протяжении XIII-XV вв. происходило объединение раздробленных феодальных земель в единое государство. Это был сложный, драматический, а нередко и трагический процесс. Его возглавило Московское княжество, которое стремительно возвысилось в конце XIII – начале XIV в. Возвышению Москвы способствовало множество сложившихся благоприятных условий:

  • Московское княжество занимало географически выгодное центральное положение среди русских земель:
    • оно было прикрыто от ордынских вторжений соседними княжествами и труднопроходимыми для монголо-татарской конницы лесами;
    • Москва оказалась важным узлом, соединявшим сухопутные и водные пути, которые служили как для торговли, так и для военных действий;
    • на московские земли устремляется население других районов, и Москва становится центром сельскохозяйственного производства, развитого ремесла и торговли;
    • значительное место в ремесленном деле москвичей занимало производствооружия, что вело к усилению военной мощи будущей столицы.
  • Московские князья путем применения военной силы или целенаправленной и гибкой политики сумели втянуть в орбиту своего притяжения другие княжества.
  • Для объединения русских земель Москва использовала не только силу, но и церковь. В свою очередь и церковь ценила в усилиях московских князей политику, открытую в будущее. Действуя путем угрозы интердикта (отлучения от церкви), Сергий Радонежский неустанно боролся за ликвидацию сепаратистских попыток соперников московского князя.

· Важным событием, укрепившим лидирующее положение Москвы, стала Куликовская битва (1380), в которой общерусское войско, сражавшееся под знаменем московского князя Дмитрия Донского, взяло верх над армией монголо-татар. Одержав победу, московский князь окончательно утвердил авторитет Москвы как центра объединения русских земель в единое государство.

Куликовская битва стала рубежом, разделившим периоды угнетения и нового подъема культуры, началом формирования современного русского этноса. Победа на Куликовом поле привела к исчезновению «страха ордынского», подняла русское национальное самосознание и способствовала общенародному культурному росту. Общенациональная идея свержения золотоордынского ига, тесно сплотившая воинов, отлилась в идею единства Русской земли.

В период идеологической подготовки создания единого русского государства Москва становится местом сосредоточения русской культуры. Подъем духовных сил народа идет под знаком возрождения традиций домонгольской Руси. Обращаясь к независимому прошлому, русские люди желали видеть в нем свое будущее.

Московские князья, впрочем, как и князья других княжеств, считали себя потомками и законными наследниками Киевской и Владимиро-Суздальской земель, преемниками общерусской власти. В начале XIV в. в Москву из Владимира переезжает митрополит «Киевский и всея Руси», переносятся владимирские святыни, возрождаются традиции владимирской письменности и летописания, в строительстве используются архитектурные формы, характерные для Владимира, перенимаются политические идеи.

Несмотря на потери, которые принесло монголо-татарское завоевание, высокий уровень культуры, сложившейся в период Киевской Руси, способствовал сохранению ее самостоятельности и самобытности. Большую роль в передаче русских традиций и культурно-историческогоопыта сыграли северные города Псков и Новгород. Будучи подчиненными Орде, их земли не подверглись военному разгрому.

Во второй половине XV в. происходит окончательное объединение русских земель вокруг Москвы и освобождение от монголо-татарского ига. На рубеже XV-XVI столетий завершается формирование русской (великорусской) народности. Московская Русь становится одним из сильнейших государств Восточной Европы.

В конце XV – начале XVI в. устанавливаются контакты с зарубежными странами, в том числе с Италией. В Москву приезжают работать выдающиеся зодчие и другие мастера.

Активное собирание земель продолжалось до 20-х годов XVI столетия. Возникшее централизованное многонациональное Российское государство вобрало в себя территории Северо-Востока и Северо-Запада бывшей Киевской Руси. Центром культуры русской народности становится Москва. С созданием Великого Московского княжества за ним закрепилось понятие «Русской земли».

Однако целостность обширной, но малозаселенной территории страны с разнообразным этническим составом держалась не на единстве культуры, а на централизованной самодержавной власти, что с одной стороны обусловливало слабость импульсов, побуждавших власть заботиться о развитии культуры, с другой – вело к утверждению православно-государственного элемента в русском патриотизме.

К началу XVII в., благодаря образованию Российского государства и налаживанию всевозможных внутренних связей, сложился единый тип русской народности, обладавший общностью социальных, психологических и культурных черт. Все больше общего обнаруживалось в быту, нравах, обычаях и т.п.

3.

В мировой истории важнейшим средством преодоления этнической ограниченности, раздробленности и конфликтов наряду с государством является религия. Ученые отмечают: «... Государство дает прежде всего политическое решение, тогда как религия прямо связана с цивилизационным механизмом. …Цивилизация обеспечивает широкое, а подчас и универсальное поле общения, перекрывающее границы всех локальных групп на основе системы ценностей и смыслов высокой культуры. Религиозно-сакральная основа общения дополняется светской культурой, создающей богатство и разнообразие различных вариантов специализированной культуры»[1].

Русская культура в эпоху средневековья была в значительной мере ограничена рамками церковных отношений, что определяло общий характер духовной культуры как религиозной. Духовное сословие было наиболее образованной частью русского общества. Оно играло особую роль в регулировании духовной жизни в масштабах всей страны. Во время иноземного ига Русская православная церковь, независимая от князей и от Орды (митрополит Руси подчинялся патриарху Константинополя), оказалась единственной реальной силой духовной целостности русской культуры. Проникнутая идеей власти, получаемой от Бога, церковь могла открыто осудить и даже отлучить от церкви любого человека, вплоть до правителя. Церковь обладала также большой реальной силой: она копила материальные богатства (монгольские ханы освободили ее от дани), руководила образованием, направляла развитие мысли, книгописание, искусство. В тяжелые годы иноземного ига церковь способствовала сохранению русского этнического самосознания, языка. Церкви принадлежала важнейшая роль в становлении и развитии русской государственности. Выдвинув идею божественного происхождения верховной власти, она способствовала укреплению великокняжеского, а затем и царского правления.

4.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: