В эпоху Средневековья

       
   


       
   
 
 


 

Развитие грамотности

Важным показателем уровня развития культуры является грамотность. Несмотря на большой урон, который нанесло монголо-татарское нашествие русской культуре, исследования отечественных историков (И.А. Соболевский и др.) показывают, что в XIV- XVI вв. на Руси было достаточно много грамотных людей: среди монахов – 75% грамотных, землевладельцев – 50; посадских – 20, крестьян – 15 [11]. О широком распространении грамотности на Руси свидетельствуют берестяные грамоты, найденные археологами в Новгороде.

Образование централизованного государства во главе с Москвой, подъем экономики, рост международных связей, развитие культуры обусловили потребность в грамотных людях. Нуждалась в них и церковь. На Стоглавом церковном соборе в 1551 г. было принято решение об открытии училищ для детей духовенства, в которых могли учиться и дети всех православных христиан. Этот шаг имел демократический характер, поскольку выводил образование за круг сословного, наследственного церковного представительства. При монастырях, приходских церквах открывались школы, которые существовали не только в городах, но и в сельской местности. Преподавали в них в основном лица духовного звания. Обучением занимались также «мастера грамоты», которые содержали своего рода частные училища.

С середины XIV в. основным писчим материалом становится бумага, которая пришла на смену бересте и пергаменту.

В 20-х гг. XVII в. был учрежден первый в России богословский факультет Киевской духовной академии, где изучались греческий и латинский языки. Их знание позволяло войти в круг духовной и научной элиты западноевропейского мира.

Значительный вклад в становление школьного образования внесли Иван Федоров, Федор Ртищев, Симеон Полоцкий, Епифаний Славеницкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин и др. Важнейшими принципами образования они считали преподавание на родном языке, сознательное усвоение знаний, использование наглядных пособий.

В 1563 г. в Китай-городе была основана первая русская государственная типография – Печатный Двор. Организационными работами по созданию типографии руководил один из талантливейших русских людей XVI в. Иван Федоров (1510-1583). В 1564 г., совместно с Петром Мстиславцем им была выпущена первая русская датированная книга «Апостол». В 1574 г. во Львове они издали первую славянскую «Азбуку». До конца столетия типографским способом было издано 20 книг, в основном религиозного содержания. Ведущее место и в XVI, и в XVII вв. по-прежнему занимала рукописная книга. Книге на Руси поклонялись и считали, что она «подобна иконе».

Известный русский историк Н.М. Карамзин (1766-1826) отмечает, что с XIII по XV вв. происходит постепенное совершенствование русского языка. Он все больше «приобретал чистоту и правильность». Писатели, оставляя употребление собственного русского, придерживались грамматики церковных книг или древнего сербского, памятником которого являлась Библия. Несмотря на отсутствие гибкости, тонкости, «приятности» языка, «предки наши трудились над яснейшим выражением своих мыслей, смягчали грубые звуки слов, наблюдали в их течении какую-то плавность. …Наконец, не ослепляясь народным самолюбием, отметим, – продолжает Н.М. Карамзин, – что россияне тех веков в сравнении с другими европейцами могли по справедливости казаться невеждами, однако они не утратили всех признаков гражданского образования и доказали, сколь оно живуче под самыми сильными ударами варварства»[12].

В XIV-XVI вв. одной из основных забот русского народа было восстановление разрушенного во время монголо-татарского ига материального базиса культуры. Главной хозяйственной отраслью Московской Руси оставалось земледелие. Подъем русской земли проявлялся в постепенном восстановлении сельского хозяйства. Были построены тысячи сел, расчищены и засеяны поля. Отстраивались заново разрушенные русские города, создавались новые.

Во второй половине XIV в. стратегия Московской администрации была направлена на решительное сражение с Золотой Ордой, что требовало основательного укрепления южнорусских рубежей. В связи с этим широкое распространение получает храмовое строительство. Готовясь к решительному сопротивлению монголо-татарам, князь Дмитрий Донской возводит монастыри и храмы на южных рубежах своего княжества. Н.Н. Воронин пишет: «В ту пору строительство храмов перешло в ближайший тыл будущей битвы, в города на Оке. В Серпухове был выстроен большой дубовый собор во имя Троицы – символа дружбы, единения и готовности к жертве. Под городом выросли его «сторожи» – монастыри. Под Коломной Сергий основал также два монастыря, а в самом городе московские мастера … с необычайной быстротой воздвигали новый белокаменный Успенский собор. Великий византиец Феофан Грек написал для нового собора храмовую икону Донской богоматери… Творение зодчих – храмы, как бы опережая воинов, выходили на передний край грозного фронта, освящая освободительную борьбу, напоминая языком камня, что настало время решительной схватки «за землю Русскую, за веру христианскую», против «безбожных агарян»[13].

Вокруг Москвы создаются монастыри: Данилов, Симонов, Андроньев, Троице-Сергиев, Чудов, которые остались памятниками времен Дмитрия Донского.

В конце XV – XVI вв. русские мастера построили ряд крупнейших крепостных сооружений: Московский Кремль, а также кремли в Пскове, Новгороде, Серпухове, Коломне, Смоленске, Астрахани, Казани и др. городах. В XVI в. крепости как изначальная и характерная черта города начинают уже отмирать.

После тяжелых годов упадка с середины XIV в. началось возрождение ремесленного производства, литейное дело. Переживали также подъем ткачество, гончарное дело. Новгород, Москва стали центрами обработки железа, изготовления военного снаряжения, отлития пушек и колоколов. В Москве был организован государственный Пушечный двор. Начали плавить металлы и чеканить мелкие серебряные монеты. Распространяются производство изо льна, пеньки, кожи, дерева, традиционные промыслы.

Русские мастера научились бурить скважины для добычи соли глубиной свыше 100 метров. В кузнечном деле стали применяться механические молоты, использующие силу воды. Возродилось утраченное в эпоху монголо-татарского ига производство кирпича. При строительстве архитектурных сооружений использовалась строительная техника. Во второй половине XVI в. была сделана попытка наладить в России собственное бумажное производство. Массовый характер приобрело производство предметов быта и культа.

В XVI в. в столице оформляются различные учреждения, обслуживающие царскую семью и высшую дворянскую знать. Среди них Постельная казна, Оружейная палата, Конюшенная казна; вопросами строительства и архитектуры ведал приказ Каменных дел.

Русские люди активно осваивали окружающее их географическое пространство. Были проложены пути на Восток, в Сибирь и Среднюю Азию. В XIII – начале XIV в. русские князья посетили ставку монгольского императора далекий Каракорум. В XV в. русских купцов видели в Иране, Самарканде, Индии. В XIV-XV вв. они побывали в Китае и Индии; в XV столетии возобновляются поездки в Западную Европу по торговым и посольским делам. Чрезвычайно велика заслуга русских в открытии путей и освоении Севера. Русским поморам человечество обязано знанию и освоению европейского побережья Ледовитого океана и омывающих его морей. В XV-XVI вв. были освоены побережья дальних северных морей.

Общественная мысль и литература

Несмотря на всевозможные тяготы, выпавшие русскому народу, его духовная жизнь всегда была очень напряженной. В XIV-XVI вв. значительно возрастает самосознание русского народа. В конце XV-XVI вв. в связи с образованием Российского государства и изменением международного положения страны священнослужители, купцы, служилые люди страстно обсуждали вопросы государственного устройства, о месте и роли церкви в государстве, права и обязанности различных сословий и даже мировоззренческие и философские проблемы. «Как и в XI веке, как бы ниоткуда, нежданно-негаданно, Русь явила свое культурное многоцветье, – пишет доктор исторических наук А.Н. Боханов, – так и через несколько веков, опять удивительным образом, появляются зрелые плоды духовно-философских исканий. …Можно заключить, что столь быстрый взлет русской мысли в конкретной временной точке свидетельствует не о том, что подобной деятельности не существовало ранее, а о том, что она развивалась подспудно и лишь фрагментарно запечатлелась в сохранившихся документах… Складывающееся русское мировоззрение являлось именно системой самопознания, обнимавшей все стороны жизни человека, все явления текущей действительности, все многообразие зримого, чувствуемого и чаемого миров»[14].

Становление общих взглядов на историческое будущее Руси происходило в острых идейных схватках. Они выплескивались на страницы публицистических произведений в виде посланий и писем, предназначенных для широкого круга читателей, проникали в традиционные литературные жанры. В целом общественно-политическая мысль развивалась в рамках религиозного мировоззрения.

§ В начале XVI в. разрабатывается политическая теория Российского государства. Она нашла свое выражение в «Сказаниях о князьях Владимирских». В этом произведении была сделана попытка обосновать историческую преемственность Московских государей от римского императора Августа и их право на все русские земли.

§ Значительное место в содержании русской культуры на рубеже XV-XVI вв. занимали идеи укрепления и прославления Руси, которые оформились в теорию «Москва – третий Рим». «Москва – третий Рим» – политическая теория ХV-ХVI вв., которая после завоевания Византии турками-османами обосновала значение Москвы как всемирного центра православия. Одним из показателей преемственности центра христианского мира было принятие герба Восточной Римской империи в виде двуглавого орла, ставшего с тех пор российским гербом. Идеологическое учение «Москва – Третий Рим», с одной стороны, способствовало консолидации нации и сохранению русско-православной самобытности перед лицом различных внешних угроз и культурных экспансий, с другой – вело к консервации всей российской жизни. Не случайно, по мере развития самодержавия, лишенная инноваций и обреченная на повторение «пройденного», идея о Москве как третьем Риме привела в XVII в. к церковному расколу, переросшему в трагический раскол общества. Теория о Москве как третьем Риме служила укреплению православного христианства и никогда не использовалась в дипломатических отношениях с другими странами.

§ Одним из наиболее важных и интересных проявлений умственной жизни XIV-XVI вв. были ереси, направленные против церкви. Своим появлением они обязаны обострению в российской действительности социальных и внутриполитических противоречий, накоплению практических знаний, пробуждению критического отношения к религии. Еретическое движение способствовало развитию свободолюбивой мысли, а аргументы, которые приводили еретики, использовались впоследствии в антицерковных выступлениях.

§ Наиболее актуальные вопросы общественно-политической мысли лежали в плоскости соприкосновения государственной и церковной идеологий. В связи с образованием государства обострились противоречия между потребностями централизации и положением церкви, владеющей значительным имуществом, в том числе земельными территориями. Вопрос о церковном землевладении был поднят самими церковниками, но в его обсуждении приняли участие и светские феодалы. Разгоревшаяся идеологическая борьба в конце XV в. между так называемыми «нестяжателями» и «иосифлянами» продолжалась до середины XVI столетия.

§ В первой половине XVI в. начинаются процессы секуляризации общественной мысли. В отечественное сознание проникает вера в возможность социального переустройства общества на основе принципов «правды» и справедливости.

Иосифляне(осифляне), церковно-политиче-ское течение в русском государстве конца XV–середины XVI в., Идеолог – Иосиф Волоцкий. В борьбе с нестяжателями иосифляне отстаивали незыблемость церковных догм, защищали церковно-монастырское землевладение.
Нестяжательство религиозно-политиче-ское течение в Русском государстве, возникшее в конце XV–середине XVI в. и возглавляемое заволжским старцем Нилом Сорским. Суть учения заключалась в преобладании духовно-нравст-венных мотивов жизненного поведения над материальными интересами.

В столкновениях общественной мысли приняли участие многие русские умы, обладавшие государственным мышлением: крупный религиозный деятель, выдающийся инженер Филипп Колычев, открыто обличавший злодеяния Ивана Грозного; дипломат и яркий мыслитель Федор Карпов, который подобно монаху Максиму Греку, видел всеобщую обязанность «священства» и «царства» согласовывать интересы всех слоев общества: и духовенства, и боярства, и служилых людей; Иван Пересветов, разработавший стройную концепцию дворянского государства и выдвинувший программу реформ, затрагивающих различные сферы жизни общества; протопоп московского собора Ермолай-Еразм, посвятивший свой трактат крестьянскому вопросу; видный государственный деятель Андрей Курбский, выступавший за ограничение власти царя и др.

Литература средневековой Руси была проникнута мыслью единения Русской земли, борьбы с иноземными завоевателями и возращения всех земель, отторгнутых степным азиатом в лоно русского государства, идеей преемственности исторических судеб русского народа.

С середины XIV в. Русь восстанавливает свои отношения со многими зарубежными странами, прерванные монголо-татарским игом. На Русь привозится огромное количество переводной литературы из Болгарии, Сербии, Византии, Греции, Иерусалима, Синая. Н.М. Карамзин пишет, что «мы загрубели, однако ж не настолько, чтобы ум лишился всей животворной силы своей и не оказывал ни в чем успехов. Греция до самого ее падения не переставала действовать на Россию: брала от нас серебро, но давала нам вместе с мощами и книги. Основанием московской Патриаршей библиотеки, известной в ученой Европе, была митрополитская, и богатая не только церковными рукописями, но и древнейшими творениями греческой словесности»[15]. Помимо церковных книг из Византии приходили всемирные летописи, исторические, нравственные, светские повести, такие, как « О храбрости Александра Македонского», «О Синагрипе – царе Адоров» и др.

Отражая тенденцию политики московских князей, направленную на сохранение традиций домонгольской Руси, устное народное творчество обращается к былинам о могучих русских богатырях и продолжает создание былинного эпоса. В это же время складывается жанр исторической песни. Песни об Авдотье-Рязаночке, о Щелкане и др. являются откликом на реальные события.

Широкое отражение в русской средневековой литературе нашла Куликовская битва. Доминирующую роль в культурной традиции Руси этого периода приобретает патриотической тематика. Самыми значительным и наиболее популярными произведением Куликовского цикла стали «Сказание о Мамаевом побоище» и историческая повесть, написанная рязанцем Сафонием «Задонщина» (от места битвы ­– за Доном).

В Твери, Москве, Новгороде, Ростове продолжались традиции киевского летописания. Русская летопись включала в себя исторические сказания, повести, рациональные знания, нравственные поучения, фантастические вымыслы, факты из жизни, наблюдения над природными явлениями и пр.

Отличительной особенностью летописей XIV-XV вв. по сравнению с предшествующим периодом становится их общерусский характер. Какие бы местные политические интересы не освещал летописец, он всегда оставался глубоким патриотом, выражая идею общерусского единства и сильной великокняжеской власти.

В XVI в. летописание становится государственным делом. Оно преследует цель идеологического обоснования самодержавия. Летописи все больше приобретают официальный характер. Самым значительным летописным сводом, включавшим в себя предшествующее летописание, большое количество повестей, сказаний и других произведений стала Никоновская летопись. С подъемом общественно-политической мысли исторические сочинения в виде летописей постепенно исчезают.

В XIV-XV вв. в русской культуре растет интерес к всемирной истории. Появляются значительные для русского читателя произведения: «Хронограф» Пахомия Лагофета, представлявший собой русскоязычный свод событий мировой истории, «Сербская Александрия», «Повесть о взятии Царьграда турками» и др. Размышления над судьбами народов в целом поднимали национальное самосознание и позволяли проектировать судьбу родной земли в перспективе всей мировой истории. Представление об исторической изменчивости мира было связано и с интересом к душевной жизни человека.

Положительное влияние на литературу оказала православная религия. Богословы-мыслители занимались переводами книг, составлением агиографических сочинений, создавали «житийную» литературу. («Житие Александра Невского», «Житии» Сергея Радонежского и Стефана Пермского. Последние были написаны Епифанием Премудрым).

Во второй половине XV в. широко распространяются сюжетные повести («Повестьо Петре и Февронии Муромских», «Повесть о Петре, царевиче ордынском» и др.), записи о путешествиях – «хождения». В них реалистически описываются облики городов, труд, хозяйство, обычаи населения иных стран, исторические события. Лучшим и наиболее известным произведением литературы путешествий стало «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, описывающее его путешествие в Индию.

К середине XVI в. относится появление наиболее значительных литературных памятников русской средневековой культуры, призванных регламентировать и крепить единство русской культуры:

Ø «Стоглав» — уникальный памятник русского права XVI в., дающий представление об образе жизни общества того времени. Стоглав является сборником решений Стоглавого собора 1551 г., состоящего из 100 глав. Название утвердилось с конца XVI века: сам текст памятника содержит и иные наименования: соборное уложение, царское и святительское уложение. Решения собора касаются как религиозно-церковных, так и государственно-экономическихые вопросов;

Ø «Домострой» – анонимный памятник русской светской литературы, отразивший представление об идеальном хозяйстве, семейной жизни и этических нормах московского общества XV-XVI вв.

Ø «Книга Степенная царского родословия» и «Лицевой летописный свод» содержали стройную концепцию русской истории от сотворения мира до середины XVI в.;

Ø «Великие Четьи-Минеи» – свод оригинальных и переводных произведений, состоящий из 12 томов (более 27 тыс. страниц). В него вошли сочинения, предназначавшиеся для «душеполезного» чтения. Утвержденные церковью, Четьи-Минеи предлагали годовой «круг чтения» на каждый день.


 

 


Художественная культура

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: