Помещение школы построено по типовому проекту (2 этажа и подвал), стены здания – кирпичные, эксплуатируются 44 года. Основной строительный материал: кирпич, дерево, бетон. В коридорах и практически во всех кабинетах пол деревянный, а в библиотеке и учительской - линолеумом, который эксплуатируется не более 7 лет. Состояние школьных коммуникаций удовлетворительное.
В нашей школе 13 кабинетов, есть также спортзал, мастерские, 2 раздевалки, библиотека, учительская, кабинеты директора, завуча по УВР и по ВР, а также подсобные помещения и 3 туалета (приложение 8,9).
Проектная наполняемость школы 300 человек.
В школе обучается 128 человек.
Проектная наполняемость классов составляет 20 человек.
Начнем со строительных материалов. Ведь среди них бывают очень опасные для здоровья.
В современном жилище полимерные материалы служат причиной неприятного специфического запаха, вызывающего усталость, головную боль, учащение приступов бронхиальной астмы, поэтому мебель в нашей школе изготовлена в основном из натуральных материалов
|
|
Особенно неприятным для многих оказалось открытие, что стены из бетона и полимербетона радиоактивны. Содержащиеся в этих материалах, пусть в микроколичествах, радий и торий постоянно распадаются с выделением радиоактивного газа радона. Его концентрация в наших жилых помещениях иногда может превышать ПДК в 1000 раз.
Радон в основном выделяется из земной коры. Любая наземная постройка накапливает этот радиоактивный газ и не дает ему рассеиваться в атмосфере. Считается, что самая высокая концентрация радона скапливается в кирпичных и каменных домах, минимальна его концентрация в деревянных строениях. В наших домах радон выделяют стены, перекрытия, а также водопровод и бытовой газ.
Существенно снижает содержание радона в воздухе регулярное проветривание комнат, но наши исследования этого не показали.
В нашей школе проветривание кабинетов происходит согласно СанПина.
Стены во всех кабинетах покрыты штукатуркой, благодаря которой уменьшается выделение из стен радона и летучих органических полимеров.
Площадь школьного помещения и кубатуры соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Стены в кабинетах и коридоре окрашены в спокойные тона: голубой, светло-зеленый, бежевый.
В каждом кабинете установлен график дежурств. Мытье полов и доски, влажная уборка мебели, поливка цветов и вынос мусора производится ежедневно.
Система отопления проведена во всех классах; также проводят вентиляцию в кабинете химии, есть в школе и водопровод, и канализация.
Санитарно-гигиенические показатели состояния кабинетов.
|
|
Температура. В каждом кабинете есть термометры. Проводился мониторинг и зимой, и весной, и осенью.
Таблица1
сезон | температура, °C | |
фактическая | оптимальная | |
зима | 16-18 | 18-20 (допустимо 17-22) |
весна | 18-20 | 18-22(допустимо 17-23) |
осень | 15-19 | 16-22(допустимо 15-22) |
Выяснили, что во всех классных комнатах температура отличается незначительно, от 1°C до 3°C, что зависит от расположения кабинетов. В кабинетах литературы, искусств, иностранного языка и химии холоднее, чем в остальных зимой, т.к. они располагаются в углах школы.
В нашей школе начинают топить с первыми холодами, гораздо раньше, чем в городе, и заканчивается отопительный сезон только тогда, когда устанавливается постоянная теплая погода.
Влажность.
В сентябре этого года нами были проведены измерения влажности во всех помещениях школы. Для этого мы пользовались прибором для измерения влажности и температуры – психрометром аспирационным. Принцип его действия основан на разности показаний сухого и смоченного термометров в зависимости от влажности окружающего воздуха.
Работа прибора происходит следующим образом: вращением вентилятора в прибор засасывается воздух, который, обтекая резервуары термометров, проходит по воздухопроводной трубке к вентилятору и выбрасывается им наружу через прорези. Благодаря протеканию воздуха сухой термометр показал нам температуру этого потока, показание смоченного термометра оказалось меньше, так как он охладился вследствие испарения воды с поверхности батиста, облегающего его резервуар.
Влажность воздуха во всех помещениях мы определили по показанию сухого и смоченного термометров по специальным психрометрическим таблицам (приложение 10), а температуру воздуха- по показанию сухого термометра.
По данным измерений средняя влажность воздуха в школе составила 40-50%, а предельно-допустимая влажность - 25-60%.
Радиационный фон.
В начале октября этого года нами были проведены исследования по обнаружению бета - и гамма-зараженности школы и оценки мощности дозы гамма-излучения.
Прибор ДП-63-А является индикатором для обнаружения бета -заражения. Он работоспособен в интервале температур -40 + 50, а также в условиях повышенной относительной влажности (98%) при температуре +20 -5 градусов и в условиях вибрации с частотой 30-50 гц и ускорением 3g.
Измеряемую мощность дозы мы отсчитывали по электроизмерительному прибору – микроамперметру М130, шкала которого отградуирована в рентгенах в час.
В приборе регистрация радиоактивных излучений производится путем измерения ионизационного тока в цепи счетчика, средняя величина которого зависит от интенсивности радиоактивного излучения. Для этой цели в приборе используется микроамперметр М130.
Первый замер мы производили при закрытой заслонке, т.е. мы определяли мощность дозы гаммы излучения. Затем мы замечали показания прибора. Второй замер мы производили при открытой заслонке, и снова замечали показания прибора. Разность показаний показала нам отсутствие бета-излучения.
Подобные измерения были произведены на обоих этажах школы и во всех классных комнатах. Радиационный фон в помещении школы соответствует норме-24 мр/час.
Запыленность.
Постоянным спутником в помещениях и причиной многих заболеваний является пыль и вредные газы (приложение 11).
Благодаря тому, что наша школа располагается в окружении растений-детоксикаторов (приложение 12), то она является благоприятной для здоровья средой с чистым воздухом.
В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой дается определение пыли как мельчайших сухих частиц, носящихся в воздухе или скапливающихся на поверхности чего-нибудь. Все мы без исключения пытаемся бороться с пылью в своей школе. Но если для кого-то пыль всего лишь неприятность, неудобство, то для больного бронхиальной астмой пыль часто является источником болезни или фактором, поддерживающим и усугубляющим ее проявления.
Любой человек, попадая в запыленное помещение, контактируя с пыльными вещами, начинает чихать. Это естественная реакция. Однако у больного аллергическим насморком и бронхиальной астмой домашняя пыль вызывает особое, аллергическое воспаление слизистой оболочки носа, глаз и бронхов. Следствием немедленной аллергии или хронического аллергического воспаления, развивающегося при контакте с пылью, является кашель, затрудненное дыхание, образование вязкой слизи в бронхах, чихание, насморк, заложенность носа, слезоточение, покраснение глаз. И все это в разных сочетаниях у разных людей.
|
|
Чтобы уменьшить контакт с пылью, мы соблюдаем следующие правила:
ü Хорошо проветриваем и просушиваем помещения
ü Источником пыли являются книги, поэтому их держат на застекленных полках и в шкафах.
ü Регулярно проводится влажная уборка.
ü По возможности хотелось бы установить в кабинетах прибор для увлажнения и очищения воздуха.
Это самые основные правила, помогающие уменьшить концентрацию пыли в воздухе.
Следующее пагубное увлечение – синтетические моющие и чистящие средства. Эти источники аллергенов активно воздействуют на кожу. А, кроме того, как правило, содержат синтетические поверхностно-активные вещества, которые уже никогда полностью не удалить с вымытых парт, мебели или с выстиранной ткани. Поэтому, где можно, лучше вернуться к хозяйственному мылу, горчице, пищевой соде, толченому маслу и даже древесному углю. А оставшуюся бытовую химию, без которой все же не обойтись, следует держать в плотно закрывающемся шкафу.
В нашей школе существует специальная комната, в которой хранятся моющие и чистящие средства. Ключ от этой комнаты хранится у завхоза, поэтому это место не доступно для детей.
Шумовое загрязнение
Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей - инфразвуком. Шум - громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.
|
|
Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды (приложение 13).
В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение.
Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов Природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими шумами. Но вокруг нашей школы можно наслаждаться тишиной- нет ни машин, ни производства.
Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку.
Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма. Отсюда возникают нарушения их деятельности.
В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Ученые также установили, что звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета.
Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий.
Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости.
Шумовое загрязнение – редкое явление для нашей школы. Обычно на уроках тихо, обычная рабочая обстановка. На переменах учащиеся младших классов играют около своих кабинетов, а старшеклассники или спокойно разговаривают, либо повторяют домашние задания, т.к. они знают о вреде шума.
Процесс нервно-психических заболеваний выше среди лиц, работающих в шумных условиях, нежели у лиц, работающих в нормальных звуковых условиях.
В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы.
Качество питьевой воды.
Качество воды характеризую её прозрачность, мутность, цвет, запах, вкус, реакция среды, содержание растворенных солей, степень загрязнения химического, бактериологического и др.
В нашей СЭС были взяты результаты бактериологического исследования воды на соответствие СанПин 2.1.4.559-96 «Вода питьевая». Вывод: вода пригодна для питья (приложение 14)
Материал и оборудование: пробы воды; стеклянные сосуды; предметное или часовое стекло; дистиллированная вода.
Ход работы
1. Запишем, из какого источника взята проба воды.
2. Налили в химический стакан эту воду и рассмотрели ее на свет. Определите ее прозрачность. Вода может быть: прозрачная; слабо мутная; сильно мутная.
3. Определили цвет воды. Для этого опустили в стакан с водой белую пластинку или лист белой бумаги. Цвет воды может быть: бурый; светло-коричневый; желтый; светло-желтый; зеленоватый; бесцветный.
4. Определили запах воды и его интенсивность. естественный запах может быть болотным, гнилистым, древесным, плесневым, травянистым, сероводородным. В случае попадания в воду инородных веществ она может пахнуть бензином, мазутом, хлором, навозом и т.д. По интенсивности запах может быть: слабый (он обнаруживается, если обратить на него внимание); заметно (легко обнаруживается); отчетливый (обращает на себя внимание); сильный (делает воду негодной для питья). Питьевая вода не должна иметь запах.
5. Определили вкус воды. Пробовать загрязненную природную (если она не родниковая) воду не рекомендуется. Вода может быть: соленая; горькая; кислая; с хлорным, металлическим или иным привкусом. Питьевая вода должна быть безвкусной или приятной на вкус.
6. Определили, образуется ли осадок после суточного отстаивания воды в трехлитровом сосуде. Если осадок образуется, он может быть: хлопьевидным слизистым; хлопьевидным желтовато-коричневым; плотным белым (желтоватым); плотным бурым (коричневым);сероватым; в виде песка, глины или растительных остатков.
7. Определили реакцию водной среды с помощью универсального индикатора. Капните исследуемой водой на кусочек универсальной индикаторной бумаги. Сравните полученный цвет воды со шкалой рН. Запишите рН исследуемой воды и по значению РН определите реакцию среды.
8. Определили наличие растворенных солей. Для приведения исследования подготовьте два чистых обезжиренных или часовых стекла. На одно нанесите несколько капель исследуемой воды, на другое - дистиллированной. Дистиллированная вода не содержит растворенных солей. Выпарите воду со стекол и сравните их. Белый налет указывает на наличие солей было растворено в воде.
9. Исследуйте разные пробы воды, а полученные результаты занесите в таблицу.
10. Таблица 2
Характеристики воды | Пробы воды | |
1.Из какого источника взята проба | водопровод | |
2.Прозрачность | прозрачная | |
3.Цвет | бесцветный | |
4.Запахи и его интенсивность | Нет | |
5. вкус | безвкусная | |
6.Осадок | нет | |
7.Реакция воды (рН) | 6-7 | |
8.Наличие солей | присутствуют |
Определение (качественное) содержания в воде ионов: Fe³+, Ca²+, Cl¹ˉ, SO4²ˉ, CO3²ˉ.
Ход работы
Каждое определение проводится с тремя различными образцами:
- раствор сравнения (в нем должен присутствовать интересующий нас ион);
- исследуемая вода (может содержать или не содержать тот или иной ион);
- контроль (дистиллированная вода, не содержащая ионы).
Сполоснули три пробирки дистиллированной водой.
Налили в каждую из них по 2 мл испытуемой жидкости: в первую - раствор сравнения, во вторую -исследуемую воду, в третью - дистиллированную воду.
Проведем в каждом случае качественные реакции на присутствие ионов.
А. Реакция на ион Fe³+
1. Налили в первую пробирку 2 мл раствора соли Fe³+.
2. Добавили в пробирку несколько капель раствора роданида (тиоцианита) калия KSCN.
3. Тщательно перемешали раствор (для этого надо постучать по пробирке указательным пальцем).
4. Результаты записали в Таблицу.
5. Повторимэти реакции на ионы Fe³+ с 2мл исследуемой и дистиллированной воды. Чтобы окраска была лучше заметна, поместите сзади или сбоку от пробирки лист белой бумаги. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
6. Вылили растворы из пробирок. Тщательно промыли их и сполоснули дистиллированной водой перед тем, как приступить к следующим опытам.