Для определения доли рынка компании «Старт» выполнен расчет уровня ее конкурентоспособности в таблице 2. В данной таблице заранее определена весомость факторов и проведена экспертная оценка каждого фактора для всех компаний-конкурентов по пятибалльной системе. Рассчитан ранг каждого фактора следующим образом: (балл) / 5 * (весомость фактора).
Общая оценка (уровень конкурентоспособности) определена как сумма рангов для каждой компании (по столбцам).
Таблица 2
Оценка конкурентоспособности компании
Факторы конкурентоспособности | Весомость факторов | Компании-конкуренты | |||||||
Компания 1 | Компания 2 | Компания 3 | Компания 4 | ||||||
балл | ранг | балл | ранг | балл | ранг | балл | ранг | ||
Качество продукции | 0,20 | 0,200 | 0,160 | 0,120 | 0,160 | ||||
Дизайн | 0,13 | 0,104 | 0,104 | 0,052 | 0,104 | ||||
Уровень цены | 0,15 | 0,150 | 0,090 | 0,120 | 0,090 | ||||
Обновление продукции | 0,09 | 0,072 | 0,072 | 0,018 | 0,054 | ||||
Сроки изготовления | 0,06 | 0,060 | 0,024 | 0,036 | 0,036 | ||||
Ассортимент | 0,12 | 0,096 | 0,096 | 0,048 | 0,072 | ||||
Производственные возможности | 0,11 | 0,110 | 0,088 | 0,066 | 0,088 | ||||
Местонахождение | 0,06 | 0,036 | 0,036 | 0,060 | 0,024 | ||||
Репутация компании | 0,08 | 0,064 | 0,080 | 0,048 | 0,032 | ||||
Общая оценка (уровень конкурентоспособности) | 0,892 | 0,750 | 0,568 | 0,660 |
|
|
На основании оценок конкурентоспособности можно рассчитать прогнозируемую долю рынка каждого конкурента по формуле:
(1)
где Дрj, Укj - доля рынка и уровень конкурентоспособности j-й компании соответственно.
Прогнозируемый объем продаж для каждой компании в первый год определяется исходя из потенциала рынка и доли рынка компании:
, (2)
где Vj - прогнозируемый объем продаж для j -й компании, тыс. руб.;
П - потенциал рынка, тыс. руб.
Таблица 3
Расчет доли рынка и потенциальной выручки от реализации
Конкуренты | Уровень конкурентоспособности | Доля рынка, % | Объем продаж, тыс.руб.в год |
Расчет прогнозируемых объемов продаж и объемов выпуска в условных изделияхпроводим для конкретной компании («Старт»), которая указана в индивидуальном задании как конкурент № 1. На основе объема продаж определен объем выпуска в условных изделиях, исходя из средней прогнозной цены одного условного изделия:
, (3)
где N - объем выпуска в первый год, условных изделий,
Цср - средняя прогнозная цена одного условного изделия, руб.
В последующие годы объемы продаж и объемы выпуска определяются на основе годовых темпов роста объемов продаж.
|
|
Таблица 4
Расчет прогнозируемых объемов выпуска
Показатели | Годы | ||||
1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | |
Темп роста объемов продаж,% | |||||
Прогноз объемов продаж,тыс.руб. | |||||
Объем выпуска, усл.изд. |