Ца, цо
Овца, цапля, пыльца, мерцать, лицо, яйцо, кольцо, крыльцо, ружьецо, цокать, деревцо, пунцовый.
Цы, ци
Цып-цып, цыган, отцы, бойцы, жильцы, концы, пловцы, певцы, борцы, огурцы, дворцы, гонцы, молодцы, кузнецы, продавцы, цирк, цифра, циркуль, цинковый.
це
Цех, цель, цепь, центр, цепкий, целый, оценка, рецепт, офицер, зацепка.
2. Без ударения на слоге. ца:
Яйца, улица, мельница, водица, певица, теплица, граница, больница, пшеница, рукавица, колхозница, курица, кольца, кашица, кожица, горница, пятница, умница, конница, кузница, луковица, пуговица, царапина.
Цы, ци:
Овцы, зайцы, улицы, больницы, пальцы, луковицы, пуговицы, мельницы, ножницы, рукавицы, колхозницы, цыганка, цыплёнок, цинга, цилиндр, акация, авиация, милиция, операция, лекция, порция.
Упражнение 8. Назвать предметы, изображённые на картинках.
Упражнение 9. Произносить (читать) предложения.
На цепи собака. На опушке зайцы. В конце деревни кузница. У нашего дома акация. Мне нужна пуговица. Подай мне ножницы. Мы по улице бежим. Бойцы охраняют границы. У Вовы на пальце царапина. В колодце холодная водица. В мешке огурцы и луковицы. На улице мороз-бери рукавицы. Ходят по улице мокрые курицы. К колодцу пришли овцы. Зайцы обглодали деревцо. По улице едет конница. В цирке мы видели медведицу. Колхозница цедила молоко. У восьмёрки два кольца без начала и конца.
|
|
Упражнение 10. Загадки:
Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. (Ножницы)
Кто всех пугается, под кустом спасается, да на зуб волку попадается.(Заяц)
Два близнеца, два братца на нос верхом садятся.(Очки)
Упражнение 11. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.
Я потерял
Продавец принёс
Упражнение 12. Чистоговорки и стихи.
Це-це-це, це-це-це, Цо-цо-цо, цо-цо-цо
Вот вам сказка о яйце, Сами мы съедим яйцо.
Цо-цо-цо,цо-цо-цо, Цу-цу-цу, цу-цу-цу,
Курица снесла яйцо. Не пускать её к яйцу!
цу-цу-цу, цу-цу-цу, Цы-цы-цы, цы-цы-цы,
Киска тянется к яйцу Отогнали? Молодцы!
Посылали молодицу, Цып-цып-цып, цыплятки,
На улицу по водицу, Есть водица в кадке,
А водица далека, Кто меня боится,
А бадейка велика, Тем не дам водицы,
Ты, девица, не ходи, Вот бегут цыплятки,
Молодица, посиди. Не боятся кадки,
Возле кадки блюдце,
Все они напьются.
Упражнение 13. Произносить (читать) и пересказывать тексты.
1. У куста сидит заяц. Охотник целится в зайца. Бац! И заяц ускакал.
2. Две цапли свили гнездо на болотце. Отложили яйца. Долго сидели цапли на яйцах. Наконец появились птенцы.
Братец
У меня братец Ваня. Он маленький. Так и норовит палец в рот сунуть. Мама меня просит следить за Ваней. Во дворе колодец. Ваня может упасть в колодец. Может сунуть палец в рот собаке. Ваня любит сладкое. Дал ему продавец леденец. Ваня схватил леденец и сосал. Вырастет Ваня — будет молодец.
|
|
На границе
Отец служил на границе. Вместе с другими бойцами он охранял границу. Им помогали собаки. Бойцы ценили собак. Собаки любили бойцов. У отца была собака Цибик. Цибик не раз помогал отцу. Один раз отец был ранен. Цибик спас его от смерти. Отец помнит Цибика.
Упражнение 14. Произносить (читать) и пересказывать текст.
Цыплята
Вывела курица цыплят. Все они одинаковые, пушистые. Дала курица им имена. Цыплёнка, который родился первым, курица назвала Цып. Цыплёнка, который родился вторым, курица назвала Цып-Цып. Цыплёнка, который родился третьим, она назвала Цып-Цып-Цып.
Чем позже родился цыплёнок, тем длиннее у него было имя. Самое длинное имя было у десятого цыплёнка Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып. Когда цыплята получили имена, они стали ссориться.Цыплёнок, имя которого было длиннее, ссорился со всеми, у кого имена были короче. Цып-Цып не здоровался с Цыпом. Цып-Цып-Цып задирал нос перед Цыпом и Цып-Цыпом. Самым гордым был десятый цыплёнок. Он носил самое длинное имя.
(По М. Петрову.)
Планы индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения: звук [ш]
(краткий)
I. Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков (с – ш) в слогах, начале слова в игре:
«Кто говорит Саня или Шура?»
II. Отработка артикуляционных упражнений и выработка направленной воздушной струи для постановки звука Ш.
1. «Рупор» – 4-5 раз.
2. «Качели» – 4-5 раз.
3. «Почисти зубки» – 4-5 раз.
4. «Вкусное варенье» – 4-5 раз.
5. «Чашечка» – 4-5 раз.
6. «Фокус» – 4-5 раз.
III. Постановка звука Ш (по подражанию, основываясь на тактильных ощущениях).
IV. Автоматизация поставленного звука Ш изолированно, в слогах, начале слова (со слогом – ша, фразах (ответах на вопросы со словами: шаг, шар, шапка, шарф и т. д.).
V. Отработка слоговой структуры слова и определение позиции звука Ш в этих словах.
VI. Дифференциация (ранее отработанных) звуков.
План