Без ударения на слоге

Уклад органов артикуляции.

При произнесении звука [ц] губы нейтральны и принимают положение в зависимости от следующего гласного. Расстояние между зубами 1-2 мм. Для звука характерна сложная язычная артикуляция: он начинается со смычного элемента (как при [т]), при этом кончик языка опущен и касается нижних зубов. Передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам или альвеолам, с которыми производит смычку; боковые края языка прижаты к коренным зубам. Звук заканчивается щелевым элементом (как при [с]), который звучит очень кратко. Граница между взрывным и щелевым элементом не улавливается ни на слух, ни артикуляционно, т.к. они слиты воедино. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты.Выдыхаемая струя воздуха сильная.

Характеристика звука.

Звук[ц] согласный, глухой, твердый.

Артикуляционные упражнения.

Хорошее произнесение звуков [т] и [с] в отдельности не всегда гарантирует постановку звука [ц] по подражанию.

Упражнение для развития напора выдыхаемого воздуха.

Просунуть между зубами кончик языка, прижать его зубами. Быстро разжать зубы и с силой отдёрнуть кончик языка внутрь (не слишком далеко) одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышится межзубный [т].

2. «Катушка». Цель: вырабатывать умение поднимать боковые края языка, прогибать спинку языка, удерживая кончик языка у нижних зубов.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык

«выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Упражнение для выработки правильного артикуляционного уклада.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам, передняя часть языка прижата к небу. Без включения голоса произносить звук, имитирующий звук [т].

Произнесение звука происходит в момент размыкания, когда кончик языка отскакивает от нижних зубов под напором сильной воздушной струи.

4. Упражнение в произнесении звуков [т] и [с].

Перед постановкой звука [ц] полезно проводить упражнения в поочередном произнесении звуков [т] и [с], что способствует быстрому переключению языка из одного положения в другое и необходимо для правильного произнесения звука [ц]. Сначала звуки произносятся медленно, затем темп убыстряется и звуки произносятся без перерыва:

тс-тс-тс. При произнесении ощущается один удар воздушной струи (контроль тыльной стороной ладони). Следить, чтобы дети не произносили тэс или тыс.

Постановка звука. (если не удалось вызвать по подражанию)

1. Губы напряжены и растянуты в улыбке. Открыть рот. Кончиком языка напряженно упереться в нижние резцы. Спинка языка выгнута и касается верхних резцов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с небом, боковые края языка зажимаются между коренными зубами и остаются зажатыми в момент выдоха. Кончик языка остается свободным. Одновременно с коротким и сильным выдохом кончик языка отскакивает от нижних резцов. Слышится короткий звук [ц].

2. Повторить предыдущее упражнение без зажатия зубами боковых краев языка.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ц В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Упражнение 1. Произносить (читать) слоги.

Образец: а - ц, о-ц, у-ц, ы- ц, я- ц, ё - ц, и - ц, е - ц.

ац-оц-уц-ыц ац-ёц-юц-ец ыц -уц -оц -ац

ец - иц - ёц - яц ыц - иц - уц - ец ец - уц - иц - ыц

Упражнение 2. Произносить (читать) слова.

1. С ударением на слоге. Образец: мат-рац, бо-ец

Ац, ёц, иц, яц

Паяц, матрац, клёцки, шприц.

ец

Боец, отец, жнец, борец, гонец, конец, жилец, певец, рубец, глупец, дворец, удалец, огурец, пловец, беглец, кузнец, образец, леденец, молодец, наконец, продавец.

Без ударения на слоге

Образец: коло-дец.

Заяц, горец, палец, перец, танец, ранец, братец, беже­нец, колодец, мизинец.

 

Упражнение 3. Назвать предметы, изображённые на картинках.






 



Упражнение 4. Произносить (читать) предложения.

Образец: У Вовы ранец. Во дворе колоде —ц.

Ваня поит овец. У Маши леденец. В кустах заяц. Вова — хороший пловец. Колодец глубокий. Мой дядя — кузнец. Выбей матрац. Возьми огурец. Продавец подал перец. Мо­розец румянит людей. Я порезал мизинец. Теперь там ру­бец. Зиме конец, прилетел скворец. Маленький братец суёт в рот палец.

 

 

Упражнение 5. Дополнить предложения по картинкам.

Произносить (читать) предложения.


 

 

 

Под кустом сидит


ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ц В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

Упражнение 6. Произносить (читать) слоги.

ца-цо-цы-це це-цы-цо-ца цо-цы-це-ца

ца-це-цы-уо цы-це-ца-цо цо-це-цы-ца

 

Упражнение 7. Произносить (читать) слова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow