Определение аэродинамических коэффициентах профиля

Если аэродинамическую силу и момент разложить на составляющие по осям, то соответственно будем иметь: аэродинамические коэффициентысопротивления - Cx, подъёмной и боковой сил - Су и Cz, а также аэродинамические коэффициентымоментов крена, рыскания (небольшие угловые отклонения от курса (попеременно в обе стороны) относительно вертикальной оси летательного аппарата, судна) и тангажа (угловое движение летательного аппарата или судна относительно главной поперечной оси инерции).

Коэффициент сопротивления C x- безразмерный коэффициент, характеризующий аэродинамическое сопротивление, с помощью которого аэродинамическое сопротивление Rx определяется как

где ρ -плотность невозмущённой среды, v - скорость движения тела относительно этой среды, S - характерная площадь тела.

Численные значения C xобычно определяют экспериментально, измеряя аэродинамические сопротивлениямоделей в аэродинамических трубах и других установках, используемых при аэродинамическом эксперименте. Теоретическое определение аэродинамического сопротивление возможно лишь для ограниченного класса простейших тел.

Коэффициент подъемной силы су - безразмерный коэффициент, зависящий от формы тела, его ориентации в среде и чисел Рейнольдса Re и Маха М. Значение су определяют теоретическим расчётом или экспериментально.

Так, согласно теории Жуковского, для крыла в плоскопараллельном потоке при небольших углах атаки

су=2m(α-α0),

где α - угол атаки (угол между направлением скорости набегающего потока и хордой крыла); α0 - угол нулевой подъемной силы; m - коэффициент, зависящий от формы профиля крыла, например для тонкой слабо изогнутой пластины m = p.

В случае крыла конечного размаха L коэффициент m = p, где l = L / b - удлинение крыла.

В реальной жидкости в результате влияния вязкости величина m меньше теоретической, причём эта разница возрастает по мере увеличения относительной толщины профиля; значение угла α0 также меньше теоретического.

Кроме того, с увеличением угла α зависимость су от α (рис. 17.20) перестает быть линейной и величина dcy/dα монотонно убывает, становясь равной нулю при угле атаки aкр, которому соответствует максимальная величина коэффициента подъемной силы - су,мах.

Дальнейшее увеличение а ведёт к падению су вследствие отрыва пограничного слоя от верхней поверхности крыла. Величина cymax имеет существенное значение, т.к. чем она больше, тем меньше скорость взлёта и посадки самолёта.

При больших, но докритических скоростях, т. е. таких, для которых М < Мкр (Mкр - значение числа М набегающего потока, при котором вблизи поверхности профиля местные значения числа М= 1), становится существенной сжимаемость газа.

Для слабо изогнутых и тонких профилей при малых углах атаки сжимаемость можно приближённо учесть, положив

 

Рис. 17.20. Зависимость су от a.

 

При сверхзвуковых скоростях характер обтекания существенно меняется. Так, при обтекании плоской пластины у передней кромки на верхней поверхности образуются волны разрежения, а на нижней - ударная волна (рис. 17.21).

 

Рис. 17.21. Схема сверхзвукового обтекания пластинки:

nв > n1, рв < p1; n2 < nв, р2 > рв; nн < n1, рн > n1; n3> nн, p3 < рн.

 

В результате давление рн на нижней поверхности пластины становится больше, чем на верхней (р в); возникает суммарная сила, нормальная к поверхности пластины, составляющая которой, перпендикулярная к скорости набегающего потока, и есть подъёмная сила.

Для малых М >1 и малых α оэффициент подъемной силы пластины может быть вычислена по формуле

Эта формула справедлива и для тонких профилей произвольной формы с острой передней кромкой.

Аналогично определяют аэродинамические коэффициентысопротивления боковой силы Cz, а также аэродинамические коэффициентымоментов крена, рыскания и тангажа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: