Специалисты выделяют ряд особенностей и тенденций подростковой наркомании и алкоголизации в нашей стране:
1. рост объемов наркотических веществ на рынке и их доступность;
2. значительное расширение ассортимента наркотиков и алкогольных напитков;
3. полинаркомания;
4. феминизация (увеличивается число девушек, употребляющих наркотики);
5. неграмотность, бессистемность профилактических мероприятий, приводящих нередко к обратному эффекту;
6. дистанцирование взрослых от пугающей их проблемы наркомании и стремление переложить решение этой проблемы на государственные органы (милицию, школу и т. д.);
7. привычный кампанейский культурно-массовый характер мероприятий по профилактике наркозависимости;
8. очевидность неэффективности медикаментозной помощи при лечении наркомании;
9. идеологическая опустошенность взрослого населения, не способного предложить что-либо ясное в формировании карты мира ребенка;
10. возрождение связи молодежной субкультуры с употреблением наркотиков (по примеру движения хиппи сегодня появляется психоделическая музыка только с экстази);
|
|
11. наркотическая инфекция поражает все более и более молодое и незащищенное население России (90% первых проб происходят в возрасте от 14 до 17 лет).
Любое вещество, будь оно синтетическим или природным, обладающее способностью при однократном приеме изменить психическое и физическое состояние человека, а при систематическом употреблении — вызвать привыкание к нему (психическую и физическую зависимость), называется психоактивным. К таким веществам относятся алкоголь, производные опия, седативные и снотворные препараты, кокаин, стимуляторы (включая кофеин), галлюциногены, табак, летучие растворители.
Среди основных причин, влияющих на распространение наркомании и токсикомании в детской и подростковой среде, одно из мест занимает легкая доступность ПАВ. Система помощи употребляющим ПАВ в России ориентирована, прежде всего, на помощь лицам, уже страдающим химической зависимостью, и недостаточно эффективна для оказания помощи потребителям наркотиков на этапе начала заболевания.
Для продуктивной работы в области профилактики наркозависимости необходимо опираться на фундаментально разработанную методологию, которая в настоящий момент еще только формируется. В соответствии с классификацией ВОЗ,
под первичной профилактикой подразумевается работа с организованными детскими коллективами и общественным сознанием по внедрению в ней здорового образа жизни;
вторичная профилактика направлена на работу с детьми группы риска;
третичная профилактика предполагает работу с химически зависимыми пациентами для профилактики рецидива заболевания.
|
|
В статье 4 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» особо отмечается, что одним из принципов государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков является приоритетность мер по профилактике наркомании и стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» утверждает в статье 2, что основными задачами деятельности по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних являются «Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому».
Сегодня для устранения причин, ведущих к употреблению психоактивных веществ (ПАВ), следует формировать профилактическое пространство как систему, где можно определять «мишени» превентивных воздействий.
Первичная профилактическая среда в этой системе основная, так как именно в ней располагаются все остальные элементы.
Таким образом, по мнению Я. В. Малыхиной, специалиста в области практической профилактики зависимостей, необходимо:
1) обратить основное внимание на каузальную, ориентированную на исходные причины злоупотребления ПАВ, психосоциальную модель профилактики;
2) признать приоритет первичной профилактики наркозависимости, поскольку она создает пространство, в котором могут осуществляться и все остальные виды профилактики;
3) уточнить понятия и сформулировать критерии выбора форм и методов работы в разных видах профилактики, признать необходимость их научного психологического обоснования;
4) создать условия для реальной интеграции усилий разных ведомств и специалистов в формировании превентивной социальной политики государства;
5) создать условия для формирования профилактической социально-поддерживающей среды развития несовершеннолетних, основываясь на каузальном подходе, интеграции и активизации социального контроля.
Указ Президента РФ от 6 сентября 1993 г. №1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» ознаменовал начало более высокой активности государства в сфере работы с чрезвычайно уязвимой категорией населения — детьми й подростками.
Современный этап развития превентивных методологий характеризуется переходом от разовых акций (лекции, массовые праздники под лозунгами «Нет наркотикам!» или демонстрация фильмов о жизни наркоманов) к системе мер, целостных представлений и последовательных шагов по организации профилактической работы, направленных на все детское и подростковое население.