Эксперимент – метод психологического исследования, состоящий в целенаправленном создании или подборе условий, влияющих на изучаемые психологические характеристики.
Виды эксперимента:
-констатирующий;
-формирующий.
Если условия создаются, то эксперимент формируется, если подбираются, то констатирующий.
Общая модель психологического эксперимента:
От Х0 к Х От У0 к У.
Если одна из переменных психологическая, то эксперимент психологический, то эксперимент психологический.
Если мы хотим посмотреть, как меняется психологический характер, то эксперимент психологический.
План построения психологического эксперимента:
1. Цель.
2. Гипотеза.
3. Независимая переменная.
4. Зависимая переменная.
5. Способы диагностики независимой и зависимой переменных.
6. Создание или подбор условий.
7. Дополнительные переменные.
8. Изменение зависимых переменных.
9. Определение степени достоверности, различия изменений.
Проблемы экспериментальной психологии заключаются в индивидуальности людей. Проведение эксперимента и получение результатов имеют ряд факторов. К фактором изменения результатов эксперимента можно отнести: место проведение эксперимента, климат, погоду, время года проведения эксперимента, так же на результат эксперимента косвенным фактором может повлиять состояние небесных светил и многое другое. В результате этого данные эксперимента не могут быть применимы к большим массам людей. Данные таких экспериментов носят только чисто научный характер. И результаты эксперимента не могут носить догматический характер как в других науках. Именно данная ситуация так же является существенной проблемой. Отсутствие догматов, аксиом и констант существенно усложняет научные изыскания в психологии.
|
|
В отличие от других наук, в которых существует целый ряд констант полученных экспериментальным путем, в психологии нельзя достоверно опираться на результаты эксперимента как на константу.
Еще одной немало важной проблемой является длительность проведения экспериментов, связанных с психологией людей. Все это говорит о том, что психология будет находиться в постоянном развитии. И данная наука закончить свое развитие, только вместе с окончанием развития человека.