Понятие педагогического конфликта. Виды педагогических конфликтов. Конфликты в педагогическом коллективе. Управление педагогическими конфликтами
Конфликт-особая форма взаимодействия,в котором участники стремятсянейтрализовать действия друг друга (противодействие), либо непосредственно путем изменения намерений контрагента, вплоть до его физического устранения.
Необходимое условие конфликта- конфликтная ситуация, в которой участвует от 2 и более участников.
Предмет К –некие области реальности. Контролировать, изменять, создавать которую претендуют оба оппонента. В качестве реальности м.б. семейный бюджет, ресурс, условия, власть, мера применения власти, дейстия или бездействия, аттитюд.
Педагогический конфликт можно рассматривать как возникающую в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин
|
|
Конфликтология как наука не может функционировать, без таких понятий как: конфликтная ситуация, конфликтное взаимодействие, инцидент.
Под конфликтной ситуацией понимают объективное сочетание различных обстоятельств, которые предшествуют конфликту и обусловливают, как правило, несовместимые требования к различным лицам.
Чтобы конфликтная ситуация переросла в конфликт, необходим инцидент. Инцидент – это повод для конфликта, конкретное обстоятельство, которое является «спусковым механизмом», порождающим развитие событий. По мнению М. Р. Битяновой, «инцидент – это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в интересах и целях». Трудно согласиться с подобным утверждением. Инцидент далеко не всегда является осознанным фактом. Он нередко выступает как повод к конфронтации. Именно инцидент способствует переходу конфликтной ситуации в конфликтное взаимодействие.
Обобщая и систематизируя многочисленные исследования ученых, можно выделить следующие общие функции педагог.конфликта, условно названные конструктивными:
Особенностями любого педагогического конфликта является проявление чувствительности педагога к приоритетным противоречиям учебно-воспитательного процесса и управление им.
Педагогический конфликт – сложное явление, происходящее, как правило, в силу объективных и субъективных причин. К объективным причинам можно отнести также социально-экономическое положение учительства в целом по стране и конкретно – особенности условий педагогической деятельности в данной области, районе, учебном заведении. Субъективные причины связаны в основном со спецификой межличностных отношений в школьном социуме, обусловлены особенностями психологической структуры личности каждого участника учебно-воспитательного процесса.
|
|
Педагогический конфликт, возникает на базе объективных условий при соответствующем включении субъективного фактора. Важна приоритетная роль именно субъективного фактора в провокации конфликтов в школьном социуме.