Понятие наблюдение. Виды наблюдений. Модели невключённого и включённого наблюдения. Программы и проблемы наблюдения

Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда.

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

— непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;

— пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;

— сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление).

В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение.

Объектом наблюдения являются индивид, либо группа индивидов. Предметом же — физические проявления интересующего исследователя явления: предметом могут выступать вербальное и невербальное поведение.Предметом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать.

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Классификация наблюдений:

1. Непосредственным и опосредованным. Непосредственное проводит сам исследователь, наблюдая за изучаемым явлением и процессом. При опосредованном используются готовые результаты наблюдений, подготовленные другими людьми: сообщение воспитателей; аудио-, кино-, и видеозаписи.

2. Внешним и внутренним. Внешнее(наблюдение со стороны) - способ сбора данных о др. человеке, его психологии и поведении путем наблюдения за ним со стороны. Внутреннее (самонаблюдение) переживая соответствующее явление, исследователь наблюдает за собой, за своими ощущениями.

3. Включенным и невключенным. Включенное (причастное) - наблюдатель включается в опред. социаль. ситуацию и анализирует событие «изнутри». Не включенное (непричастное) - исследователь ведет наблюдение извне.

4. Прямым и косвенным. Прямое наблюдение характеризуется тем, что исследователь изучает процесс непосредственно. Косвенное наблюдение характеризуется тем, что об особенностях изучаемого явления узнаётся через других лиц.

5. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

6. По систематичности различают:

*Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.* Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

По фиксируемым объектам выделяют:

- Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.

- Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения.

По форме наблюдения:

*Осознанное наблюдение. *Неосознанное внутреннее наблюдение. * Неосознанное внешнее наблюдение. *Наблюдение окружающей среды.

1.Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации. Надо вычленить из непрерывного потока поведения определенные стороны его, отдельные акты, доступные прямому наблюдению - единицы поведения, которые одновременно и есть единицы наблюдения. Вычленение их позволяет: а) ограничить наблюдение определенными рамками: указать в каких свойствах, проявлениях, отношениях воспринимается наблюдателем изучаемый процесс; б) выбрать определенный язык описания наблюдаемого, а также в) форму фиксации данных наблюдения, г) систематизировать и контролировать включение в процесс получения эмпирических данных теоретического "взгляда" на изучаемое явление. Выбранные единицы наблюдения должны быть согласованы с целью исследования и давать возможные интерпретации результатов наблюдения с принятой теоретической позиции.

2.Выбор способа наблюдения и регистрации данных. Общие требования к записи наблюдений: 1. Основное требование - запись наблюдения должна быть фактологична, то есть читающий ее человек может "увидеть" картину наблюдаемого явления собственными глазами. "Всякий факт, всякое наблюдение должно быть зафиксировано в том виде, в каком этот факт или явление существовали как нечто реальное". 2. Запись должна включать описание всей ситуации, в которой происходит наблюдаемое событие. 3. Запись должна быть полной в том смысле, что она должна по возможности полно в соответствии о целью отражать изучаемую реальность.

3.Создание плана наблюдения.

4.Выбор метода обработки результатов.

5.Собственно наблюдение.

6.Обработка и интерпретация полученной информации.

Недостатки метода наблюдения: -отхождение от цели наблюдения (Получение фактов несоответствующих целям исследования); -прошлый опыт исследования влияет на последующие факты наблюдения.

Невозможно зарегистрировать все явления; -фиксируются только внешние реакции;

-высокая трудоемкость метода. Осуществление наблюдения зачастую предполагает участие в сборе первичной информации большого числа людей достаточно высокой квалификации.

Надёжность метода можно повысить увеличением числа экспертов-наблюдателей, или максимально дробно классифицировать наблюдаемые реакции, или наблюдая объект в разных ситуациях, или прибегнуть к независимому внешнему критерию.

Самонаблюдение.

Самонаблюдение, или интроспекция, т. е. наблюдение за собственными внутренними психическими процессами, неотрывно от наблюдения за их внешними проявлениями. Познание собственной психики самонаблюдением, или интроспекцией, всегда осуществляется в той или иной мере опосредованно через наблюдение внешней деятельности.

В ряде случаев, например при изучении ощущений, восприятия, мышления, так называемое самонаблюдение и так называемое объективное наблюдение представляют собственно два различных направления в анализе или истолковании одних и тех же исходных данных.

Признание самонаблюдения основным методом психологии заложено в том понимании психологии, которое установилось со времени Р. Декарта и Дж. Локка. Имея длинную историю и множество приверженцев, признающих его единственным специфически психологическим методом, самонаблюдение имело и много жестоких противников.

 

 

17. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow