Социологическая юриспруденция Е. Эрлих. Р. Паунд

Для социологической юриспруденции характерно акцентирование главного внимания не на том, что есть право, а на том, как право действует.

Австрийский правовед Е. Эрлих опубликовал в 1913 г. книгу “Основы социологии права”, в предисловии к которой он написал, что право коренится не в текстах законов, а в жизни. Концепция Эрлиха получила название концепции “свободного права”, поскольку для нее стал характерным “свободный подход к праву”, который, согласно Эрлиху, можно обнаружить в практике судебного разбирательства, где имеет место свобода судейского усмотрения. И в далеком прошлом, и в современном обществе право представляло собой порядок, существовавший в родах, семьях, а также в нормах и предписаниях, определяющих внутренний строй союзов, и установленный соглашением, договорами и уставами этих союзов и объединений. Австрийский правовед Евгений Керлих (1862-1922) разработал оригинальную концепцию, получившую название свободного права (живого права). Эрлих заявляет о том, что право определяется социальными отношениями. Он различает «книжное право» (правовые нормы) и «живое право» (конкретная юридическая практика: договоры, завещания, отношения власти и права). Важнейшим источником права Эрлих называет не законы, а деловые документы. Именно в них обнаруживается типичная, повторяющаяся содержанием, из которого и можно вычленить, понимание живого права. Живое право составляют «факты права». Ученый выделял четыре типа фактов права:

- Обычай, а также закон, Конституция, т.е. правовые документы

- Владения. Оно отражает факт обладания и свободного распоряжения материальными ценностями. Из владения вырастает право частной собственности

- Господство. Под ним Эрлих понимает правовые факты, связывающие правовой статус индивида с его социаль-ным статусом

- Правовое волеизъявление. Под ним Эрлих понимает документальное выражение личной воли индивида – дарственное, завещание, договоры.

Развитие фактов права шло от стихийно вырабатывающихся форм сохранения сложившегося порядка на основе обычая к целенаправленному нормотворчеству, так называемому праву юристов. Высшим этапом является государственное законотворчество. Отслеживая данный путь формирования права, Эрлих выделяет право первого порядка. К нему он относит то право, которое стихийно возникает и функционирует в повседневной жизни общества. Под правом второго порядка он называет право юристов, которое творимо ими для решения конфликтов и споров, возникающих в обществе. Именно во взаимодействии права первого и второго порядка образуется ткань живого права. Эрлих выдвигает теорию свободно-правового движения. Смысл этой теории (движения) заключается в следующих идеях:

- Ни одно законодательство недостаточно для разрешения всех возможных конфликтов и споров в обществе. Поэтому судебная практика должна включать в себя процесс свободного нахождения права. Судья восполняет пробелы, существующие в законодательстве

- Развитие судебной практики опережает развитие законов. Поэтому судебная практика является подлинным живым правом, которое произрастает из практической социальной жизни

Эрлиху так и не удалось сформулировать определение праву. Однако в современном мире до сих пор существуют последователи его учения.

Социологическая юриспруденция наибольшее распространение получила в США, где она сосуществовала и конкурировала с аналитической юриспруденцией и естественно-правовым направлением. Роско Паунд, глава этой школы, начал разрабатывать новую проблематику еще в первой четверти века и в конце своего творческого пути сумел свести воедино свои разработки в 5-томной “Юриспруденции” (1959). Суть нового подхода в социологии права была охарактеризована самим Паундом как “инструментальный прагматический подход” к изучению права, причем само право стало восприниматься преимущестеенно как “инструмент социального контроля”. Поскольку дело контроля связано так или иначе с урегулированием и координацией поведения и социального взаимодействия законопослушных граждан, то для самой юриспруденции наиболее подходящим названием стало название “юридическая социальная инженерия”, авторство которого также приписывается Паунду.

Под правом в действии Паунд понимает три взаимосвязанных его проявления в социальной жизни, доступные эмпирическому наблюдению и изучению, правопорядок, совокупность предписаний и правоприменительная деятельность в суде или администрации. Цель права состоит в примирении и гармонизации сталкивающихся и перекрещивающихся интересов и требований. Паунд составил весьма пространную таблицу этих интересов и увязал их с набором ценностей и постулатов современной цивилизации. Взятые все вместе, эти интересы и требования обеспечивают, должны обеспечивать “защиту интересов” с помощью права.

Ценности и постулаты изображены Паундом как идеальные вечные начала. Согласно его обобщению, человек, находящийся в цивилизованном обществе, может и должен исходить как из данного, уже наличествующего, что он вправе пользоваться всем, что ему принадлежит в качестве созданных его собственными руками плодов (и в силу иных правомерных причин и обстоятельств), что-все люди в его окружении будут в общении с ним поступать добросовестно и возвращать необоснованно полученное, что никто не будет совершать поступков, влекущих за собой повышенный риск для окружающих, и т. д. и т. п. Все эти постулаты Паунд весьма высокопарно объявил “юридическими постулатами цивилизованного общества”, но добавил при этом, что в современном индустриальном обществе возможны и новые тенденции и связанные с ними постулаты-- о более терпимом отношении к “неудачникам”, об их поддержке в трудную минуту и т. д.

Своеобразие позиции Паунда состояло в оценке роли важнейших из традиционных средств. В Средние века преобладали мораль и религия, которые в то же время плохо совмещались с урбанизацией и патриархальным бытом. В современном обществе, согласно Паунду, важнейшим средством социального контроля стало право и такой контроль стал функцией государства, которое осуществляет его через право. Идея социального контроля при помощи права предполагает, что право должно быть по крайней мере стабильным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: