Глава 1. Теоретические основы наглядно-образного у дошкольников ОНР

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»

 

Кафедра коррекционной психологии и педагогики

 

Курсовая работа

на тему:

 

«Исследование наглядно-образного мышления у дошкольников

с общим недоразвитием речи»

 

Выполнила:

Студентка 4 курса

заочного отделения

Факультета дефектологии и социальной работы

Кацер Ольга Анатольевна

Научный руководитель:

 

Санкт-Петербург

2017 год


Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………………..4

Глава 1. Теоретические основы изучения наглядно-образного мышления у дошкольников с ОНР …………..........................................................................................8

1.1. Научно-теоретические представления о природе и видах мышления…………………………………………………………………………………..8

1.2. Понятие и онтогенез наглядно-образного мышления, роль речи в его формировании ………………............................................................................................19

1.3. Современное состояние проблемы изучения мышления у дошкольников с ОНР………………………………………………………………………………………..24

Глава 2. Исследование наглядно-образного мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи ……………………….......................................................................29

2.1. Цель, задачи, методы и организация экспериментального исследования. Характеристика испытуемых экспериментальной группы...........................................29

2.2. Сравнительный анализ состояния наглядно-образного мышления у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием..............................32

2.2.1. Уровень сформированности у детей образов-представлений о предмете, его целостности; пространственных представлений и умения оперировать ими в мысленном плане...............................................................................................................32

2.2.2. Уровень сформированности образов-представлений о цвете и форме; умения выполнять группировку картинок по образцу, переключаться с одного принципа группировки на другой; объяснять принцип группировки …………………………...41

2.2.3. Уровень сформированности образов-представлений детей о временах года и их словесного обобщения......................................................................................................43

2.2.4. Уровень сформированности представлений о целостной ситуации и динамическом изменении события, причинно-следственных зависимостях; умения выполнять мыслительные операции, понимать скрытый смысл ситуации..............................................................................................................................................46

2.2.5. Уровень сформированности представлений о временной последовательности событий, умения обобщать практический опыт............................................................48

Заключение.......................................................................................................................50

Список литературы.........................................................................................................51

Приложение. Содержание методики констатирующего исследования................54


Введение

 

В детстве закладывается основа здоровья, воспитания. В детских учреждения созданы условия для развития, но все равно имеются дети, развитие которых имеет свои особенности, это дети с нарушением сенсорных анализаторов и интеллекта, требующие особых условий для воспитания и развития. Значительную часть из них составляют дети с речевыми расстройствами.

Речевые нарушения подразделяются как простые и сложные. К сложным относятся те, которые затрагивают различные стороны речи: произношение, фонематический слух, лексику, грамматический строй. По классификации Р.Е. Левиной такие нарушения классифицируются как общее недоразвитие речи.

Общее недоразвитие речи — различные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящиеся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих сверстников без нарушений речи особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии мышления (О.Н. Абобакирова, 2016). Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение.

В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними. Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Изменения в мышлении дошкольника, прежде всего, связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи приводят к появлению развернутого мыслительного процесса — рассуждения, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию и к бурному развитию мыслительных операций. Образное мышление становится основой для усвоения дошкольниками обобщенных знаний. Обеспечивая усвоение обобщенных знаний, образное мышление само совершенствуется в результате использования этих знаний при решении разнообразных познавательных и практических задач.

И.П.Павловым было установлено, что физиологической основой мышления человека является сложная деятельность, выполняемая обеими сигнальными системами. Наиболее большое значение имеет вторая сигнальная система, так как мышление неразрывно связано с речевой деятельностью человека (Л.С. Выготский, 1956).

Тесная связь между нарушениями речи и другими сторонами психического развития обуславливает некоторые специфические особенности их мышления. Для детей с общим недоразвитием речи, при неустойчивости внимания, снижении вербальной памяти и продуктивности запоминания, характерно недоразвитие наглядно-образного мышления и не с форсированность словесно-логического мышления.

В психолого-педагогической литературе (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) отмечается, что отличительной особенностью деятельности детей с нарушениями в развитии являются нарушения его познавательной деятельности связанное с неполноценностью чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности. Недостатки речевого развития затрудняют им выявить существенные признаки предмета и установить связи между ними. Особенно нарушения ярко выражены в операциях обобщения и опосредованного познания (А.А. Люблинская,).

Отличительной особенностью деятельности детей с общим недоразвитием речи являются нарушения его познавательной деятельности связанное с неполноценностью чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности. Недостатки речевого развития затрудняют им выявить существенные признаки предмета и установить связи между ними. Особенно нарушения ярко выражены в операциях обобщения и опосредованного познания. У детей с недоразвитием речи на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях и наиболее часто нарушения самоорганизации. У них недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей явлений. Овладевая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией.

Степень сформированности наглядно-образного мышления во многом определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе и обусловливает готовность к развитию словесно-логического мышления, что и определяет актуальность темы исследования.

Младшие школьники с задержкой психического развития отстают от своих нормально развивающихся сверстников по степени сформированности мыслительных операций (Е.В. Имамиева,2010).

В программах обучения воспитания дошкольников общим недоразвитием в условиях детского сада, что, обладая предпосылками для мыслительными операциями, их возрасту, отстают в наглядно-образного и без обучения с овладевают основными операциями: анализом,, сравнением.

Целенаправленные занятия формированию мышления ребенка ориентироваться окружающем мире. Он выделять существенные и отношения объектами, что к росту интеллектуальных возможностей, изучение данной имеет теоретическое.

Изучению наглядно-образного детей с речи посвящены следующих исследователей: О.Н.Усанова, Т.Н.Синякова, М.А.Фотекова, В.А.Ковшикова, Ю.А.Элькин, Л.И.Белякова, Ю.Ф.Гаркуша, Э.Л.Фигередо.

Цель исследования – практическое изучение особенностей наглядно-образного мышления дошкольников с общим недоразвитием речи.

Для достижения поставленной цели требовалось решение следующих задач:

- проанализировать имеющиеся данные по проблемам мышления в литературных источниках;

- рассмотреть особенности наглядно-образного мышления детей с ОНР;

- подобрать методику констатирующего эксперимента для выявления особенностей наглядно-образного мышления детей с ОНР и их нормально развивающихся сверстников.

Объект исследования - особенности -образного мышления старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень развития речи).

Предмет – уровень сформированности наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В исследования положена гипотеза: у дошкольников с ОНР уровень развития наглядно-образного мышления ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, что наиболее выраженно проявляется в наличии трудностей в аналогий, недостаточной гибкости мышления, трудностях установлении причинно- связей.


Глава 1. Теоретические основы наглядно-образного у дошкольников ОНР


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: