Список используемых источников. по дисциплине Девиантное поведение

Кейс-задание 1

по дисциплине Девиантное поведение

Тема: Ситуация 1. Ситуация 2. Ситуация 3. Вариант 1.

 

Выполнил: Баженова Я.С.

Проверил: старший преподаватель кафедры Калашникова М.В.

 

 

Москва 2017

Ситуация 1

Чужую культуру узнают именно по неприемлемой форме, свою культуру яснее начинают представлять именно на фоне этой неприемлемой формы. Причем, значимым оказывается бесконечный ряд поведенческих актов: и то, как человек ест, как он смеется, и то, как он одевается и т.д.

Одна американка в Японии посмотрела какой-то самурайский фильм и поделилась своими впечатлениями с японкой: "как, должно быть, жутко умирать от меча!" На что японка ответила, что, по ее мнению, страшнее быть застреленной из пистолета - не успеешь даже подготовиться к встрече с богом! Услышав мнение японки, американка была поражена и впервые осознала тот факт, что пистолет давно стал неотъемлемой частью американской культуры, чем-то понятны и родным. А поэтому, хотя потенциал убийства в пистолете заложен куда более страшный, чем в мече, пистолет представляется американке менее опасным...

Вопросы и задания:

1. Почему чужую культуру узнают именно по неприемлемой форме?

2. Как на этом примере просматриваются нормы культуры? Социальные нормы?

3. Какие нормы уместнее при описании свойств личности, и почему?

4. Приведите примеры конвенциональной нормы и нормы объективной (не зависящей от оценивающего субъекта).

 

1. Осознание чужой культуры начинается со сравнения, человек подводит чужую культуру "под себя", сравнивает, отыскивая неприемлемые черты. Первым делом под сравнение попадают наиболее яркие отличительные черты, которые без труда выявляются на подсознательном уровне (бросаются в глаза). Далее человек начинает понимать, что в его родной культуре совсем не так. Таким образом приходит осознанность по отношению к своей культуре.

Анализ проблем освоения чужой культуры, культурного шока и аккультурации поставил перед исследователями закономерный вопрос о целенаправленном научении, о подготовке человека к жизни в чужой культуре и к межкультурному взаимодействию. Для этого, как считает один из крупнейших специалистов по межкультурной коммуникации М. Беннет, нужно развить у человека межкультурную чуткость (чувствительность). Поэтому в его модели освоения чужой культуры акцент делается на чувственном восприятии и толковании культурных различий.

Это и есть межкультурная чуткость. Людям важно осознать не сходство между собой, а различия, потому что все трудности межкультурной коммуникации проистекают именно из-за неприятия межкультурной разницы.

Поведение человека можно понять только из конкретной культурной ситуации, у культурного поведения нет стандарта правильности. Культурные различия — это не хорошо и не плохо, они просто есть. А разные типы поведения бывают приемлемыми или неприемлемыми только в конкретных социокультурных условиях.

Знакомство с чужой культурой сопровождается конфликтом с ней. В процессе этого конфликта человек начинает глубже осознавать свою собственную культуру, свое мировоззрение, свой подход к жизни и к людям.

Стрессогенное воздействие новой культуры на человека специалисты называют культурным шоком. Сходные понятия — шок перехода, культурная утомляемость. Разумеется, культурный шок имеет не только негативные последствия. Современные исследователи рассматривают его как нормальную реакцию, как часть обычного процесса адаптации к новым условиям. Более того, в ходе этого процесса личность не просто приобретает знания о новой культуре и о нормах поведения в ней, но и становится более развитой культурно, хотя испытывает при этом стресс. Когда успешно адаптировавшийся в чужой куль­туре человек возвращается к себе на родину, он сталкивается с необходимостью пройти реадаптацию к своей собственной куль­туре. Первое время человек радуется возвращению, встречам с друзьями, но потом начинает замечать, что какие-то особенности родной культуры кажутся ему странными и непривычными, и лишь постепенно он вновь при­спосабливается к жизни дома.

2. Нормы поведения выступают регуляторами общения между людьми. В чужой культуре можно проследить "чужие" нормы в процессе общения. Американка и японка в процессе общения обнаруживают расхождения норм двух культур. Здесь нет чего-то правильного или неправильного. "Правильность" будет рассматриваться лишь в контексте определенной культуры со своими нормами и традициями. Таким образом, норма является величиной переменной. Характер ее изменяется под воздействием разных факторов: возрастного, этнического, социального, профессионального, полового, идеологического и т.д. «Норма» – это условная и переменная величина, реальность которой наиболее отчетливо проявляется при взаимодействии различных культур.

В данном примере мы можем заметить, что Япония - богатая духовно страна, для японцев Бог значит многое, очень важно перед смертью осознать факт неминуемой смерти, успеть его принять и мысленно настроиться на встречу с Богом. Для американцев же в случае надвигающейся смерти, важнее всего не успеть почувствовать боль, не мучаться и не видеть всей этой жуткой картины смерти. В примере мы можем наблюдать, что норма для японцев в конкретной ситуации - терпение, сила духа при любых обстоятельствах, смирение, сохранение чести до последней секунды, а для американца - физический комфорт и эгоизм в какой-то мере.

Википедия дает следующее далее понятие социальных норм. Социальные нормы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены.

Одно из значений понятия "нормальный" — встречающийся чаще других, имеющий наибольшую вероятность появления. Конечно, такое объяснение носит несколько упрощенный характер. В действительности все обстоит сложнее. Социальная норма — это не обязательно реальное поведение, а нормативное поведение — это не просто наиболее часто встречающийся образец. Поскольку это понятие относится, главным образом, к социальным экспектациям (ожиданиям) "правильного" или "надлежащего" поведения, нормы подразумевают наличие какой-то законности, несут в себе оттенок согласия и предписания, т.е. требования выполнить что-либо или, напротив, запрет, налагаемый на какое-то действие.

В приведенном примере не самурайский меч или пистолет рассматриваются в качестве нормы, а отношение к смерти, к чести. Меч и пистолет здесь рассматриваются как атрибуты культуры. Можно ли отнести конкретное отношение к смерти к социальным нормам? Да, так как социальная норма подразумевает также стереотипы поведения, негласные правила, которые на практике утвердились в жизни. В Японии отношение к пистолету, как к страшному оружию, в Америке пистолет выступает как что-то повседневное, нормальное, зато меч - как диковинка, пугающая и опасная.

3. В данном вопросе, я думаю, подразумеваются нормы, сравнивающие с эталоном и нормы, устанавливающие диапазон. Свойства личности в большинстве случаев трудно подвести под какой-то конкретный шаблон, оценить количественно. Исключением можно назвать какое-либо патологическое состояние с конкретными признаками. Например, «тревожность» может изменяться плавно, тогда как понятием «аффект» характеризуют состояние со вполне определенными признаками. Понятие нормы при изучении свойств личности расплывчато. Норма может иметь ввиду совершенно противоположные ситуации. Например, темпераменты - все четыре темперамента различны, но не правильно назвать какой-либо из них ненормальным. Тем не менее, при изучении качеств личности, психологу приходится подводить их под некий шаблон и выражать количественными значениями, а также приписывать чертам личности какую-то определенность, давать им обозначения (агрессивность, тревожность, ранимость, возбужденность). Диапазон нормативных количественных значений может быть большим, но он должен быть, чтобы была возможность иметь хоть какое-то представление о нормативности свойств личности. Нормой здесь выступает усредненное значение показателей большого количества опрошенных людей.

4. Конвенциональные нормы - совокупность общепринятых в данной общности правил и требований, играющих роль важнейшего средства регуляции поведения ее членов, характера их взаимоотношения, взаимодействия и общения.

Объективная норма - это характеристика существующих явлений или процессов (либо актов повеления), поэтому установить ее наличие и содержание можно лишь проанализировав социальную действительность. В социальной жизни существуют обычные, повторяющиеся отношения между членами общества. Эти отношения и подпадают под понятие объективной (реальной) нормы в поведении людей. Пример: рукопожатие, приличие за столом, деловой стиль одежды.

Конвенциальная норма значит полученная на основе договоренности. В науке, как правило, конвенциональные нормы возникают тогда, когда для последующей деятельности затруднительно назначить предельно строгие рациональные основания – не располагая ими, пользуются наиболее приемлемыми. Это же понятие используется и тогда, когда все основания, все мнения равноправно хороши (или равноправно плохи). Примеры конвенциональных норм: научные термины, правила дорожного движения, правила поведения на конкретном мероприятии.

 

Ситуация 2

После сделанного классным руководителем замечания, подросток вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью (агрессия – асоциальное поведение).

Вопросы и задания:

1. Определите вид девиантного поведения в выше указанном случае.

2. Как разные теоретические концепции объясняют природу данного поведения и ее развитие, как личностной характеристики?

3. В каких трех качествах выступают, как правило, агрессивные действия?

4. В чем, на Ваш взгляд, могут состоять этические вопросы, связанные с данным видом поведения? Какие их решения Вы могли бы предложить?

5. Какова многомерная классификация агрессии по Э. Бассу? Проанализируйте с ее помощью какую-либо умозрительную ситуацию, например, хулигана, разбившего витрину. Какие обстоятельства при этом могут иметь неоднозначную трактовку?

 

1. В данной ситуации поведение подростка можно отнести к патохарактерологическому типу.

Патохарактерологический тип - поведение, обусловленное патологическими изменениями характера сформировавшиеся в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности. У многих лиц наблюдается завышенный уровень притязаний, тенденции к доминированию и властвованию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию, склонность к самозвинчиванию и поиски поводов для разрядки аффективного поведения.

Аффективное поведение – поведение, которое в первую очередь, определяется эмоциональным состоянием или отношением; действия под влиянием эмоций.

Такое поведение часто встречается в подростковом возрасте.

2. Дисгармоничность черт характера приводит к тому, что из­меняется вся структура психической деятельности человека. В выборе своих поступков он часто руководствуется не реали­стичными и адекватно обусловленными мотивами, а существен­но измененными «мотивами психопатической самоактуализа­ции». Сущностью данных мотивов является ликвидация лично­стного диссонанса, в частности рассогласования между идеаль­ным «Я» и самооценкой.

По данным Л.М.Балабановой, при эмоционально-неустойчивом расстройстве личности (возбудимой психопатии) наиболее частым мотивом поведения является стремление к реализации неадекватно завышенного уровня притязаний, тенденция к доминированию и властвованию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию, склонность к самовзвинчиванию и поискам поводов для разрядки аффективного напряжения. У лиц с истерическим расстройством личности (истерической психопатией) мотивами девиантного поведения выступают, как правило, такие качества, как эгоцентризм, жажда признания, завышенная самооценка. Переоценка своих реальных возможностей ведет к тому, что ставятся задачи, соответствующие иллюзорной самооценке, совпадающей с идеальным «Я», но превышающие возможности личности. Важнейшим мотивационным механизмом является стремление к манипулированию окружающими и контролю над ними. Окружение рассматривается лишь как орудия, которые должны служить удовлетворению потребностей данного человека. У индивидов с ананкастными и тревожными (уклоняющимися) личностными расстройствами (психастенической психопатией) патологическая самоактуализация выражается в сохранении ими привычного стереотипа действий, в уходе от перенапряжений и стрессов, нежелательных контактов, в сохранении личностной независимости. При столкновении таких людей с окружающими, с непосильными задачами в силу ранимости, мягкости, низкой толерантности к стрессу они не получают положительного подкрепления, чувствуют себя обиженными, преследуемыми.

3. В структурированном виде агрессия проявляется в виде агрес­сивного поведения или агрессивных действий. Это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и пси­хологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния. Психологически выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с со­хранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ро­стом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притяза­ний, а также сохранением и усилением контроля над существен­ным для субъекта окружением. Агрессивные действия выступают в качестве:

- средства достижения какой-либо значимой цели;

- способа психологической разрядки;

- способа удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении.

4. В данной ситуации перед учителем стоит непростая этическая задача. Учителю важно показать свою зрелость, не ответить грубостью на грубость, чтобы не усугублять ситуацию. Предстоит отреагировать так, чтобы проблемный ученик понял свою неправоту, в то же время не почувствовал себя униженным, оскорбленным. Нельзя впадать в крайности: игнорирование ситуации или, наоборот, слишком резкое реагирование на ситуацию. Учитель должен оставаться до последнего культурным человеком, способным сдерживать свои эмоциональные порывы.

Я считаю, классный руководитель должна спокойно продолжить урок, сказав классу, что такое поведение неприемлемо и позже она поговорит с учеником. Стоит выглянуть за дверь, не стоит ли за дверью проблемный ученик. Дети, как правило, после такого поступка ждут ответной реакции от учителя, хотят получить любую реакцию. Если учитель обнаружит ученика за дверью, то следует попросить доброжелательным тоном вернуться в класс и впредь не совершать подобных выходок, которые никому ни на пользу.

После урока или на следующий день, следует поговорить с учеником спокойным тоном. Спросить, что он думает по поводу своего поступка. Объяснить ему, что не в ее интересах доводить ситуацию до родителей или директора школы, поэтому лучше разобраться здесь и прямо сейчас. Не стоит ждать от ученика обязательных извинений, потому что не каждый ребенок может извиняться перед взрослым в силу особенностей своего характера и воспитания. Достаточно будет того, что подросток просто поймет, что был не прав и пообещает не поступать подобным образом.

Если же подросток не хочет идти на контакт и продолжает агрессивное поведение, стоит обратиться к школьному психологу, чтобы тот для начала поговорил с подростком. Возможно, за таким девиантным поведением кроются серьезные причины. Могут быть проблемы в семье, в коллективе, с друзьями, любые переживания, травмирующие события. Психолог может провести диагностику. Вид диагностики психолог подберет после разговора с подростком. Если ситуация серьезная, то могут быть привлечены родители, так как воспитание прежде всего должно осуществляться семьёй.

5. Э. Басс предлагает концептуальную рамку, включающую три оси: фи­зическая - вербальная, активная - пассивная, прямая – непрямая.

Классификация видов агрессивного поведения по Э. Бассу представлена в нижеследующей таблице:

Разделение по направленности на объект Гетероагрессия - направленность на окружающих: убийства, изнаси­лования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т. д. Аугоагрессия - направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания
Разделение по причине появления Реактивная агрессия - представля­ет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.) Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях)
Разделение по целенаправлен­ности Инструментальная агрессия - совершается как средство достиже­ния результата: спортсмен, добива­ющийся победы, стоматолог, удаляющий больной зуб, ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр. Целевая (мотивационная) агрессия -выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его, мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр.
Разделение по открытости проявлений Прямая агрессия - направляется непосредственно на объект, вызы­вающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр. Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызываю­щие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с ра­боты «не в духе», срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр.
Разделение по форме проявления Вербальная- выражена в словесной форме: угро­зы, оскорбления, содер­жание которых прямо го­ворит о наличии отрица­тельных эмоций и воз­можности нанесения мо­рального и материаль­ного ущерба противнику Экспрессивная - проявляется не­вербальными средствами: жеста­ми, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит паль­цем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику Физическая -прямое приме­нение силы для нанесения мо­рального и фи­зического ущерба про­тивнику

Подобная классификация имеет существенную практическую ценность, поскольку человек обычно проявляет сразу несколько видов агрессии, причём они постоянно меняются, переходя друг в друга.

Разберем ситуацию: хулиган, разбивший витрину.

По направленности на объект - гетероагрессия;

По причине появления - скорее всего спонтанная. Здесь нельзя дать однозначную трактовку. Так как недостаточно изучена ситуация. Это может быть и реактивная агрессия и спонтанная одновременно, так как спонтанную реакцию могут вызвать какие-либо вполне определенные обстоятельства.
Например, ссора с другом повлекла за собой ухудшение настроения и ребенок шел и думал об этом, анализировал, вспоминая ближайшие негативные события. В таком случае присутствует реактивная реакция (ухудшение настроения из-за ссоры), а также спонтанная (когда накопилась агрессия и нашла выход внезапно, подвернулась витрина и ребенок не смог сдержаться).

По целенаправленности - целевая (мотивационная), нанесение ущерба. Данный пункт также сложно трактовать однозначно, так как описанная инструментальная агрессия не такая уж разрушительная, может и вовсе не агрессия в приведенных случаях (удаление зуба, стремление к победе).

По открытости проявлений - косвенная. Сама по себе витрина раздражения не вызывает, раздражение вызвано другими обстоятельствами.

По форме проявления - физическая, с применением силы.

По-моему мнению, классификация агрессии по Э. Бассу не позволяет оценивать данную ситуацию в полной мере, так как не достаточно учитывает внутренние мотивы агрессии.

 

Ситуация 3

Чужую культуру узнают именно по неприемлемой форме, свою культуру яснее начинают представлять именно на фоне этой неприемлемой формы. Причем, значимым оказывается бесконечный ряд поведенческих актов: и то, как человек ест, как он смеется, и то, как он одевается и т.д. В средневековой Японии ритуальное самоубийство - сэппуку - являлось одним из способов смыть нанесенное оскорбление в случаях, когда невозможно было ответить противнику мечом. Оскорбленный самурай, нередко на глазах недосягаемого противника, вспарывал мечом свой живот. Его оруженосец для облегчения мук несчастного отрубал ему голову. Последний самурай - японский писатель Юкио Мисима - покончил с собой таким традиционным способом в 1970 году, после неудавшейся попытки военного переворота с целью свержения «продажного проамериканского правительства». Японский генерал, захваченный Мисимой в заложники, тщетно пытался отговорить своего похитителя от столь «бесчеловечного поступка».

Вопросы и задания:

· Почему чужую культуру узнают именно по неприемлемой форме?

· Как на этом примере просматриваются нормы культуры? Социальные нормы?

· Какие нормы уместнее при описании свойств личности, и почему?

· Приведите примеры конвенциональной нормы и нормы объективной (не зависящей от оценивающего субъекта).

 

1. Осознание чужой культуры начинается со сравнения, человек подводит чужую культуру "под себя", сравнивает, отыскивая неприемлемые черты. Первым делом под сравнение попадают наиболее яркие отличительные черты, которые без труда выявляются на подсознательном уровне (бросаются в глаза). Далее человек начинает понимать, что в его родной культуре совсем не так. Таким образом приходит осознанность по отношению к своей культуре.

Анализ проблем освоения чужой культуры, культурного шока и аккультурации поставил перед исследователями закономерный вопрос о целенаправленном научении, о подготовке человека к жизни в чужой культуре и к межкультурному взаимодействию. Для этого, как считает один из крупнейших специалистов по межкультурной коммуникации М. Беннет, нужно развить у человека межкультурную чуткость (чувствительность). Поэтому в его модели освоения чужой культуры акцент делается на чувственном восприятии и толковании культурных различий.

Это и есть межкультурная чуткость. Людям важно осознать не сходство между собой, а различия, потому что все трудности межкультурной коммуникации проистекают именно из-за неприятия межкультурной разницы.

Поведение человека можно понять только из конкретной культурной ситуации, у культурного поведения нет стандарта правильности. Культурные различия — это не хорошо и не плохо, они просто есть. А разные типы поведения бывают приемлемыми или неприемлемыми только в конкретных социокультурных условиях.

Знакомство с чужой культурой сопровождается конфликтом с ней. В процессе этого конфликта человек начинает глубже осознавать свою собственную культуру, свое мировоззрение, свой подход к жизни и к людям.

Стрессогенное воздействие новой культуры на человека специалисты называют культурным шоком. Сходные понятия — шок перехода, культурная утомляемость. Разумеется, культурный шок имеет не только негативные последствия. Современные исследователи рассматривают его как нормальную реакцию, как часть обычного процесса адаптации к новым условиям. Более того, в ходе этого процесса личность не просто приобретает знания о новой культуре и о нормах поведения в ней, но и становится более развитой культурно, хотя испытывает при этом стресс. Когда успешно адаптировавшийся в чужой куль­туре человек возвращается к себе на родину, он сталкивается с необходимостью пройти реадаптацию к своей собственной куль­туре. Первое время человек радуется возвращению, встречам с друзьями, но потом начинает замечать, что какие-то особенности родной культуры кажутся ему странными и непривычными, и лишь постепенно он вновь при­спосабливается к жизни дома.

2. Для нас сэппуку кажется неприемлемым, но в Японии долгое время это считалось нормой. Так как для них честь выступала на главную роль. Здесь нет чего-то правильного или неправильного. "Правильность" будет рассматриваться лишь в контексте определенной культуры со своими нормами и традициями. Таким образом, норма является величиной переменной. Характер ее изменяется под воздействием разных факторов: возрастного, этнического, социального, профессионального, полового, идеологического и т.д. «Норма» – это условная и переменная величина, реальность которой наиболее отчетливо проявляется при взаимодействии различных культур.

В данном примере мы можем заметить, что Япония - богатая духовно страна, для японцев смерть не является страданием, если это дело чести. Считалось, что с помощью сэппуку смывается нанесенное оскорбление, и смерть в данном случае стоит выше принятия оскорбления. Лучше с достоинством принять героическую смерть, чем "замараться" оскорбительным позором, с каким невозможно будет достойно продолжать жить. Нам русским, например, этого не понять в полной мере, потому что мы более эгоистичный народ с другими ценностями. Мы впервую очередь задумаемся о физической боли, нежели о душевной, с душевной болью мы как-нибудь уж постараемся справиться. В примере мы можем наблюдать, что норма для японцев в конкретной ситуации - терпение, сила духа при любых обстоятельствах, смирение, сохранение чести до последней секунды.

Википедия дает следующее далее понятие социальных норм. Социальные нормы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены.

Одно из значений понятия "нормальный" — встречающийся чаще других, имеющий наибольшую вероятность появления. Конечно, такое объяснение носит несколько упрощенный характер. В действительности все обстоит сложнее. Социальная норма — это не обязательно реальное поведение, а нормативное поведение — это не просто наиболее часто встречающийся образец. Поскольку это понятие относится, главным образом, к социальным экспектациям (ожиданиям) "правильного" или "надлежащего" поведения, нормы подразумевают наличие какой-то законности, несут в себе оттенок согласия и предписания, т.е. требования выполнить что-либо или, напротив, запрет, налагаемый на какое-то действие.

В приведенном примере рассматриваются в качестве нормы отношение к смерти, к чести. Можно ли отнести конкретное отношение к смерти к социальным нормам? Да, так как социальная норма подразумевает также стереотипы поведения, негласные правила, которые на практике утвердились в жизни. Сейчас ситуация в Японии изменилась, настоящих самураев уже нет, поэтому это перестало быть социальной нормой.

3. В данном вопросе, я думаю, подразумеваются нормы, сравнивающие с эталоном и нормы, устанавливающие диапазон. Свойства личности в большинстве случаев трудно подвести под какой-то конкретный шаблон, оценить количественно. Исключением можно назвать какое-либо патологическое состояние с конкретными признаками. Например, «тревожность» может изменяться плавно, тогда как понятием «аффект» характеризуют состояние со вполне определенными признаками. Понятие нормы при изучении свойств личности расплывчато. Норма может иметь ввиду совершенно противоположные ситуации. Например, темпераменты - все четыре темперамента различны, но не правильно назвать какой-либо из них ненормальным. Тем не менее, при изучении качеств личности, психологу приходится подводить их под некий шаблон и выражать количественными значениями, а также приписывать чертам личности какую-то определенность, давать им обозначения (агрессивность, тревожность, ранимость, возбужденность). Диапазон нормативных количественных значений может быть большим, но он должен быть, чтобы была возможность иметь хоть какое-то представление о нормативности свойств личности. Нормой здесь выступает усредненное значение показателей большого количества опрошенных людей.

4. Конвенциональные нормы - совокупность общепринятых в данной общности правил и требований, играющих роль важнейшего средства регуляции поведения ее членов, характера их взаимоотношения, взаимодействия и общения.

Объективная норма - это характеристика существующих явлений или процессов (либо актов повеления), поэтому установить ее наличие и содержание можно лишь проанализировав социальную действительность. В социальной жизни существуют обычные, повторяющиеся отношения между членами общества. Эти отношения и подпадают под понятие объективной (реальной) нормы в поведении людей. Пример: рукопожатие, приличие за столом, деловой стиль одежды.

Конвенциальная норма значит полученная на основе договоренности. В науке, как правило, конвенциональные нормы возникают тогда, когда для последующей деятельности затруднительно назначить предельно строгие рациональные основания – не располагая ими, пользуются наиболее приемлемыми. Это же понятие используется и тогда, когда все основания, все мнения равноправно хороши (или равноправно плохи). Примеры конвенциональных норм: научные термины, правила дорожного движения, правила поведения на конкретном мероприятии.

 

 

Список используемых источников

1. Казакова Е.А. Теоретические подходы к рассмотрению дуальности "своё - чужое", - статья

2. Садохин А.П., Грушевитская Т.Г., Попков В.Д. Основы межкультурных коммуникаций

3. Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации5. Модель освоения чужой культуры М. Беннета

4. Белоусова З.И. Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков. – Запорожье, 1998;

5. А.В.Хомич Психология девиантного поведения, учебное пособие

6. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/osnovy-sociologii/

7. https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-rassmotreniya-dualnosti-svoyo-chuzhoe

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: