Гигиенические факторы

К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здо­ровья и повышающим эффект воздействия физических упражне­ний на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чи­стота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение об­щего режима дня, режима двигательной активности, режима пи­тания и сна.

Несоблюдение гигиенических требований снижает положитель­ный эффект занятий физическими упражнениями.

Методы физического воспитания

Под методами физического воспитания понимаются действия, которые необходимо предпринять для решения какой- либо задачи, или цели.

В физическом воспитании применяются две группы методов специфические (характерные только для процесса физи­ческого воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам физического воспитания относятся:

1) методы строго регламентированного упражнения.

2) методы стандартного упражнения.

3) методы переменного упражнения.

4) игровой метод (использование упражнений в игровой
форме);

5) соревновательный метод (использование упражнений в
соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, свя­занные с обучением технике выполнения физических упражне­ний и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы включают в себя:

1) словесные методы;

2) методы наглядного воздействия.

. Методы строго регламентированного упражнения

Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Они позволяют: 1) осу­ществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.); 2) строго регла­ментировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управ­лять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач; 3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки; 4) избирательно воспитывать физические качества;

В практике физического воспитания существуют:

1) целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);

2) расчлененно-конструктивный; 3) сопряженного воздействия.
Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на

любом этапе обучения. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т,п.).

Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в обшей структуре движе­ния, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.

Расчлененно-конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двига­тельного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

В практике физического воспитания целостный и расчлененно-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала присту­пают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают са­мые трудные выделенные элементы и в заключение возвращают­ся к целостному выполнению.

Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.

При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не иска­жалась

.

Методы стандартного упражнения- направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартные упр. могут быть непрерывными и интервальными.

Метод стандартно - непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (гребля, длительный бег,плавание)

Метод стандартно-интервального упр. заключается в повторении одной и той-же нагрузки с различным интервалом отдыха.

Методы переменного упр. характеризуются направленным изменением нагрузки которая может быть прогрессирующей варьирующей и убывающей. Прогрессирующая нагрузка ведет к повышению функциональных возможностей организма. Варьирующа я нагрузка направлена на предупреждение и устранение скоростных координационных и др. функциональных барьеров

Упр. с убывающей нагрузкой позволяют достигать больших обьёмов, что важно при воспитании выносливости.

 


Упражнения для всего тепа


Игровой метод

Основными методическими особенностями игрового метода являются

1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии.

2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимаю­щихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;

3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности.

4) соблюдение условий и правил игры в условиях противобор­ства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм.

5) присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоцио­нальности и привлекательности способствует формированию у за­нимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного ин­тереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям. Следует отметить, что нельзя занятие превращать в игру, любая игра должна проводится по оговорённым правилам, игра должна способствовать воспитанию чего-либо, а так-же проводить игру только при наличии к ней интереса.

Соревновательный метод

Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уров­ня подготовленности занимающихся. Обязательным условием со­ревновательного метода является подготовленность занимающих­ся к выполнению тех упражнений, в которых они должны сорев­новаться.

1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);

2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

Соревновательный метод позволяет

— стимулировать максимальное проявление двигательных
способностей и выявлять уровень их развития;

— выявлять и оценивать качество владения двигательными дей­ствиями;

— обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

— содействовать воспитанию волевых качеств.

К руговой метод

представляет собой выполнение специально подобранных упр. воздействующих на различные мышечные группы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно включает в круг 8-10 станций. Данный метод используется для воспитания и совершенствования всех физических качеств.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: