К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.
Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект занятий физическими упражнениями.
Методы физического воспитания
Под методами физического воспитания понимаются действия, которые необходимо предпринять для решения какой- либо задачи, или цели.
В физическом воспитании применяются две группы методов специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
К специфическим методам физического воспитания относятся:
1) методы строго регламентированного упражнения.
2) методы стандартного упражнения.
|
|
3) методы переменного упражнения.
4) игровой метод (использование упражнений в игровой
форме);
5) соревновательный метод (использование упражнений в
соревновательной форме).
С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.
Общепедагогические методы включают в себя:
1) словесные методы;
2) методы наглядного воздействия.
. Методы строго регламентированного упражнения
Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.
Они позволяют: 1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.); 2) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач; 3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки; 4) избирательно воспитывать физические качества;
В практике физического воспитания существуют:
1) целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);
2) расчлененно-конструктивный; 3) сопряженного воздействия.
Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на
любом этапе обучения. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т,п.).
Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в обшей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.
|
|
Расчлененно-конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.
В практике физического воспитания целостный и расчлененно-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.
Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.
При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась
.
Методы стандартного упражнения- направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартные упр. могут быть непрерывными и интервальными.
Метод стандартно - непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (гребля, длительный бег,плавание)
Метод стандартно-интервального упр. заключается в повторении одной и той-же нагрузки с различным интервалом отдыха.
Методы переменного упр. характеризуются направленным изменением нагрузки которая может быть прогрессирующей варьирующей и убывающей. Прогрессирующая нагрузка ведет к повышению функциональных возможностей организма. Варьирующа я нагрузка направлена на предупреждение и устранение скоростных координационных и др. функциональных барьеров
Упр. с убывающей нагрузкой позволяют достигать больших обьёмов, что важно при воспитании выносливости.
Упражнения для всего тепа |
Игровой метод
Основными методическими особенностями игрового метода являются
1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии.
2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;
3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности.
4) соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм.
5) присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям. Следует отметить, что нельзя занятие превращать в игру, любая игра должна проводится по оговорённым правилам, игра должна способствовать воспитанию чего-либо, а так-же проводить игру только при наличии к ней интереса.
|
|
Соревновательный метод
Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);
2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.
Соревновательный метод позволяет
— стимулировать максимальное проявление двигательных
способностей и выявлять уровень их развития;
— выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
— обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
— содействовать воспитанию волевых качеств.
К руговой метод
представляет собой выполнение специально подобранных упр. воздействующих на различные мышечные группы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно включает в круг 8-10 станций. Данный метод используется для воспитания и совершенствования всех физических качеств.