Расстройство почерка — ярко выраженный недостаток письма у детей со стёртой псевдобульбарной дизартрией, поэтому ещё в дошкольном возрасте необходимо проводить профилактическую работу по подготовке руки детей к письму.
Псевдобульбарная дизартрия возникает при двухстороннем поражении двигательных кортикоядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола, главным образом языкоглоточного, блуждающего, подъязычного. Эти пути занимают большую площадь, поэтому данная форма дизартрии встречается довольно часто. Наряду с нарушением речи у большинства детей с дизартрией отмечается психо-органический синдром, обусловленный поражением центральной нервной системы. Он проявляется в повышенной утомляемости, истощаемости, вялости, инертности, недостаточной активности и целенаправленности, низкой работоспособности.
Для псевдобульбарной дизартрии характерно повышение мышечного тонуса по типу спастичности, что проявляется в напряжённом состоянии всего ребёнка и затрудняет движение. Реже, на фоне ограничения объёма произвольных движений, наблюдается понижение мышечного тонуса— паретичность. Это проявляется в виде вялости, уменьшении силы движения, его замедленности и истощаемости. Чаще встречается смешанная форма, когда у ребёнка имеются все указанные явления нарушения моторики — почти одинаково выраженные симптомы пареза, спастичности и гиперкинезов.
У детей страдает произвольная моторика кистей и пальцев рук. Из- за расстройства мышечного тонуса гиперкинезов, отсутствия возможности последовательного сокращения и расслабления мышц рук возникают трудности в подготовке руки к письму. Поэтому дети пишут медленно, неразборчиво, быстро устают, резко нарушена плавность письма.
Нами исследовано состояние мелкой моторики у 40 детей в возрасте 5—6 лет (20 детей с нормальным речевым развитием и 20 детей со стёртой дизартрией).
Для выявления нарушений статической координации движений кистей и пальцев рук детям предлагалось выполнить следующие задания: сжать руку в кулак; разжать пальцы веером; соединить большой и указательный пальцы в кольцо; соединить пальцы одной руки с одноимёнными пальцами другой; показать указательный и средний пальцы.
Фиксировались: наличие-отсутствие движений, патологические изменения мышечного тонуса, не полный объём движений, синкинезии.
Сравнительный анализ экспериментальных данных показал значительную разницу в состоянии развития произвольной моторики кистей и пальцев рук у детей с нормальным развитием речи и детей со стёртой псевдобульбарной дизартрией (рис. 1).
Рис. 1. Состояние статической координации в мелкой моторике
у детей с нормальным развитием речи детей
со стёртой формой псевдобульбарной дизартрии.
Если у детей с нормальным развитием речи не наблюдается изменение мышечного тонуса, то у всех детей со стёртой псевдобульбарной дизартрией отмечено повышение или понижение мышечного тонуса кистей и пальцев рук (1,3 балла). Объём движений у детей с нормальным развитием речи нарушен
незначительно (2,7 б.). В то время как у детей со стёртой псевдобульбарной дизартрией из-за изменения мышечного тонуса в большинстве случаев наблюдается его нарушение (1,8 б.). В контрольной и экспериментальной группах отмечено изменение темпа движения, но если у детей нормальным развитием речи чаще наблюдается его увеличение, то у детей со стёртой псевдобульбарной дизартрией темп движения замедлен.
При исследовании состояния статической координации движений в мелкой моторике детей со стёртой псевдобульбарной дизартрией не выявлено ни одного ребёнка с высокой степенью сформированности этой функции (3,0 б.).
У трех детей со средней степенью сформированности функции (2,6 б.) наблюдалось патологическое изменение мышечного тонуса, что приводило к возникновению напряжения в кистях и пальцах рук. У детей этой группы темп и объём движений изменялся не значительно.
У восьми детей с низкой степенью сформированности функции (2,2 б.) наблюдалось патологическое изменение мышечного тонуса и замедление темпа движений. Дети испытывали затруднения при выполнении позы: показа указательного и среднего пальцев.
Девять детей (у них отмечалась самая низкая степень сформированности моторной функции, (1,8 б.) выполняли движения не в полном объёме. Они с трудом соединяли пальцы в кольцо и с одноимёнными пальцами другой руки, в замедленном темпе. Наблюдалось патологическое изменение мышечного тонуса в кистях.
При исследовании динамической координации движений мелкой моторики были использованы в модифицированном виде упражнения, описанные в работах Н.И. Озерецкого, А.Р. Лурия, Т.В. Ахутиной и др.
1) Большим пальцем поочерёдно надо было прикоснуться ко второму, третьему, четвёртому и пятому пальцам. Упражнение выполнялось одновременно обеими руками в медленном темпе, затем в максимально быстром темпе.
2) Пробы на реципрокную координацию движений обеих рук. Руки располагались на столе перед собой, причём одна кисть сжималась в кулак, у другой пальцы распрямлялись. Затем одновременно менялось положение обеих кистей: одна расправлялась а другая — сжималась.
3) Ребенку предлагалось положить перед собой обе кисти и попеременно постукивать правой рукой по 2 раза, а левой — 1 раз, плавно переходя от одной руки к другой, затем порядок ударов менялся на обратный.
4) Исходное положение — руки на столе, затем сжимаются в кулак, кисти ставились на ребро, а затем руки возвращались в исходное положение. Задание выполнялось по образцу и по словесной инструкции.
Фиксировались объём, динамическая координация и переключаемость движений, наличие-отсутствие патологически изменённого мышечного тонуса, синкинезий. Среди дошкольников экспериментальной группы не выявлено ни одного ребёнка с высокой степенью сформированности динамической координации движений (3,0 б).
У трех детей со средней степенью сформированности функции (2,6—2,2 б.) наблюдалось повышение мышечного тонуса, движения выполнялись не в полном объёме (не до конца распрямлялись пальцы и сжимались кулаки). Отмечено нарушение координации движений (дети одновременно сжимали и разжимали кулаки, неправильно воспроизводили ритмические структуры при выполнении задания №3).
Семь детей с низкой степенью сформированности функции (2,2 б.) движения выполняли не в полном объёме, в замедленном темпе. У них было выражено патологическое изменение мышечного тонуса, нарушена координация и переключаемость движений.
Десять детей с самой низкой степенью сформированности функции (1,8 б.) выполняли задания с трудом даже после многочисленных обучающих инструкций и показов.
Таким образом, у детей со стёртой псевдобульбарной дизартрией нарушены: переключение от одного движения к другому (2,0 б.); объём выполняемых движений (1,8 б.); координация движений (1,4 б.); значительно изменён мышечный тонус (1,6 балла) (рис. 2).
Рис. 2. Состояние динамической координации у детей
с нормальным развитием речи и у детей
со стёртой формой псевдобульбарной диэартрии.
Указанные нарушения моторных функций являются факторами риска при обучении детей письму. Наблюдаемое мышечное напряжение может привести к излишне сильному нажиму на карандаш, вызвать утомление, изменить характер почерка. Это выражается в написании букв разного размера, в непостоянном наклоне. Для облегчения письма ребёнок будет менять положение руки и ручки, напрягая или расслабляя мышцы кисти и предплечья.
Из-за нарушения переключения движений у детей возникнут затруднения при написании букв с элементами закруглений.
Неумение координировать движения различных звеньев руки (пальцев, кисти, предплечья и плечевой части) может привести к вынужденным остановкам, выходу штриха за строку, нечёткости движений или дрожанию руки в момент письма.
Для того чтобы к поступлению в школу у ребёнка сформировались функции, необходимые для освоения этого навыка, уже в дошкольном возрасте целесообразно проводить работу по развитию произвольной моторики кистей и пальцев рук. Нами были разработаны коррекционные занятия по подготовке руки к письму для детей со стёртой псевдобульбарной дизартрией. Каждое занятие начинается с упражнений, направленных на развитие статической и динамической координации рук, после чего дети переходят к письменным заданиям в тетрадях. В конце занятия проводятся игры с различными предметами.
1. Упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса рук, на развитие статической и динамической координации движений кистей и пальцев рук.
Развитие статической и динамической координации движений кистей и пальцев рук проходит в следующей последовательности: сначала формируется движение на одной руке, затем на другой. Далее движения выполняются задания обеими руками одновременно.
Для нормализации мышечного тонуса пальцев, кистей, предплечья и плечевой части руки используются следующие упражнения:
— Дети опускают руки вниз и потряхивают ненапряженными кистями.
— Имитируют стряхивание брызг с кистей рук.
— Имитируют полоскания белья.
— Поднимают скрещенные руки над головой, разднигая пальцы. («Рога оленя»).
— Опускают руки вниз, с силой сжимают кулаки, затем потряхивают ненапряженными кистями рук.
— Дети легко сжимают кулаки. (Кошка добрая, она прячет свои коготки в подушечки лапок).
— Дети разжимают кулаки, раз вигая и напрягая пальцы. (Кошка рассердилась и выпустила свои когти).
Используются также пальчиковые игры на развитие произвольного на пряжения и расслабления пальцев и кистей рук, описанные в специаль ной литературе.
Для развития статической координации кистей рук используются упражнения, описанные в работах А.Р. Лурия, Н.И. Озерецкого, Л.В. Лопатиной,
Н.В. Серебряковой. Укажем некоторые из них.
— Вытянуть руку вперёд. Все пальцы, кроме большого сжать, большой палец поднять вверх.
— Вытянуть указательный и средний пальцы, остальные пальцы сжать. («Заяц»).
— Вытянутьуказательный палец и мизинец, остальные пальцы сжать — Вытянуть большой палец и мизинец, остальные пальцы сжать. («Коза»).
— Вытянуть вперёд средний палец (хобот), остальные пальцы поставить на стол (ноги). («Слон»).
— Положить пальцы правой руки на пальцы левой. («Мостик»).
Далее проводятся упражнения для развития динамической координации кистей рук в процессе выполнения последовательно организованных движений. Используются упражнения, описанные в работах А.Р. Лурия, Н.И. Озерецкого, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Е.Л. Узоровой, О.В. Нефёдовой.
— Поочерёдно прикоснуться большим пальцем к указательному, среднему, безымянномуи мизинцу. («Здороваются»).
— Пальцами правой руки поочерёдно «поздороваться» (похлопывая подушечками пальцев) с пальцами левой руки, начиная с большого.
— Поочерёдно загибать пальцы сначала на левой, затем на правой руке, начиная с мизинца, под ритм стихотворения:
Ежик топал по дорожке
И гриб нёс в лукошке.
Чтоб грибочки сосчитать,
Надо пальцы загибать.
— Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на стол пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы (рука подпрыгивает над столом) и кладут руки на стол. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на стол.
Две весёлые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
— Одновременно менять положение кистей рук: одну сжимать в кулак, другую разжимать, выпрямляя пальцы.
— Одновременно выбрасывать кисти рук вперёд, при этом пальцы одной руки сжимать в кулак, пальцы другой — соединять в кольцо.
— Синхронно выполнять движения кистями обеих рук вверх — вниз с одновременным подключением кистевого замаха, затем — влево — вправо. («Веселые маляры»).
— Положить перед собой обе кисти и попеременно постукивать правой рукой по 2 раза, а левой — 1 раз, плавно переходя от одной руки к другой, затем порядок ударов меняется на обратный.
2. Развитие графо-моторных навыков.
Вначале детей обучают правильно держать карандаш, расслаблять руку, если возникает напряжение.
Дети аккуратно раскрашивают различные изображения, не выходя за контуры рисунка. Учатся обводке рисунков с помощью различных трафаретов и картинок-обводок, штрихованию. На первых занятиях используются альбомные листы и различные раскраски.
Работа в тетрадях начинается с расстановки точек на листе бумаги. Затем дети учатся рисовать «пружинки» и «волны». Если ребёнку не удаётся тот или иной рисунок, на занятии используются элементы копирования. На образец накладывается калька, ребёнок копирует рисунок, а затем продолжает работу самостоятельно.
Для развития координации предплечья, кисти и пальцев руки детям предлагается рисовать разноцветные круги, овалы и другие геометрические фигуры (один располагается в другом до «точки»), цветы с лепестками, волны, облака.