У дошкольников со стертой дизартрией. В психологии и психолингвистике речь рассматривается как специфическая, иерархически организованная речевая деятельность

 

 

В психологии и психолингвистике речь рассматривается как специфическая, иерархически организованная речевая деятельность, в структуре которой

выделяются различные талоны (фазы, уровни) (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский,

Н.И. Жинкин, И.А.Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев и др.).

Анализ различных моделей порождения речевого высказывания показывает, что общепризнанным является выделение в основном трех уровней (этапов) его порождения. Заключительным этапом, определяемым как внешняя речь

(Л.С. Выготский), считается моторная организация высказывания («моторная реализация» по А.А. Ле онтьеву, ТВ. Ахутиной), осуществляемая с участием процесса восприятия. Этот этап порождения речевого высказывания имеет свои специфические черты и в значительной мере определяет действительность реализации речи.

Внешняя временная реализация речевого высказывания определяется совершенством речевого механизма, представляющего совокупность определенных автомеханизмов. Механизм реализации речевого высказывания складывается из:

• действий оформления: внешнего, т.е. произношения и интонирования, и внутреннего, структурного, т.е. грамматического;

• действий оперирования, которые, хотя и включаются в состав действий оформления, тем не менее представляют собой особую, самостоятельную категорию. Они являются не только средством создания первых, но в значительной мере и инструментом построения внутренней схемы.

При дизартрии (различной степени выраженности) прежде всего нарушается реализация моторной (двигательной) программы за счет несформированности операций внешнего оформления высказывания, что проявляется в артикуляторно-акустических и просодических нарушениях. Нарушения внешней временной реализации речевого высказывания при стертой дизартрии обусловлены поражением различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи, что обусловливает значимость изучения качественного своеобразия фонетико-фонематических нарушений в структуре дефекта при различных клинических формах стертой дизартрии.

Отсутствие научно-обоснованных критериев построения системы

дифференцированной коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей со стертой дизартрией побудило нас провести анализ индивидуальных различий и сгруппировать детей в соответствии с их индивидуально-типологическими особенностями. Для этого нами был применен кластер-анализ, сущность которого заключается в классификации объектов по их сходству.

Использование математического метода кластер-анализа позволило нам классифицировать индивидуально-типологические особенности детей со стертой дизартрией по состоянию фонетических средств языка, функций фонологической системы, двигательной сферы.

Все испытуемые, подвергшиеся кластеризации, разделились на четыре кластера. Анализ выделенных кластеров с их содержательной стороны показал, что каждый кластер характеризуется преимущественно высоким уровнем развития одних и низким уровнем развития других показателей.

Соотношение исследуемых показателей (фонетические средства языка, функции фонологической системы, двигательная сфера) является неоднородным в выделенных кластерах. Так, в первом кластере, в который по результатам классификации методом кластер-анализа вошли дети со стертой корковой дизартрией в системе элементов фонетических средств языка преобладали

проявления нарушений продуцирования сегментных единиц при относительно высоких возможностях ее восприятия. Дети этого кластера обладали достаточными потенциальными возможностями воспроизведения супрасегментных единиц фонетических средств языка. Данные исследования свидетельствуют о том, что

физические свойства этих единиц (частота, интенсивность, длительность) оказались более сохранными, чего нельзя сказать о возможности употребления их в соответствии с правилами языка.

Во втором кластере, объединившем по результатам классификации методом кластеризации детей со стертой экстрапирамидной дизартрией, отмечалась обратная картина. У них наблюдались незначительные нарушения восприятия и воспроизведения сегментных единиц системы фонетических средств языка при

выраженных нарушениях восприятия и воспроизведения супрасегментных. Дети не только испытывали трудности при их употреблении в соответствии с существующими в языке правилами, но и имели значительные нарушения различных физических свойств.

Детей третьего кластера — со стертой псевдобульбарной дизартрией — отличал низкий уровень практически всех показателей, характеризующих состояние элементов системы фонетических средств языка: сегментных, супрасегментных единиц и правил их употребления. Они характеризовались значительными нарушениями звукопроизношения, интонационного (по всем компонентам интонации) оформления высказывания, снижением уровня сформированности восприятия и распознавания звуков речи, фонематического восприятия (дифференциации фонем), фонематических процессов (по сравнению с детьми первых двух кластеров).

Характер соотношения исследуемых показателей в четвертом кластере, включавшем детей со смешанной стертой дизартрией, по большинству параметров совпадал с характером их соотношений в третьем кластере. На наш взгляд это объясняется тем, что среди дошкольников со смешанной стертой дизартрией преобладали дети, в структуре дефекта которых был наиболее выражен псевдобульбарный компонент.

Общим для всех кластеров являлся преимущественно низкий уровень сформированности двигательной сферы, и, недостаточный уровень сформированности функций фонологической системы. В результате исследования установлено, что различное соотношение изучаемых показателей в выделенных кластерах обусловлено неоднородностью нарушений психофизиологических механизмов овладения системой фонетических средств языка.

Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что у дошкольников со стертой дизартрией имеют место общие, характерные для всех детей фонетико-фонематические нарушения и специфические, свойственные различным группам детей с исследуемой речевой патологией. В каждой группе обнаружен неодинаковый характер фонетико-фонематических расстройств.

Анализ состояния и соотношения показателей, характеризующих фонетические средства языка, фонологическую систему и двигательную сферу дошкольников со стертой дизартрией показал наличие индивидуально-типологических особенностей детей с разными формами стертой дизартрии, позволил выделить и охарактеризовать неоднородную структуру фонетико-фонематического дефекта, что является важным для построения системы дифференцированной коррекции выявленных нарушений в процессе логопедического воздействия.

 

Лопатина Л.В., докт. пед. наук, профессор, зав. кафедрой логопедии РГПУ им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

Ж. «Логопед в детском саду», № 5 (20), 2007

 

 

Сухонина Н.И.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: