Формирование просодических компонентов речи направлено в первую очередь на развитие темпоритмических речевых характеристик, далее — на совершенствование плавности произношения и развитие интонационной выразительности.
Развитие темпоритмических структур проводится в неречевом и в речевом плане. Для развития темпоритмического чувства вне речи ребенку предлагается воспроизвести хлопками или ударами ладони по столу заданный ритм.
Развитию темпоритмического чувства способствует работа с ритмическими схемами. Детям предлагается воспроизвести прослушанный ритмический рисунок с помощью выкладывания палочек на столе, а затем — хлопками с опорой на эту схему. Потом к хлопкам присоединяется произношение звуков, например, теплоход сигналит: у-у-у. Затем ребенку предлагаегся воспроизвести темпоритм, заданный речевыми звуками, слогами, и наконец, воспроизвести слова, словосочетания с акцентом на ударном слоге, с определенным ритмическим рисунком.
К работе по развитию просодики относится и работа над четкостью
|
|
произношения и дикцией. Для этого, прежде всего, отрабатывается произношение простых слоюв. Например, дети изображают, как строчит пулемет: та-та-та или ба-ба-ба. Слоги при этом произносятся утрированно четко, с некоторой задержкой на смычных согласных.
Далее ведется работа над произношением фонетически простых слов, словосочетаний или коротких фраз. Для этого можно использовать чистоговорки, потешки, например: ба-ба-ба — банка; бы - бы-бы — у меня бобы. Этот материал произносится сначала медленно, а потом более быстро, но главным условием является чистота и четкость произношения, На таком простом материале отрабатывается изменение интонации.
Затем предлагается проговаривание фонетически простых скороговорок в медленном темпе. Например: От топота копыт пыль по полю летит. Сначала необходимо разобрать смысл скороговорки, далее — объяснить, что при ее произнесении мы как бы имитируем топот, т. е. произносим звуки так четко, что они «отлетают от зубов». Постепенно можно ускорять темп произношения и на материале скороговорки работать над изменением интонации и смещением логического ударения.