Связь формирования фонетико-фонематической системы

С развитием лексико-грамматического строя речи.

Формирование фонетико-фонематической системы при дизартрии необходимо сочетать с работой по развитию лексико-грамматических компонентов речи. При планировании этой работы нужно ориентироваться на то, с каким лексико-грамматическим материалом можно связать содержание основной работы, и на последовательность развития лексико-грамматических структур в онтогенезе.

Так же как и другие системы языка, фонетико-фонематическая система организована парадигматически и синтагматически. Эти организационные линии разных систем — формообразующую и словообразующую — необходимо последовательно выстраивать.

Фонологическая синтагматика подразумевает слияние фонетических единиц, в результате которого возникают новые образования — слова. Поэтому при автоматизации звукопроизношения используется прием добавления слогов с целью получения новых слов. Например: го-ра, но-ра, Ве-ра; ра-ма, Ра-я, ра ки. Полученные слова анализируются с лексической точки зрения, включаются в словосочетания, фразы. Может быть поставлена двойная задача образования слов — добавление к нужному слогу другого слога так, чтобы получилось название предмета (мебели, одежды...); чтобы получилось название действия и т. п.

При автоматизации звуков могут быть использованы и различные грамматические парадигмы. Так, для автоматизации Л в словах используется прием образования глаголов прошедшего времени единственного числа женского и мужского рода.

Эффективность логопедической работы по коррекции дизартрии у детей во многом определяется личностными качествами, как логопеда, так и ребенка. При этом, чем более выражено расстройство, тем большее значение имеют личностные качества. Часто для получения результатов нужно проявлять много терпения и упорства.

От логопеда требуется стремление к пониманию сути расстройства, осмысленному нестандартному подходу в работе, постепенному формированию у ребенка прочных навыков. Логопед должен формировать у ребенка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И все это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка, не превращая занятия в нудные тренировки.

В логопедическую практику все больше и больше входит использование различных тренажеров, в том числе компьютерных, однако никакой тренажер не заменит специалиста, который должен подбирать каждому ребенку индивидуальную программу коррекции с учетом его состояния.

И.А.Смирнова

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: