Управление формированием артикуляционного праксиса, результатом которого должно стать правильное произношение

Формирование правильного звукопроизношения во всех позициях — от изолированного произношения до произношения в связной речи — это и есть формирование артикулящаонного праксиса.

Сначала необходимо поработать над улучшением звучания тех фонем, которые ребенок воспроизводит без искажений. В процессе такой работы появляется возможность произвольного управления собственным произношением и укрепляются те сохранные звенья, которые будут опорой в дальнейшей работе. При определении последовательности работы над сохранными фонемами ориентиром является развитие фонематической системы в онтогенезе. В дальнейшем, при переходе к коррекции неправильно произносимых фонем, нужно в первую очередь работать над теми, которые у данного ребенка лучше корригируются.

Основным условием успешного формирования артикуляционного праксиса является последовательная отработка всех компонентов артикуляции, начиная с базовых, с постепенным добавлением к ним новых элементов. На каждом этапе формирования звука необходимо подключать слуховой и зрительный контроль.

Артикуляцию необходимо формировать по ходу звука, т. е. сначала вырабатывать способ подачи воздушной струи. Затем для отработки гласных звуков, соноров и шумных звонких к воздушной струе присоединяется

голосоподача. Далее необходимо тщательно отработать подачу голосодыхательной струи к фокусу артикуляции. Следующий момент для язычных звуков — выработка позиции языка, для губных звуков — выработка позиции губ. Как правило, специальная помощь требуется при постановке свистящих, шипящих звуков, а также Л, Л’, Р, Р’. При дизартрии эти звуки нужно ставить медленно, ступенчато, отрабатывая каждый компонент и присоединяя новые компоненты к уже отработанным. Нужно помнить, что быстро автоматизируются только хорошо поставленные звуки. Качественная постановка всегда требует времени, так как в процессе ее совершается подгонка, притирка элементов движения артикуляционного аппарата. Если мы пропускаем какие-то элементы или отрабатываем их разрозненно, то их слияние происходит уже в процессе автоматизации, обычно медленно и не всегда успешно.

Когда мы придерживаемся идеи опережающето развития фонематической системы, то приходим к выводу, что целесообразно сначала ставить звонкие звуки, а потом уже глухие, так как звонкий звук лучше опознаетсл ребенком на слух.

Для постановки звука З необходимо, прежде всего, отработать продувание плавной воздушной струи по средней линии языка в передние отделы артикуляционного аппарата. После проведения обычных дыхательных упражнений мы предлагаем поставить ладонь под подбородок и подуть на нее — на ладони возникает ощущение холодной воздушной струи.

Далее к воздушной струе присоединяется голос — возникает звук, сходный со звуками У, В.

Следующим моментом является создание ощущения голосодыхательной струи на кончике языка. Для этого мы предлагаем положить кончик языка на нижнюю губу таким образом, чтобы он ровно закрывал ее.

В этом положении ставим ладонь под подбородок и подаем голосодыхательную струю. На ладони и кончике языка ощущается прохождение холодной воздушной струи, при этом слышится звук, близкий к В.

После того как ребенок уверенно выполнит данное упражнение, ему предлагается оскалить зубы и положить кончик языка между резцами, так, чтобы край языка ровно лежал на нижних резцах, а верхние резцы легко касались языка, но не прижимали его. В таком положении подается голосодыхательная струя и слышится звук, похожий на З.

Далее необходимо отработать ощущение легкого касания кончика языка, так как в дальнейшем потребуется, что бы язык без напряжения касался внутренней поверхности нижних резцов. Для этого мы просим ребенка высунуть кончик языка и щекочем его шариковым зондом. Спрашиваем ребенка, почувствовал ли он щекотание. Затем предлагаем произвести несколько боковых движений языком с касанием нижних резцов до ощущения щекотки.

После того как ребенок научится легко касаться кончиком языка нижних резцов, ему предлагается снова произнести звук на оскале в межзубном положении, а затем — выполнить то же самое с легкими боковыми движениями широким кончиком языка. Далее, с такими же боковыми движениями, нужно убрать кончик языка за нижние резцы. Во время этого упражнения у ребенка должно сохраняться ощущение щекотания кончика языка, и голосодыхательная струя должна подаваться непрерывно. При этом полученный межзубный прообраз звука З должен приобрести правильное звучание.

К полученному правильному звучанию мы привлекаем внимание ребенка и предлагаем самостоятельно его воспроизвести, уже ориентируясь на собственный слух. При необходимости повторяем процесс постановки из межзубного положения.

При такой постановке звука обычно звук С корригируется спонтанно по мере автоматизации звука З. При необходимости звук С ставится по приведенной выше схеме постановки звука З без включения голоса.

З’ ставится в сочетании и-зз-иии, С’ — в сочетании и-ссс-иии.

Звук Ц также обычно корригируется спонтанно после автоматизации С и формирования фонематических представлений. Если требуется специальная постановка, то используется сочетание а-т-с или аналогичное сочетание с другим гласным. Эго сочетание нужно произносить с ускорением.

Для постановки звука Ж необходимо сначала отработать продувание

воздушной струи через середину распластанного языка, затем положить

распластанный кончик языка на верхнюю губу так, чтобы он ровно закрывал ее, и подуть. На кончике носа должно возникнуть ощущение теплой воздушной струи. Если ребенок не может положить язык на верхнюю губу, нужно выполнить

упражнения на присасывание языка к верхней губе и укладывание языка в верхнее преддверие рта. Можно придерживать язык на верхней губе с помощью нижней губы, приподнимая ее пальцем. (В логопедии высказывается мнение о том, что такая поддержка представляет собой синкинезию, с которой надо бороться. Но синкинезии являются непроизвольными движениями, сопутствующими основному движению; в данном случае подключение нижней губы осуществляется произвольно, а следовательно, эти движения нельзя считать синкинезией.) Далее к подаче воздушной струи на кончик носа присоединяется голос, и слышится звук, похожий на В.

Когда усвоена предыдущая позиция, нужно во время подачи голосодыхательной струи медленно убирать язык за верхние зубы на оскале до получения звука Ж.

Одна из распространенных в логопедической практике ошибок — постановка губ в виде рупора при артикуляции шипящих. У детей с дизартрией это провоцирует сужение языка и подъем его средней части. Нужно ставить звуки в положении оскала, при этом язык обычно распластывается. В дальнейшем, при автоматизации, положение губ устанавливается соответственно артикуляции соседних звуков.

Звук Ж при дизартрии успешно ставится и с помощью зондов. Для этой цели можно использовать короткий клюв или печатку, которые подводятся под переднюю часть языка. Ребенку предлагается пожужжать. Внимание ребенка фиксируется на нужном звучании.

Затем логопед, слегка перемещая зонд вперед-назад, меняет звучание и просит ребенка движениями головы ответить, правильно или неправильно звучит звук. (Есть жук или он улетел?) После этого логопед предлагает ребенку самому взять зонд и поискать у себя во рту нужный звук. Обычно при таком подходе ребенок скорее осваивает самостоятельное произношение, нежели может реально помочь себе зондом.

Вопреки расхожим представлениям для произношения звука Ж требуется небольшой подъем кончика языка, при чем щель для прохождения воздуха образуется неширокая и не ровно посередине, так как тело человека вообще несимметрично. Поэтому с помощью зонда мы не столько задаем положение языка, сколько создаем тот акустический эталон, к которому стремится ребенок. Поза языка при этом индивидуальна в соответствии со строением и моторными возможностями ребенка.

Звук Ш обычно спонтанно корригируется после автоматизации Ж или ставится по той же схеме, что и Ж, но без включения голоса.

Звук Щ можно поставить в сочетании и-шшш-иии. Можно использовать зонды аналогично постановке звука Ж.

Ч ставится в сочетании а-ть-щ или в аналогичном сочетании с другим гласным.

Звук Л нужно ставить после отрабатки подачи воздушной струи в передние отделы артикуляционного аппарата. Для этого звука особенно важно, чтобы голосодыхательная струя не фокусировалась в задних отделах, потому что вследствие подъема задней части языка воздушная струя часто уходит в нос.

Для постановки звука Л нужно сначала попросить ребенка пропеть а-а-а с широко открытым ртом. Далее предложить ему во время пропевания касаться узким ковчиком языка поочередно то нижней, то верхней губы. Затем мы просим ребенка показать кончиком языка середину верхней губы и слегка нажать на нее. После этого ребенку предлагается во время пропевания а-а-а несколь ко раз плотно прижимать узкий кончик языка к середине верхней губы. При этом получаются мелодичные слоги ла-ла-ла. Мы фиксируем внимание ребенка на полученном звуке Л и предлагаем ему повторить упражнение, перемещая кончик языка к верхним резцам и убирая его за резцы, к их корням.

При выраженных нарушениях координации ребенку трудно устанавливать кончик языка на середину верхней губы. В таких случаях мы предлагаем ставить язык к верхнему преддверию рта, слегка фиксировать его кончик в преддверии и далее выполнять упражнение в такой позиции.

Не рекомендуется ставить звук Л, прикусывая кончик языка, так как при этом не формируется необходимый прогиб в средней части языка и при переводе языка за верхние зубы часто получается полусмягченный звук. Кроме того, при этом способе постановки звук часто получается с напряжением и эффектом «сдавленности».

Для получения звука Л нужно плотно прижать переднюю часть спинки языка к нёбу так, чтобы кончик языка касался зубов. Это можно сделать с помощью шарикового зонда или чистого пальца.

Существует много приемов постановки звука Р.

Необходимо добиться, чтобы вибрировал поднятый передний край широко распластанного языка. Поэтому сначала нужно убедиться в том, что подъему широкого языка не мешает подъязычная связка. При укороченной связке необходима консультация хирурга. В том случае, если проблема не решается путем оперативного вмешательства, осуществляется растягивание связки с помощью упражнений. Для растягивания связки применяются любые упражнения на движения языка, особенно вверх. Это могут быть облизывание губ с широко раскрытым ртом, облизывание нёба в передне-заднем направлении, вытягивание языка к носу и т. п.

При постановке звука Р важно сформировать ощущение воздушной струи на кончике языка. Для этого можно применить задувание на кончик носа при укладывании широкого языка на верхнюю губу — так же, как при постановке звука Ж.

Следующим этапом является отработка подвижности широкого кончика языка. Для этого применяются присасывание кончика языка к нёбу («цоканье»), «болтушка» (быстрое высовывание языка изо рта и втягивание обратно со звуками бл-бл-бл) и т. п.

Далее ребенку предлагается на оскале распластанным кончиком языка ударять по нёбу, произнося прямые слоги с полусмягченным Д: да-да-да, дэ-дэ-дэ... Эти слоги произносятся многократно в разном ритме, со смещением ударения, с постепенным ускорением темпа. Д при этом звучит, как в английском языке. При ускорении темпа ребенку предлагается дополнительно поддувать на кончик языка — к слогам добавляется слабая вибрация, которая постепенно усиливается.

Звук Р можно поставить от сочетания дз. Ребенку предлагается на оскале произносить сочетание дз, удерживая кончик языка сначала за нижними зубами, затем за верхними зубами. Далее, при произнесении дз с языком за верхними зубами, скорость произношения увеличивается и добавляется поддувание на кончик языка.

Можно начать постановку Р при межзубном положении языка. Сначала мы предлагаем ребенку поиграть пальцем на губах — слышится гудение с призвуком б. Далее просим положить язык на верхнюю губу, ровно закрывая ее кончиком языка. В таком положении предлагаем подать голосодыхательную струю и поиграть пальцем только на нижней губе. При этом создается вибрация, которая передается на верхнюю губу и кончик языка. К этому упражнению присоединяется поддувание на кончик носа — получается легкая вибрация кончика языка, который постепенно переводится за верхние зубы.

Логопеды любят использовать прием «балалайка». Ребенку предлагается на оскале произносить многократно д-д-д или жжж. В это время логопед подводит шариковый зонд под кончик языка и быстрыми горизонтальными движениями создает вибрацию. Не рекомендуется с помощью этого приема получать изолированный звук, так как при этом часто образуется слишком раскатистое звучание, которое препятствует автоматизации.

Поэтому необходимо при получении таким способом изолированного звука сразу вводить его в слоги. Мы делаем «балалайку» и говорим ребенку:

«Как только я выну зонд, сразу произноси ааа (или другой гласный звук)».

В том случае, если ребенок не может поднять кончик языка, «балалайку» можно делать, положив ребенка на спину со слегка запрокинутой головой. При этом кончик языка поднимается вверх, а «балалайка» служит заодно и средством его активизации.

Р’ можно поставить в сочетании иии-ррр-иии.

Безусловно, перечисленные приемы постановки звуков не являются исчерпывающими. Логопед может использовать различные приемы и в процессе работы изобретать новые с учетом индивидуальности ребенка. В данных приемах показан стандартный подход к постановке звуков.

Полученный звук нужно сразу же вводить в слог. Сложные для произношения согласные целесообразно сразу ставить в слогах, не добиваясь их чистого изолированного звучания, и уже в слогах отрабатывать их правильное произношение.

Существует правило: щелевые звуки сначала автоматизируются в открытых слогах, смьгчные и аффрикаты — в закрытых.

Автоматизация в слогах является важным элементом работы над звукопроизношением. Эта работа сочетается с развитием просодических компонентов речи — речевого ритма, темпа, интонации. Для этого нужно использовать игровые приемы.

Например, мы говорим ребенку, что он изображает большой колокол, медленно произнося ЛА-ЛА-ЛА..., а маленький колокол произносит аа-ла-ла... быстро. Колокола переговариваются. Один говорит: Ла-ла-ла. Другой спрашивает:

Ла-ла-ла? Третий отвечает: Ла-ла-ла!

После автоматизации звука в слогах ребенку предлагается произносить слова с отработанными слогами. Работу по автоматизации звуков в словах сочетают с развитием сложных форм фонематического анализа и синтеза, а также с развитием лексико-грамматического строя речи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: