Воспитание навыков управления дыханием, позволяющих подавать направленную воздушную струю нужным способом к фокусу артикуляции

Перед началом работы по развитию дыхательной системы нужно удостовериться в том, что у ребенка чистые носовые ходы (это необходимо делать всегда перед логопедическим занятием). Сначала формируется диафрагмальное дыхание. Нужно положить одну руку ребенка на его собственный живот, а другую на живот логопеда так, чтобы ребенок смог почувствовать ритмическое поднимание и опускание брюшной стенки. Благодаря этому он начинает ощущать ритм и направление потока дыхания.

Далее в отработке дыхания важно достичь слияния визуальных, слуховых, тактильных и мышечных ощущений. Для этого можно использовать разные упражнения.

• Очень эффективно создание ощущения воздушного потока на ладони и, особенно на кончике пальца. Перемещая палец в стороны, отодвигая его ото рта, мы тренируем ребенка в способности менять направление выдыхаемой воздушной струи.

• Когда ребенок дует на тонкую бумагу, прикрепленную к нитке, он может визуально контролировать силу своего выдоха и способ подачи воздушной струи — плавно или толчком.

• В магазинах и аптеках продаются специальные игрушки для развития дыхания, начиная с вертушек из фольги, которые крутятся от малейшего движения воздуха, и заканчивая разнообразными свистками с движущимися деталями.

• Наиболее сложным и эффективным способом развития дыхания является надувание воздушных шаров. В упражнениях отрабатываются:

а) объем выдыхаемого воздуха,

б) направленность воздушной струи прежде всего в ротовой или носовой резонатор и далее — в средние отделы рта (раздувание щек) или в передние отделы;

в) способ подачи воздушной струи:плавно или толчком,

г) ощущение препятствий для выхода воздушной струи (препятствия создаются рукой, губами, языком).

Важным условием выполнения дыхательных упражнений является то, что грудная клетка должна быть максимально свободна и расслаблена.

К дыхательным упражнениям постепенно нужно подключать голосовые и речевые. Так, при наращивании объема выдыхаемого воздуха мы просим потянуть гласный звук, например, столько времени, сколько разматывается нитка или растягивается пружинка. Можно подсчитать, сколько произнесено слогов на одном выдохе. Можно предложить упражнения на произнесение на одном выдохе такого речевого материала, который с каждым разом увеличивается на 1 слог.

 

Синхронизация дыхания с мягкой голосоподачей,

В результате — образование свободного прохождения голосодыхательной струи в передние отделы речевого аппарата.

Необходимо найти естественное звучание голоса ребенка Для этого нужно обеспечить максимально свободную голосоподачу.

Голосовые упражнения нужно проводить в игровой форме, придавая смысл вокализациям. Детям можно предложить:

• имитировать гудение приближающейся и удаляющейся электрички;

• изобразить подъем и спуск звуков по лестнице;

• изобразить подъем и спуск звуков на лифте;

• имитировать звук сирены пожарной машины: сначала на расстоянии, затем когда она подойдет ближе и когда она удаляется.

Дыхательно-голосовые упражнения объединяются с работой по формированию просодических компонентов речи — ее темпа, ритма, интонации.

 

Формирование просодических компонентов речи, позволяющее успешно имитировать звучание различных речевых фрагментов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: